Искусство

«Алания: образы прошлого»

В выставочном зале Союза художников РСО-А (на проспекте Коста) 5 декабря, в рамках подготовки к 1100-летию Крещения Алании, открылась выставка-конкурс живописи и графики «Алания: образы прошлого». Организатор – Владикавказская и Аланская епархия совместно с Союзом художников РСО-А.

Всего на выставке представлено около полусотни работ 17 художников разных поколений Осетии – Алании. Одним из любимых образов для наших художников стал древнегреческий философ Анахарсис (один из семи мудрецов древности), скиф по происхождению (по другим сведениям, сак). Интересно сравнить, каким его видят отец и сын Харебовы (Валан и Давид). По словам художника Давида Харебова, он изучал источники об Анахарсисе, как письменные, так и визуальные. Самое обстоятельное письменное свидетельство о нем оставил Геродот (484–425 гг. до н.э.). Он жил на полтора столетия позже скифского мудреца. Из его сообщения следует, что даже через полтора столетия современники историка хорошо помнили Анахарсиса, который запомнился грекам и поразил их нестандартностью своего мышления.

Кроме отца и сына Харебовых, к разработке темы Анахарсиса обратились Батрадз Кучиев и Жорж Гасинов. Отметим, что тема Анахарсиса вообще очень популярна в осетинском искусстве: например, Анатолий Дзантиев написал пьесу «Анахарсис», а заведующая отделом искусств Национальной научной библиотеки РСО-А Фариза Басиева составила библиографический указатель «Скиф по имени Анахарсис». Представленные на выставке работы могли бы стать прекрасным иллюстративным материалом к этому солидному справочному изданию.

Всеобщее внимание посетителей выставки привлекало также историческое полотно художника Виктора Цаллагова «Благословение». Сложная многофигурная композиция (все фигуры изображены на переднем плане, всего их одиннадцать) отсылает нас к XII веку. По словам художника, ему пришлось изучать костюмы той эпохи. Большую помощь ему в этом оказали ученые Института истории и археологии СОГУ им. К.Л. Хетагурова. «В эпосе ты свободен, – говорит Виктор Цаллагов. – Ты фантазируешь, сочиняешь, что хочешь. А вот в картине на историческую тему надо быть точным. Какой была обувь? Какой длины костюм? Какой орнамент? Надо работать с музейными коллекциями, спрашивать специалистов. Например, я выяснил, что наши предки в то время украшали обувь бубенчиками. Это видно на картине. Узнаешь массу нового, и это очень полезно».

Отметим, что одним из условий конкурса были историческая достоверность и правдивость в воссоздании прошлого Алании. Поэтому в течение целого года учредителями выставки организовывались встречи художников с учеными-историками, а также экскурсии в Музей древностей Алании при СОГУ, где археологи рассказывали и показывали нашим творцам аутентичные орнаменты, предметы быта, одежду средневековых алан, элементы конской упряжи, вооружения.

Со словами о важности этого конкурса к его участникам обратились министр культуры РСО-А Руслан Мильдзихов, председатель Союза художников РСО-А Таймураз Маргиев, представитель Владикавказской и Аланской епархии иерей Кусов. Все выступавшие отмечали, что в обществе созрел большой запрос на исторические произведения. Качественных исторических картин, выполненных профессиональными художниками, не так много, а продолжать традиции, заложенные Азамбеком Джанаевым и другими мэтрами осетинского изобразительного искусства, необходимо. «Алания: образы прошлого» – это возможность создать картины исторически правдивые, необходимые для поступательного развития общества. Все участники конкурса выражали надежду, что он станет ежегодным. А пока ждем решения жюри. Чьи работы оно отметит? Об этом мы сообщим читателям нашего издания.

Мадина ТЕЗИЕВА


Все новости из категории: