Город в лицах

Замира Меликова: Вся жизнь – театр

Одна из самых характерных актрис Северной Осетии Замира Меликова в этом году отмечает юбилей. Точный возраст я называть не буду, не в цифрах счастье. Замечу лишь, что образы, которые она создавала на сцене Осетинского театра еще в восьмидесятых годах, люди с восторгом вспоминают до сих пор. Да и сейчас, несмотря на то, что в Осетинском театре с каждым годом все меньше зрителей, многие приходят специально «на Меликову», которая своей харизмой способна украсить любой спектакль.

Замира Бексултановна с ностальгией перебирает письма от поклонников, которые приходили ей со всей республики. В некоторых из них ей признаются в любви, другие письма пишут дети, рассказывая о том, что мечтают быть похожими на нее.

А когда-то маленькая худенькая девочка из осетинского села тоже мечтала выходить на сцену, слышать аплодисменты, любить и страдать словами Шекспира, Чехова и Коста… Когда она пришла на прослушивание в Осетинский театр (без всякого образования, просто после школы), то сумела произвести впечатление на мэтров осетинской сцены, в числе которых был и Георгий Хугаев, чьей любимой актрисой она потом стала.

 – Я прочитала басни, много стихов, прозу, – вспоминает Замира. – И они заставили меня еще петь. Я спела, и они так пошептались, посмотрели друг на друга и сказали: «Хорошо, мы тебя берем во вспомогательный состав». Но, добавил Георгий Доментьевич, предупредим сразу: у тебя будет мало денег и тебе негде будет жить. Конечно, я на все согласилась! И стала самой младшей актрисой. Мне было всего лишь 16 лет. Коллектив был большой: вокруг меня были такие актеры, как Урузмаг Хурумов, Бибо Ватаев, Федор Каллагов, Коста Сланов, Лена Туменова. И я с ними на одной сцене.

Первую роль Замира получила в спектакле «Честь отцов». У нее было всего лишь несколько фраз.

– Но, несмотря на это, я была самой счастливой девочкой на земле! То, что чувствовало мое сердце, никто себе даже представить не может! В тот день я думала, что весь мир на меня смотрит. Я пришла в театр в 1973-м. И с тех пор, какие бы трудности и неприятности у меня ни были, как бы я ни плакала, я не изменила своей профессии ни на один день, ни на один час. Так же, как я любила театр тогда, я люблю его и сейчас, – говорит актриса.

Потом Замире уже давали роли побольше. А через несколько лет произошло еще одно ключевое событие в ее жизни: она была зачислена в осетинскую студию в Щукинском училище. Желающих учиться там было много. Отбирали московские профессора, а не актеры местных театров, следовательно, возможность попасть «по блату» была исключена. Однако все экзамены были сданы на ура.

– Многие из наших хотели остаться в Москве, – вспоминает Замира. – Такая возможность была и у меня. Но я очень сильно хотела возвратиться в свой родной театр. Я им заразилась. Мне в Москве было очень комфортно, и я иногда даже думала остаться там, но еще больше хотелось работать для своего народа, театра.

Так Замира Меликова вернулась на родину. Первым ее распределением по возвращении стала роль в пьесе «Земные боги» Владимира Гаглоева. Спектакль про послевоенную реальность ставила Роза Бекоева. Роль у Замиры была небольшая, но очень пронзительная. Она играла сельскую девочку, которая, чтобы накормить своих голодных братьев и сестер, украла в подоле несколько картофелин. Замира до сих пор помнит текст той роли и мизансцены. Еще бы: ведь то была ее первая серьезная работа.

А затем была «Дикарка» по пьесе Исака Гогичева. Режиссировал этот спектакль Анатолий Галаов. Замира играла там главную роль – Дану. Этот спектакль был настолько удачным, что недавно (спустя 33 года) было решено поставить его заново.

Замира рассказывает, что тематика этого спектакля очень актуальна. Сельские парень и девушка любили друг друга, потом у нее родилась дочь, а он уехал в город и женился там. А затем, будучи взрослой, дочь встречается с отцом.

– Тогда эта роль так подошла мне, что я даже не могу объяснить, что я играла, как я играла! На этот спектакль было 60 аншлагов, – рассказывает Меликова. – Народ так и валил на него. Люди приходили в театр по восемь раз подряд! На цитаты брали. Бывает же так, что человек сыграл одну роль – и его сразу запоминают, а другие играют сто ролей, и на них никто не обращает внимания. И поколение старше, и поколение младше – все помнят тот спектакль. Они меня встречают и говорят: «О, это «хъæддаг чызг»! Мы тебя помним». Анатолий Галаов и Исак Гогичев специально дописывали для меня монологи. И они так получались! Писали письма, дарили цветы: после каждого спектакля я возвращалась с несколькими букетами. Люди в зале плакали, рыдали. Они жили с нами. Они настолько сопереживали моей героине, что кричали актрисе, исполнявшей роль жены отца: «Не надо ее ругать!». Сейчас в новом спектакле я тоже играю, но уже, конечно, не Дану.

Затем у Замиры были еще десятки ролей. Это пьесы Асахмата Айларова, Николая Саламова, Давида Темиряева, Георгия Хугаева. И многие другие. Некоторые из этих спектаклей идут в репертуаре Осетинского театра по многу лет.

Однако все эти роли были положительные. Но Замире почему-то очень хотелось сыграть отрицательную роль.

– Думаю, да, это трудно будет, но надо все-таки преодолеть себя, – размышляет Замира. – Я же актриса, должна все играть. И вот я подала творческую заявку на роль Беллы в пьесе «Отчий дом». Ее ставила Роза Бекоева. Конечно, для меня это было очень трудно. Это противоположность моему характеру. Так, как моя героиня, я никогда бы не поступила: не продала бы свой отчий дом, не забрала бы свою мать в город. Моя героиня жила в городе, вела аморальный образ жизни. Вернулась в село и говорит матери: «Все, уезжаем». А мать не хочет. Рассказывает, что похоронила здесь своего мужа и хочет быть похороненной рядом с ним. Я такое усилие делала в тот день, когда играла эту роль. Во мне все бурлило, весь негатив этой женщины. Но зато я сделала это и могу признать, что сделала хорошо. Бритаева тогда сказала: «Я поняла, что Замира может играть все!».

Замира Меликова рассказывает, что когда-то во Владикавказ приехал ставить спектакль «Подставной жених» прославленный режиссер из Чечни Солцаев. Она получила там одну из ролей, но Солцаев никак не мог найти актрису на роль Зехры. Кого только не перепробовал – ни одна не подходила. И тут он увидел Замиру. Проблема подбора актрисы была решена.

– Как-то мне позвонил Георгий Хугаев и говорит: «Я написал пьесу, пожалуйста, почитай». Это редкость от такого человека. Когда актрисы были заняты у Георгия Доментьевича, они даже по лестницам по-другому ходили,  – вспоминает актриса. – Они считали себя высшей расой. И тут он мне сам звонит и спрашивает мое мнение о пьесе и какая роль мне понравилась больше всего. Я прочитала, перезваниваю ему. Говорю: «Нафига». А он мне говорит: «Лично для тебя я написал роль Нусы». Когда к нам пришел режиссер, он хотел другое распределение сделать. Но Хугаев к нему подошел и сказал: «Я написал эту роль Замире, пусть она играет».

Сейчас Замира Меликова занята в спектаклях «Я тебя люблю», «Невестки Нафи», «Замороженный», «Будьте здоровы» и «Дикарка». А в конце предыдущего сезона в репертуаре театра появился еще один спектакль, в котором сыграла Меликова, – «Могила неизвестного солдата» по Леониду Жуховицкому. Правда, будет ли он в этом сезоне – пока неизвестно.

– Мне сейчас очень хочется серьезную драматическую роль сыграть, например в Островском, – говорит Меликова. – У нас его совсем нет в репертуаре. Гоголь мне интересен. Образ матери в «Афхардты Хасана» мне очень интересен. Пока есть потенциал, сила и мощь, память – надо использовать.

Есть у Замиры Меликовой и работы в кино, причем не только в осетинском. Начала она сниматься еще в 1981 году. Ее кинодебютом стала работа в фильме «Буйный Терек». Затем были другие фильмы. В начале двухтысячных она снималась во всем известном сериале «Убойная сила». Затем были и всем известные «Ласточки прилетели», и «Одиннадцать писем к богу».

– Режиссер «Убойной силы» Снежкин приехал отбирать актеров. Всех актеров поставили в фойе, – вспоминает Замира. – Я стою и думаю: зачем я пришла? Я вот здесь как стояла, так и останусь стоять. Меня не выберут, и будет позор. Он долго ходил туда-сюда. Потом показывает на меня: вот ее снимите. Мы отсняли пробы, и потом мне позвонили, сообщили, что утвердили на роль Розы. Потом были съемки. Когда все отсняли, все работники площадки начали подходить ко мне и обнимать. А я не понимаю, в чем дело. А они мне говорят, что так быстро они обычно не снимают, а со мной все получилось быстро и хорошо.

Особенно еще можно отметить кинопроект «Скорый «Москва-Россия», в котором, кроме российских звезд Сергея Светлакова, Павла Деревянко, Ивана Урганта и Ингеборги Дапкунайте, снялся и американский актер, любимец Тарантино, Майкл Мэдсен. Снималась там и Замира Меликова.

Кроме театра, Замира также работает в школе, учит детей основам актерского мастерства. Многие ее ученики идут по ее стопам и сейчас либо учатся в театральных вузах, либо уже работают по специальности.

Пошел по стопам матери и сын Замиры Алан Догузов. Он окончил осетинскую студию в Щепкинском училище, начал сниматься в кино. Одной из самых известных его работ стала роль Тагарри в популярном сериале «Кармелита». В прошлом году Алан впервые реализовал себя как режиссер, сняв драму «Соврешь – умрешь».

Сейчас Замира – очень жизнерадостная женщина, заражающая своим хорошим настроением всех окружающих. Впереди у нее новые цветы и овации, новые роли и новые персонажи, которые полюбятся осетинскому зрителю. Ведь верность театру, о которой она говорила, не может оставаться незамеченной!

Елизавета ЧУХАРОВА


Похожие записи:

Город в лицах

Залина Канукова: В музыке вся моя жизнь

Красота, ум, талант. Общаясь с певицей Залиной Кануковой, невольно задумываешься о том, как все эти прекрасные качества гармонично уживаются в одном человеке. Кроме всего прочего, она еще и очень приятный собеседник. С природной скромностью она поделилась о покоренных ею творческих вершинах и далеко идущих планах. – Залина, начнем с предсказуемого вопроса. Как складывалась история вашего […]

Город в лицах

«Загадочная натура» Марина Хинчагова

Молодую актрису Марину Хинчагову я увидела впервые на сцене театра юного зрителя «Саби» в постановке «Мой друг» режиссера Ирины Баграевой, ее однокурсницы, по рассказам Антона Чехова «Загадочная натура», «Злой мальчик», «Предложение». Несмотря на то, что весь творческий коллектив был счастливо молод, играли они, прямо скажем, не по-детски. Творчество Чехова – это вообще целый мир, и […]

Город в лицах

Будущая акушерка из Владикавказа – в тройке лучших по СКФО

Студентка выпускного курса акушерского отделения Северо-Осетинского медицинского колледжа Элина Гурциева вошла в тройку лучших на областном этапе Всероссийского конкурса профессионального мастерства «У истоков жизни», проводимого среди выпускников образовательных организаций, осуществляющих подготовку по программе среднего профессионального образования по специальности «Акушерское дело». Педагоги отмечают, что Элина на протяжении всего своего обучения была образцовой студенткой, а теперь и […]

Город в лицах

Валерия Хугаева – человек-эпоха

 Талантливая актриса, очаровательная женщина, интереснейший собеседник. Валерия Вячеславовна Хугаева – поистине культурное достояние Осетии, творческий бриллиант, играющий самыми яркими цветами.

Город в лицах

Танец как судьба

На днях до Северной Осетии дошла прекрасная новость: народный артист России Зелимхан Козаев награжден премией правительства страны «Душа России».

Город в лицах

Кто на смену?

Встреча с одним из представителей «младореформаторов» Бертой Биджеловой состоялась в СОГУ, который она окончила и где сейчас преподает.

Все новости из категории: