Северная Осетия очень надеется на возрождение конно-драматического театра «Нарты»
Удар за ударом
Вот уже несколько лет подряд в сезон, с конца апреля по октябрь, труппа Государственного конно-драматического театра «Нарты» отправляется в гастрольный тур по черноморскому побережью. Специально для нее оборудуется несколько площадок, где отдыхающие, а желающих посмотреть спектакли с участием лошадей хоть отбавляй, будут рукоплескать североосетинским артистам. К сожалению, только там увидеть выступления «Нартов» могут и жители Северной Осетии. Получается парадокс: вроде театр есть, а давать представления на родине он не может. «Полноценно театр перестал работать в 2005 году, – рассказывает его художественный руководитель Асланбек Галаов, выпускник театрального училища им. Щукина. – В начале 2000-х годов последовал удар за ударом. В 2002 году произошла непоправимая трагедия – сошел ледник Колка. Погибли семеро ведущих артистов и три лошади. В память о наших товарищах режиссер Тимур Сикоев поставил спектакль «Посвящение семерым». Потом были гастроли в Иране, где из-за эпидемиологического контроля пришлось оставить лошадей. Театр был на грани закрытия».
В 2009 году, когда Галаов пришел на должность худрука, уже не было ничего. Труппа была практически расформирована, земельный участок сократился втрое, нет ни конюшен, ни репертуара. И только когда в результате больших усилий удалось возобновить творческий процесс, за полтора месяца собрать спектакль «Сага о любви», выехать на побережье и начать зарабатывать, появились некоторые средства. И надежда – театр «Нарты» будет жить.
Расцвет
Начиналось же все красиво. Инициативу о создании в Северной Осетии конно-драматического театра, тогда называвшегося «Кентавр», поддержал сам Мухтарбек Кантемиров, известный советский артист, создатель конного театра «Каскадер». Театр был создан при содействии Министерства культуры РФ и АО «Кавэлектронстрой». Коллектив возглавил известный актер Анатолий Дзиваев. Труппа имела наездников, драматических артистов и полноценный хореографический ансамбль – всего 170 человек. Костюмы шились в мастерских Большого театра. В 1995 году театр перешел под эгиду Министерства культуры республики и получил свое нынешнее название.
Первый спектакль «Отверженный ангел» по пьесе Шамиля Джикаева отмечен Государственной премией имени К. Хетагурова. В 2001 г., в рамках III Всемирной театральной олимпиады, «Нарты» показали «Гамлета». Он же участвовал и в престижном конкурсе «Золотая маска».
В репертуаре было не менее семи спектаклей, идущих с аншлагами. Специально даже приобрели шапито, чтобы работать круглосуточно. А потом одна за одной пошли неудачи, которые закончились Колкой, гастролями в Иране с потерей лошадей и полной разрухой.
Надежда
В 2014 году на средства, заработанные на гастролях, и друзей-спонсоров удалось построить новый манеж, зрительные ряды на 500 мест, частично декорации и, самое главное, конюшню, одну из лучших в Северной Осетии. Сегодня в ней живут девять красавцев-жеребцов. Их холят, лелеют, тренируют. «У нас есть артисты, лошади, авторы, готовые писать нам пьесы, и огромное желание работать для владикавказского зрителя, – говорит Асланбек Галаов. – Но нет звука, света. Прожекторы и усилители нельзя покупать по одному. Надо монтировать все сразу. Должна быть инфраструктура для зрителя, навес, чтобы не зависеть от погоды».
«Нарты» пытаются зарабатывать. Гастролями, свадебными эскортами, но обязательно с небольшими постановками для гостей – это же театр. Активно участвуют во всех республиканских мероприятиях. Стараются войти в грантовую поддержку коллективов Минкульта, но пока безуспешно. Очень надеются на понимание властей. Они-то понимают уникальность театра, но денег пока нет. А когда-то на основе театра «Нарты» даже был задуман проект по созданию этнографического комплекса. И не где-нибудь, а в центре города: площадь зеленого массива позволяет. Сегодня, что говорится, не до жиру. Но надежда не покидает. А вдруг свершится чудо и триумфальное возвращение на родину, в полном смысле этого слова, состоится уже этим летом?..
Тамара БУНТУРИ