Культура

Завораживающий голос Долорес Билаоновой

«Я – Долорес Билаонова! Это сегодня и мое имя, и мое звание» – эти слова осетинской оперной примадонны можно взять эпиграфом к торжествам 11 ноября, посвященным ее 80-летию, до которого она не дожила восемь лет…

Корни Долорес – это родовой дом в Буроне. В нем Доля (так звали ее близкие) родилась. Она – первенец в семье. Сохранилось дерево, которое она посадила: это тополь, ему за шестьдесят… Так же как во времена ее детства, бьет во дворе чистая родниковая вода… У семьи Билаоновых был фруктовый сад, в котором все росло. «Привычку к труду благородную» родители привили ей с детства. Это потом ей очень помогло в большой жизни.

Родители будущей звезды оперной сцены генетически были очень музыкальны и играли на всех инструментах. Куда бы отец ни ехал, он отовсюду привозил музыкальный инструмент. Дома были скрипки, гитары, балалайки, мандолины, гармошки… Наверное, этим объясняется тот феномен, что семья Билаоновых дала стране трех профессиональных оперных певцов: Долорес, Чатуранга и Элеонору. Но если профессиональная жизнь Чатурганга связана с Украиной, а Элеоноры – с Узбекистаном, то Долорес выбрала Осетию.

Ее имя связано с главными вехами в развитии музыкальной культуры Северной Осетии. Звезда осетинской оперной сцены, чей голос покорял и завораживал слушателей, красивая, неординарная и талантливая, Долорес Билаонова навсегда вошла в историю осетинского искусства.

В 1964 году Долорес-Луиза (так звучит ее полное имя) окончила вокальное отделение Московского музыкально-педагогического института им. Гнесиных (училась вместе с Иосифом Кобзоном, дружбу с которым пронесла через многие годы). В этом же году стала артисткой Северо-Осетинского музыкально-драматического, а затем Музыкального театра. Наиболее ярко ее талант раскрылся в осетинских операх «Азау» (партия Азау), «Оллана» (партия Олланы), «Коста» (Мать сирот), «Хæнты цагъд» (Кошерхан), а также в произведениях из репертуара мировой оперной классики – Тамара («Демон»), Амелия («Бал-маскарад»), Графиня («Пиковая дама»), Чио-Чио-Сан, Тоска, Аида… Исполняла народные песни и песни советских осетинских композиторов. Последние два десятилетия совмещала работу в театре с педагогической деятельностью на вокальном отделении ВКИ им. Гергиева.

Ее гастрольную деятельность можно охарактеризовать словами: «От осетинских сел до Франции и Италии».

11 ноября памятные торжества во Владикавказе начались с открытия мемориальной доски на фасаде дома, где долгие годы жили Долорес Билаонова и ее супруг скульптор Владимир Хаев (ул. Коцоева, дом 15). Они были красивой и известной парой. Познакомились еще в студенческие годы. Их дом всегда был открыт для гостей, вся творческая интеллигенция Осетии собиралась у них. И каждому гостю Долорес дарила частичку. Их сын Ибрагим взял все самое лучшее у своих родителей: он пошел по стопам отца (горожане хорошо знают его «Нардистов», «Городового», трогательного «Ослика с собачкой», «Мальчика с камерой», бюст Билара Кабалоева и другие его скульптуры…). Естественно, что он и стал автором мемориальной доски, посвященной родителям (Владимир Хаев ушел из жизни через сорок дней после кончины Долорес). У Ибрагима и его супруги Зарины тоже духовный, творческий союз. Зарина – архитектор. Вместе с Ибрагимом они учились в ВХУ им. А. Джанаева. Потом вместе учились в Суриковском. Она – архитектор, он – скульптор. Они всегда дополняют друг друга и в жизни, и в творчестве, как это было у Долорес и Владимира.

В церемонии открытия памятной доски приняли участие члены правительства и парламента республики, представители АМС г. Владикавказа, творческая интеллигенция Осетии, представители фамилии, а также городская общественность. Право открыть мемориальную доску было предоставлено заместителю председателя Правительства РСО-А Ахсарбеку Фадзаеву и Ибрагиму Хаеву.

Министр культуры РСО-А Руслан Мильдзихов поделился своими воспоминаниями о знакомстве с Долорес Билаоновой.

После открытия мемориальной доски состоялось возложение цветов к памятнику Долорес Билановой на Аллее Славы во Владикавказе, а затем в фойе Осетинского театра – открытие фотовыставки «Золотой голос», организованной Музеем театрального искусства РСО-А, где представлены в хронологической последовательности материалы из фондов Музея и архива семьи Долорес Билаоновой (особый интерес публики вызывали ее бесподобные концертные платья), а также презентация книги известного московского музыковеда Татьяны Батаговой «Appassionato: Искусство осетинской примадонны. Жизнь и творчество Долорес Билаоновой» и музыкального альбома «Долорес». О книге и альбоме рассказала сестра Долорес – оперная певица Элеонора Азимова, а также директор центра культуры «Фарн» Валерий Цариев.

Заключительным аккордом памятных торжеств стал концерт в Осетинском театре, посвященный 80-летию народной артистки России Долорес Билаоновой, под названием «За кулисами сердца». Свое название концерт получил по названию документального фильма, премьерой которого открылся вечер. Авторы сценария фильма – Илья Братчик и Элеонора Азимова, Режиссер картины – Илья Братчик, продюсер и консультант – Элеонора Азимова. Интересно, что Долорес и Элеонора учились в Москве у одного педагога – Галины Мальцевой.

В начале вечера был показан документальный фильм, созданный Ильей Братчиком на основе воспоминаний близких и друзей великой Долорес и архивных видеоматериалов. Потом была настоящая, забытая музыка наших осетинских композиторов. И выступали хорошие певцы. Вадим Чельдиев, Светлана Габуева, Руслан Кабалоев, Лана Нартикова, Вано Бекоев, Эдуард Дауров, Кавказар и другие. Живые голоса (никакой фанеры), хорошая музыка. Звучал Государственный оркестр национальных инструментов Булата Газданова и изумительная гармошка Марины Хутуговой! Выступал виртуоз-скрипач Георгий Абаев. Нодар Плиев и Диана Бекоева исполнили «Хонга» (танец приглашения). Было редкое ощущение того, что не все еще потеряно…

Уже выросли целые поколения владикавказцев, которые не видели Долорес на оперной сцене.

Долорес жила и пела для своего народа. Все времена года она хотела превратить в весну. Она очень любила молодежь, вкладывала всю душу в занятия с учениками. Она страстно любила Осетию… Только самые близкие знают, что она всегда носила с собой кожаный мешочек, в который положила землю из родного Бурона. Запах родной земли помогал ей, когда ей было грустно и тяжело. Этот мешочек с ней положили в гроб… А нам остался ее голос. Золотой голос Осетии.

Мадина ТЕЗИЕВА

 


Похожие записи:

Культура

Театр ДОК во Владикавказе

Безусловно, это эксперимент и это опыт. Документальный театр, зародившийся лет двадцать назад в Москве, пришел и во Владикавказ.

Культура

Творческий вечер по случаю юбилея Залины Дауровой

Накануне в центре эстетического воспитания детей «Творчество» состоялся праздничный вечер, посвященный творчеству Залины Дауровой, почетного работника общего образования РФ, мастера национального рукоделия.

Культура

V Международный конкурс имени Павла Лисициана

С 3 по 8 октября, в рамках XII Международного фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой», прошел V Международный конкурс молодых вокалистов им. Павла Лисициана. В этом году конкурс собрал 58 молодых вокалистов из городов России и семи стран мира – Китая, Италии, Болгарии, Украины, Белоруссии, Армении, Узбекистана (для сравнения: на прошлом, четвертом, конкурсе участники были из […]

Культура

Театр – это жизнь, а жизнь – театр

Как же приятно окунуться в особую театральную атмосферу: билеты, программки, гардероб, ковровые дорожки в проходе, помпезные хрустальные люстры, бархатный занавес, а за ним…

Культура

Во Владикавказе «Большие гастроли»

Свои лучшие спектакли в рамках обменных гастролей на сцене Русского академического театра покажут артисты Национального театра Карелии.

Культура

Наследие мастера

Библиотекари из Северной Осетии стали участниками международного семинара.

Все новости из категории: