КУЛЬТУРА

Шаг влево или шаг вправо?

В Русском академическом театре им. Е. Вахтангова очередная премьера. На сей раз на малой сцене. Главный режиссер театра – народный артист РСО-А Валерий Попов – представляет свой новый эксперимент – спектакль «Биография» по пьесе швейцарского романиста и драматурга Макса Фриша.

Точнее, это репетиция спектакля, как заявляет Регистратор, ведущий, «распорядитель бала» (заслуженный артист РСО-А Алан Цаллаев). По одежде и манере говорить – прост и дружелюбен, эдакий свой парень в растянутой вязаной кофте, по сути – дьявол, змий-искуситель, провокатор, волшебник, строитель человеческих судеб. Он и сторонний наблюдатель, и автор происходящего, зритель и режиссер одновременно. В его руках – живые люди с их страстями и пороками. И вот как они себя поведут, если им дать шанс, невозможный, по сути, переиграть свою жизнь? Будут ли они более счастливы, или же другой путь принесет им боль и страдания? Един ли финал жизни, если к нему идти разными путями? Наверное, есть и мораль – как важно брать ответственность за свой поступок. Хотя о чем это я? Мудрая фраза – история не знает сослагательного наклонения. И можно только догадываться и предполагать, как разворачивалась бы сюжетная линия, если бы вы поступили не так, а вот так… Только предполагать.

Каждый из нас не раз и не два говорил себе: надо было поступить вот так. Валерий Попов остался верен себе (вспомним его предыдущие постановки по произведениям Жана Поля Сартра и Альбера Камю) и, как всегда, поступил «не так». Вместо понятной всем с четко прописанной сюжетной линией, с хорошим жизнеутверждающим финалом драматургии взял и прилюдно прочитал сложную пьесу сложного автора, который оказался на стыке двух течений – экзистенциализма и абсурда. Первое пропагандирует полную свободу выбора, второе сосредотачивает нас на бессмысленных деталях и ставит все с ног на голову.

В пьесе было и то, и другое. Профессору Кюрману – главному герою «Биографии» – хотелось бы изменить свою судьбу, прожить другую жизнь, которая, по его мнению, могла бы быть более успешной и счастливой. Ключевым источником своих бед он считает женщину, ставшую его женой, Антуанетту. С какого момента все пошло не так? С этого? А может, с того? Кюрман мечется и делает дубль за дублем, но внутренняя гармония так и не наступает. «Дело-то в нас в самих, в головах, – дает небольшой посыл на разгадку философии Фриша Валерий Попов.В общем, как ни крути…»

Ну да, как ни крути… Тема, поднятая в спектакле, – вечная, не имеет однозначного ответа. Наверняка и в зрительном зале столкнутся два мировоззрения: исход фатален при любых внешних обстоятельствах либо человеческая воля способна изменить собственную жизнь. Думайте, господа, думайте. На то и голова, на то и сцена.

Что касается актерского состава, то тут все тоже необычно. Одну и ту же семейную пару играют четыре актерские пары. Среди них есть и две по-настоящему семейные – народные артисты РСО-А Валерий Попов и Анжелика Тер-Давидянц, заслуженный артист РСО-А Роберт Кисиев и Эльмира Бестаева, а также заслуженные артисты Роман Беляев и Анжелика Круглова, Станислав Кибилов и Анастасия Алехина. Все они очень разные, но все – Кюрман и его жена. Как переходящий жезл у героини красный пиджак, сумочка и очки. У героя такой фишки нет, хотя можно было бы и придумать.

Весь вечер на манеже – Валерий Попов и Давид Бязров. В разных ролях. Исполняют и подчеркивают тот самый абсурд, который скрыт в головах мужчины и женщины. Да… господа, а пьеса-то о любви. Точно. Ни он, ни она друг без друга не могут жить. Из-за какого-то молодого архитектора он убивает ее, а болезнь-возмездие убивает его. Все. Занавес.

А как же мы забыли про музыку? Она-то точно главный герой. Она создает настроение – заставляет пританцовывать в такт или внезапно навевает грусть. То жесткий немецкий акцент, то любовная французская лирика, то… И все живой звук. Браво. И еще одна выразительная деталь, о которой стоит упомянуть: сводки газет, радиоэфиры твердят нам, что в таком-то году такой-то лидер… А мы хотим жить своей жизнью. Зачем нам все это, если счастье куда-то постоянно уходит… то в библиотеку, то в город.

Тамара БУНТУРИ


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 22.09.2022 в 10:25

«Цари Алании»

В Национальной научной библиотеке РСО-А с 22 сентября открывается выставка произведений художника Вадима Каджаева «Цари Алании – Аланы паддзæхтæ».

КУЛЬТУРА 25.11.2023 в 08:04

Изабелла Цихиева: «Мой коллектив – моя сила»

Московский ансамбль народного танца «Скифы» довольно молодой, но динамично развивающийся коллектив. Ансамбль был создан пять лет назад и за столь короткое время уже успел зарекомендовать себя: он является лауреатом различных международных и всероссийских конкурсов.

КУЛЬТУРА 1.11.2018 в 11:31

В Махачкале исполнили Бесланскую симфонию Ацамаза Макоева

Фестиваль композиторов Северного Кавказа «Музыка соседей – музыка друзей», который проходит по инициативе Ацамаза Макоева,

КУЛЬТУРА 6.07.2022 в 17:10

Международный фестиваль «Алтын Майдан – Алания» пройдет в Северной Осетии

Международный инклюзивный фестиваль-конкурс «Алтын Майдан – Алания» пройдет в Северной Осетии в ноябре с участием более 250 человек из разных регионов.

КУЛЬТУРА 10.01.2023 в 08:19

«Золотая башня» – у осетинского фильма «Возвращение»

Полнометражный документальный фильм «Возвращение» владикавказской киностудии «Эдельвейс» стал обладателем высшей награды VIII Международного кинофестиваля «Золотая башня» в номинации «Лучший северокавказский фильм».

КУЛЬТУРА 17.12.2022 в 09:40

Литературная встреча

Очередная литературная встреча творческой студии «Дебют» владикавказской школы №28 состоялась в гостиной Мемориального дома-музея Коста Хетагурова. «Дебютовцы» представили на суд зрителей пьесу Коста Хетагурова «Дуня». Родители детей, студенты СОГУ и девятиклассники СОШ №28 с удовольствием окунулись в эпоху Коста.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА