Культура

Наследие мастера

Библиотекари из Северной Осетии стали участниками международного семинара.

 «Литературное наследие Александра Сергеевича Пушкина как одна из основ духовного единения Русского мира. Кавказский опыт» – так была сформулирована тема международного семинара-практикума, который прошел в Республике Дагестан. От Северной Осетии в нем приняли участие сотрудники Республиканской юношеской библиотеки имени Гайто Газданова Ирина Баграева и Дзерасса Дзампаева. Корреспондент столичной газеты «Владикавказ» встретилась с участницей семинара, заместителем директора библиотеки им. Г. Газданова Ириной Баграевой и попросила ее поделиться своими впечатлениями от семинара:

– В чем, на ваш взгляд, ценность этого семинара?

– Мы обменялись наработанным опытом практического применения различных технологий популяризации пушкинского творчества. Организаторам семинара удалось создать очень теплую, творческую, интеллектуальную атмосферу. А как оценить количество приобретенных друзей и единомышленников, с которыми не хотелось расставаться, общение с интереснейшими людьми, красоту Каспия и дагестанских гор, дружелюбие, гостеприимство и щедрое хлебосольство жителей? Все это незабываемо и останется с нами навсегда как одно из самых ярких событий жизни.

– В чем, по вашему мнению, актуальность творческого наследия Пушкина?

– Дмитрий Лихачев считал, что Пушкин писал об общечеловеческих ценностях, которые не меняются, создавал искусство вне времени, поэтому его стихи будут актуальными всегда. В этом, очевидно, и заключается предназначение гения: быть современником каждого поколения.

– Что нового можно сказать о кавказском периоде жизни Пушкина? Остались ли еще белые пятна?

– Пушкин, как известно, побывал на Кавказе дважды. Поездка 1820 года – фактически ссылка в «служебную командировку» чиновником канцелярии генерала Инзова. Поездка вдохновила поэта на создание поэм «Руслан и Людмила» и «Кавказский пленник». Александр Сергеевич пополняет свою библиотеку сочинениями о Кавказе, изучает этот край и мечтает о новой поездке, которая состоялась в 1829 году и стала в жизни Пушкина событием, равным по творческому значению периоду Михайловской ссылки и Болдинской осени. Конечно, вы правы: кавказский период жизни поэта хорошо изучен. Однако есть немало белых пятен: например, недостаточно изучена история создания произведений в их связи с определенными историческими, общественными процессами того времени. Мы мало знаем об интересе поэта к кавказоведению как к науке. Многое неизвестно о его кавказском окружении и контактах с декабристами-кавказцами, а сам поэт умышленно не назвал имен тех, с кем виделся на Кавказе. Нет обобщения его размышлений о судьбе Кавказа в составе России, а ведь отношение Пушкина к проблеме «Россия и Кавказ» имеет особое значение. Поэт призывал к цивилизованным способам освоения края, миру и дружбе, восхищался высокой духовной культурой горцев, их гармоничным слиянием с окружающей средой, с уважением относился к нашим обычаям. Он верил в то, что не война, а глубокие экономические и социальные преобразования должны стать основой политики России на Кавказе.

– Расскажите подробнее о круглом столе «Пушкин и Кавказ». Какие выступления особенно запомнились?

– Круглый стол прошел на базе средней школы №8 города Избербаша. В начале работы круглого стола были зачитаны приветствия видных кавказских пушкинистов, и среди них – приветствие заслуженного учителя РФ, лауреата Государственной премии, автора множества книг Валентины Тимофеевны Бязыровой, статьи которой вы регулярно публикуете на страницах вашего издания, за что вам огромное спасибо. Наше выступление было посвящено теме «Пушкин и Осетия: Кавказ как символ свободы в творчестве Поэта». В круглом столе принял участие известный поэт, переводчик Тимур Раджабов, которому в 1997 году рекомендацию для поступления в Литинститут имени А.М. Горького дал сам Расул Гамзатов.

Второй день семинара проходил в древнем Дербенте, где нас радушно приняли в Государственном историко-архитектурном и художественном музее-заповеднике и Музее истории мировых культур и религий. Высококвалифицированные специалисты музеев помогли провести мастер-класс «Пушкин и Дербент» в форме увлекательной игры-путешествия. Зашифрованные в строчках пушкинских стихотворений названия архитектурных памятников надо было найти сначала на интерактивной карте, а затем увидеть и познакомиться с ними уже в реальности на улицах сказочного города, возраст которого превысил две тысячи лет.

– Но ведь Пушкин никогда не был в Дербенте!

– Да, не был. Однако именно здесь можно найти архитектурную иллюстрацию к каждому его произведению, посвященному Востоку и Кавказу. Мы осмотрели исторические памятники, культовые храмы Дербента – цитадель Нарын-Кала, Джума-мечеть, Армянскую церковь, где в настоящее время расположился прекрасный музей ковров, синагогу «Келе-Нумаз», Дом Петра I, Дом-музей А. Бестужева-Марлинского, девичью баню «Кызлар-хамам». 

– Заключительный день семинара – 9 сентября – совпал с днем рождения Расула Гамзатова. Как вы его провели?

– Он прошел на малой родине народного поэта Дагестана – в Хунзахском районе, где состоялся еще один круглый стол «Пушкинская поэзия на кавказских наречиях». Библиотекари из Владикавказа рассказали о переводчиках и переводах А.С. Пушкина на осетинский язык. Как же красиво звучали стихи Александра Сергеевича в переводах Нафи Джусойты и Музафера Дзасохова! Мы также посетили мемориальный комплекс «Белые журавли», посвященный Расулу Гамзатову – великому наследнику пушкинской традиции. Одним из элементов памятной экспозиции является стихотворение «Журавли», переведенное на множество языков мира, в том числе и на осетинский. Семинар стал для нас большим стимулом для дальнейшего профессионального развития. Такие встречи очень нужны!

Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

Культура

V Международный конкурс имени Павла Лисициана

С 3 по 8 октября, в рамках XII Международного фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой», прошел V Международный конкурс молодых вокалистов им. Павла Лисициана. В этом году конкурс собрал 58 молодых вокалистов из городов России и семи стран мира – Китая, Италии, Болгарии, Украины, Белоруссии, Армении, Узбекистана (для сравнения: на прошлом, четвертом, конкурсе участники были из […]

Культура

«Сцена без границ» подвела итоги

Восьмой фестиваль национальных театров «Сцена без границ» завершил свою работу.

Культура

Ждем в Марте!

В рамках прошедшего недавно во Владикавказе фестиваля «Сцена без границ» во внеконкурсной программе «FIRSTеатр-лаборатория» (художественные руководители – Александр Муриев и Тамир Сикоев) показала два спектакля.

Культура

Театр расширяет границы

Владикавказ восьмой раз проводит фестиваль «Сцена без границ».

Культура

Завораживающий голос Долорес Билаоновой

«Я – Долорес Билаонова! Это сегодня и мое имя, и мое звание» – эти слова осетинской оперной примадонны можно взять эпиграфом к торжествам 11 ноября, посвященным ее 80-летию, до которого она не дожила восемь лет… Корни Долорес – это родовой дом в Буроне. В нем Доля (так звали ее близкие) родилась. Она – первенец в […]

Культура

«Диалог культур – 2017»

С 17 по 25 октября, в рамках федеральной целевой программы, под эгидой Министерства культуры РФ, Министерства культуры РСО-А и при участии Республиканского лицея искусств (РЛИ) прошел заключительный этап IV межрегионального форума детского художественного творчества «Диалог культур».

Все новости из категории: