Культура

Ждем в Марте!

В рамках прошедшего недавно во Владикавказе фестиваля «Сцена без границ» во внеконкурсной программе «FIRSTеатр-лаборатория» (художественные руководители – Александр Муриев и Тамир Сикоев) показала два спектакля.

«FIRSTеатр-лаборатория» обещает приехать еще и в марте с другими постановками. Поделиться своими впечатлениями от увиденного корреспондент газеты «Владикавказ» попросила зрителей.

Ангелина Цаликова-Битарова, сценарист:

– Я была на двух постановках наших ребят из Осетии, которые отучились и давно работают в Москве. Остановлюсь на первом спектакле – «Мама, я умер в августе». Это рассказ-монолог от лица убитого в Цхинвале солдата.Он стоит возле своей могилы и вспоминает о детстве, любви, армии и войне. Вместо задника сцены натянуты черные мусорные пакеты… Я почувствовала себя внутри трупного мешка. Не могу сказать, что понравилось, но это заставило углубиться. Я за то, чтобы искусство что-то меняло внутри. Юмористические монологи в стиле стендап-шоу, бестолковые и совершенно простые мысли обычного парня, который ушел в армию, потому что перед девушкой стало неудобно. Он не герой и даже не смельчак, он – один из тех, кого закинули на войну… После этого спектакля мне казалось, что побывала на кладбище и услышала этот монолог призрака вживую. Я почувствовала боль его матери, которая задала командиру взвода лишь один вопрос: «Почему ты, взрослый мужик, жив, а мой сын… Ведь он же маленький, он маленький!» Эта фраза до сих пор звенит в моих ушах… «И ведь, когда я тебя отпускала в армию, я не боялась, что тебя убьют… Я боялась, что тебя бить будут… Ведь ты же маленький…»

У меня тоже растет сын, который любит военные игрушки и мечтает стать военным. Он тоже родился весом в два килограмма, он у меня очень маленький… Хотелось бы отметить режиссерское решение. Черная сцена. Памятник на могиле. Дым вместо тумана. Парень в черном. Какой-то другой призрак, который время от времени выходит на сцену и в параллель говорит с главным героем. Психоделика и реализм… Я пытаюсь это описать, но не получается. Это надо было видеть…

А вот «Дама с собачкой» – очень позитивная постановка, не смотря на всю драматичность содержания. Откровенно говоря, я была удивлена, что в основе – только оригинальный текст. Сначала подумала, он адаптирован, т.к. очень актуально получилось и злободневно. Пластическое решение очень хорошее. Актеры харизматичны и гармоничны, они скидывают с себя рамки академичности, и это подкупает. Минимум декораций и персонажей – это же идеально! Как сценарист, я всегда за то, чтобы зрителя держала драматургия, а не зрелищность или высокопарность. Все очень четко и лаконично.

Я знала, что будет круто, команда собралась мегакреативная. Это лично мое мнение, и об этом мы еще услышим, я уверена. Москва дает свои импульсы, там мозг иначе работает. Ребята автоматически становятся более современными, отсюда и новый молодежный проект. Честно скажу, осталась под впечатлением, и это не просто слова. Это талантливо, и мне это очень близко. Я люблю все, что «выворачивает наизнанку». Выходишь из зала с собственными выводами и ассоциациями.

Дария Вешнякова, студентка 4-го курса театрального отделения Республиканского колледжа культуры:

– Мне удалось посмотреть только «Мама, я умер в августе». Пронзительный спектакль. Очень важная тема. Интересное пластическое решение. Много «сильных» моментов, например, когда говорили в параллель. Молодая, но тем не менее очень талантливая труппа. Видно, что режиссеру не безразлично, на какие темы говорить. Оригинальное оформление сцены. Все довольно ясно и лаконично. Очень здорово, что это были не «страдания», а простое повествование, так, как бы это действительно могло быть в жизни. И это еще больше подкупало, от этого бежали мурашки по телу. Думаю, что свою сверхзадачу режиссер выполнил. Он напомнил людям о важной теме и заставил о многом задуматься. Выходя из зала и наблюдая за реакцией людей, я поняла, что спектакль состоялся и все это было не зря.

Юлия Козаева, студентка 1-го курса факультета «Фото-, видео творчество» Республиканского колледжа культуры:

– Побывала на премьере спектакля «Мама, я умер в августе». С первых минут была поражена тем, как много можно показать жестами и движениями, чтобы защемило в груди от боли. Потрясающая игра исполнителя главной роли – актера Хетага Гасиева и замечательная постановка Александра Муриева не могли не поразить глубиной чувств и эмоций. Именно эта постановка заставляет погрузиться в жизнь молодого призывника, по воли обстоятельств попавшего на войну, которой он не хотел. Я прожила с ним эту жизнь. Считаю эту пьесу инструментом воздействия на спящие души. Посмотрев эту постановку, вы не останетесь прежними и тем более равнодушными.

Пьеса А.П. Чехова «Дама с собачкой» в постановке Александра Муриева удивила легкостью и изяществом. Именно необычная подача и игра актеров – Изабеллы Карсановой и Батраза Засеева – от начала и до конца действа держали зрителя в умилении и с улыбками на лицах. Магия театра в этой постановке сработала. Пьеса в постановке Александра Муриева была «вкусной».

А вот что говорят сами создатели спектаклей.

Александр Муриев, режиссер, художественный руководитель «FIRSTеатр-лаборатории»:

При поддержке Департамента культуры г. Москвы мы создали театр-лабораторию «Фирс». Основная часть труппы – это выпускники осетинской студии Театрального института им. Б. Щукина. Мы создали уже три спектакля. «Игра в шахматы» с Анастасией Пенушкиной в главной роли – про парадоксальное одиночество среди людей. Отчаянная попытка героини, молодой девушки, найти человека, который выслушает, разделит все ее внутренние проблемы. Декорации представляют собой шахматную доску без конца и без начала. В этой партии под названием «Жизнь» она проиграла, неправильные ходы дали необратимый результат – фиаско. Спектакль «Мама, я умер в августе» посвящен памяти жертв вооруженного конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Спектакль, который мы сделали за 88 дней, пронизан открытостью. Ни капли притворства, никакой «театральщины», все крайне открыто. На сцене – могила убитого солдата. Живым он появляется только в прологе, дальше – душа, которая вспоминает жизнь, пытается понять, за что был убит. На кладбище появляются самые близкие люди. Перед занавесом слияние двух миров, открытый финал… Спектакль по Чехову «Дамы. Ведьмы. Собачки» – это новый современный взгляд на классический материал. Мы наглядно демонстрируем, как неудобно артисту сегодня в классических сценических условиях. Наши герои играют в исторических костюмах, с расстановкой, все как надо… пять минут. Потом это начинает их смешить, они сбрасывают с себя натянутые образы и дальше играют в театр, в легкого Чехова, но постепенно к финалу спектакля мы приходим к осознанию того, что классику ничем не заменить. Актеры снова «влезают» в образы персонажей, разделяя их трагические судьбы. Спектакль заканчивается у могил похороненной, обреченной на «безбудущность» любви.

Тамир Сикоев, актер, художественный руководитель «FIRSTеатр-лаборатории»:

– «FIRSТеатр-лаборатория» – название нашей культурно-футуристической группировки, где каждый чтит (единственный верный для артиста, режиссера, художника канон) преданность народу, как старый дворецкий, служащий и преданно заботящийся о семье до последнего вздоха, ввиду клятвы в верности, что дал. Работа над нашими актами для меня – как вихрь интереснейших судеб и событий, которые толком и не разбирал, но уже нахожусь в самой их гуще. А самое главное – совсем скоро мы войдем в эпицентр творческого торнадо. В год Собаки будет много культурных катаклизмов от нашего с Александром Муриевым художественного руководства.

Батраз Засеев, актер «FIRSTеатр-лаборатории»:

– Я познакомился с Александром Муриевым еще в студенческие времена. Он приходил к нам на спектакли. В прошлом году я пригласил его на свой день рождения, мы разговорились, я жаловался на то, что, несмотря на достаточное количество съемок, у меня нет времени пробоваться в театре, а без него профессия начинает ускользать из рук. На что он ответил, что они начинают работу над одним спектаклем, и у него нет одного из главных действующих лиц. Это был водевиль «Моя теща» по произведению Геора Хугаева. Репетируют они по вечерам или даже ночью, потому что у нас очень схожие ситуации с занятостью. Так началось наше общение. В один из вечеров мы сидели дружной компанией и, разговорившись, пришли к мысли, что могли бы создать театр. Понятно, что в Москве театров очень много, но, оглядевшись, поняли, что имеем одну важную особенность, которая позволит нам сделать что-то такое, чего еще нигде не было, а именно – театр людей разных национальностей, так как в нашей компании были кабардинцы, осетины, русские, а у меня много друзей из Дагестана, Абхазии, Азербайджана… И, объединившись, мы могли бы в будущем организовать театр. Сейчас мы называемся «FirsTеатр-Лаборатория». Мы не ограничиваем себя в материале, у нас большая команда и много идей.

Итак, в марте мы вновь ждем этот молодой коллектив во Владикавказе.

Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

Культура

Шаг влево или шаг вправо?

В Русском академическом театре им. Е. Вахтангова очередная премьера.

Культура

Завораживающий голос Долорес Билаоновой

«Я – Долорес Билаонова! Это сегодня и мое имя, и мое звание» – эти слова осетинской оперной примадонны можно взять эпиграфом к торжествам 11 ноября, посвященным ее 80-летию, до которого она не дожила восемь лет… Корни Долорес – это родовой дом в Буроне. В нем Доля (так звали ее близкие) родилась. Она – первенец в […]

Культура

Во Владикавказе «Большие гастроли»

Свои лучшие спектакли в рамках обменных гастролей на сцене Русского академического театра покажут артисты Национального театра Карелии.

Культура

Каждый спектакль – дань уважения Евгению Вахтангову

Слова, вынесенные в заголовок, – прекрасный девиз для творческого коллектива Русского академического театра, который носит имя выдающего театрального

Культура

Театр ДОК во Владикавказе

Безусловно, это эксперимент и это опыт. Документальный театр, зародившийся лет двадцать назад в Москве, пришел и во Владикавказ.

Культура

Первый тайм мы уже отыграли…

С записи песни Александры Пахмутовой на слова Николая Добронравова «Как молоды мы были» («Первый тайм мы уже отыграли») в исполнении Дмитрия Хворостовского в Национальном государственном театре оперы и балета – филиале Мариинского театра в РСО-А начался вечер памяти великого исполнителя-вокалиста…  Театр оперы и балета стал одним из самых первых в стране театров, которые почтивших музыкальным […]

Все новости из категории: