Искусство

Божий дар

«С самого детства меня звали Наташка-артистка, – вспоминает заслуженная артистка России и Северной Осетии Наталья Елпатова. В интонациях ее «фирменного» голоса проскальзывает удовольствие: как будто она каким-то чудесным образом опять перенеслась в тот послевоенный поселок на краю города Горький на Волге, где прошло, промелькнуло, пробежало ее счастливое послевоенное детство. – Знала наизусть всего Маяковского: старшие братья учили стихи вслух, а я запоминала. По любому поводу и вовсе без него забиралась на табуретку и громко декламировала строки, воображая себя на сцене перед огромным залом. Остановить меня было невозможно».

Никто и не сомневался, что хрупкая, подвижная, энергичная девушка своего добьется и станет-таки актрисой. Добилась, стала, получила не только звания и награды (помимо званий, указанных выше, Наталья Сергеевна Елпатова – лауреат премии имени Коста Хетагурова за ряд театральных работ, обладатель медали «Во славу Осетии»), но и народную любовь. Ее почитают и безгранично любят и зрители, и коллеги. Да и сама она уже не мыслит себя вдали от родного Владикавказа. «Это один из лучших городов мира, – без преувеличения, ответственно заявляет Наталья Елпатова. – Теплый, уютный, мудрый. Я к нему прикипела всей душой»

Но так было не всегда. В Русский драматический театр имени Евгения Вахтангова Наталья с мужем Ростиславом Габеевым приехала в 1975 году по семейным обстоятельствам: у Ростислава заболел отец. «Как-то сразу театр мне не понравился. Шел ремонт, труппа что-то играла по домам культуры… Предыдущие театры, где я служила, в Кинешме,  Костроме, Воркуте, Бельцах были крепче, интереснее. А здесь режиссеры постоянно менялись и каждый собирался «строить новый театр», – грустно улыбается Наталья Сергеевна. Впрочем, ее мнение можно считать вполне объективным, ведь на тот момент, хотя нашей героине было чуть за тридцать, сценического опыта она успела поднакопить. Выпускница драматического отделения Горьковского театрального училища, мастерской известного в стране режиссера и педагога Ефима Табачникова, она была разноплановой актрисой, легко перевоплощалась в своих персонажей, вместе с тем оставаясь доброй, симпатичной девушкой. Пожалуй, самой мощной на тот момент можно считать роль горбуньи Мартирио в пьесе испанского драматурга Гарсиа Лорки «Дом Бернанды Альбы». Она доказывает наличие у Елпатовой широкого творческого диапазона, благодаря которому ей подвластен самый разный по сложности и драматургии материал. После Кинешмы, куда ее распределили как молодого специалиста, была Кострома, и вот там с Натальей Елпатовой произошел казус: несмотря на то, что была активно занята в репертуаре театра, она подала на увольнение вместе с другими актерами в поддержку неугодного руководству учреждения режиссера. «Меня даже в обком партии вызывали, обещали испортить биографию, хотя я никогда партийной не была», – смеется Наталья Сергеевна. В другой раз они уже вместе с мужем тоже «сбежали» из Воркуты, хотя театр нравился и уже их представили к званиям. Но сильно болела дочь Елена, а значит, нужно было уезжать к солнцу. «Устроились в Бельцах. Помню эти ящики с виноградом, над ним мелкие мошки… Заставляла дочку есть фрукты по самое не могу. Солнце, уход, фрукты – все помогло. Выздоровела».

Во Владикавказ Наталья Сергеевна приехала уже состоявшейся актрисой. Богатый житейский и актерский опыт, яркая индивидуальность, убедительная манера игры, но театр бросало то в жар, то в холод, и работать было малоинтересно. Пока в труппу не пришел в качестве главного режиссера Юлий Тамерьян. В театре появилась жизнь, стабильность, вернулся зритель. В то время на владикавказской сцене можно было встретить известных российских актеров (даже самого Андрея Миронова), которых вводили в спектакли. Так что Елпатовой довелось поработать с легендами, хотя сама она, может, того не осознавая, тоже относится к «штучному» актеру, играет-то практически все роли без дублеров. Никто так не сможет, как она.

Ее Голду в «Поминальной молитве» Григория Горина, чуткий, жертвенный образ матери, не запомнить было просто невозможно. Ведь в эту роль Наталья Елпатова вложила не только все свое исполнительское мастерство, но и сердце. Благодаря ей спектакль отличался особой душевностью и трогательностью, он по праву входит в золотой фонд работ североосетинских вахтанговцев. И конечно, тонким искрометным юмором. Елпатова считает чувство юмора божьим даром, как и талант, который невозможно ни купить, ни воспитать. «Талант как алмаз: ему можно только придать огранку, но ему нельзя научить. Вот когда говорят: «Да что там. Я тоже так смогу», – значит, это высший пилотаж актерской игры. Значит, роль удалась на все сто процентов», – уверяет Наталья Сергеевна. У нее большой опыт преподавания в актерской студии музыкальной школы №1 имени П. Чайковского.

Ее ученики сейчас ее партнеры по сцене. Она – постоянный зритель всех театральных постановок, наверное, советчик, подсказчик молодым, где надо. Из последних премьер выделяет «Оркестр», «Кина IV», «Лес» и считает, что сейчас, как никогда, благодаря его руководителю народному артисту России Владимиру Уварову, театр крепок и профессионален. Нет случайных людей, все увлечены работой, а отсюда и результат: высокий уровень исполнительского мастерства, полная отдача на сцене, атмосфера всеобщего погружения в действие и восторженные отзывы зрителей, причем и тех, кто повидал столичные театральные подмостки.

Сегодня народная любимица выходит на сцену в спектаклях «Очень простая история», «Похороните меня за плинтусом», «Сотворившая чудо», «Банкрот», «Последние» и вместе с ней из-за кулис выходит Доброта, которая разливается по залу и обнимает каждого зрителя. И он чувствует эту доброту и искренность, мудрость и всеобъемлющую любовь. Чувствует сердцем, и, кажется, что уже ничего не надо придумывать: вот она, истина.

А нить жизни тянется, как нить из клубка, который то и дело убегает от сонной Няньки в спектакле Модеста Абрамова «Последние». Нянька дремлет, перебирает спицами, а жизнь идет… «С возрастом мы все больше понимаем, что мода проходит, а вечные ценности остаются: любовь, дружба, добро, сострадание. Не будет их, исчезнут они – мир перевернется. В человеке уживается хорошее и плохое, и вот тут уж какую «жилу» ты разработаешь…» – Наталья Елпатова сказала это без всякого юмора, просто, как думает, как играет, как живет, и такой мы ее и любим. С юбилеем, дорогая Наталья Сергеевна, доброго здоровья и вечных ценностей!

Тамара БУНТУРИ

 


Похожие записи:

Искусство

Жаркое лето «Владикавказских алан»!

Лето-2018 для образцового детско-юношеского муниципального ансамбля танца «Владикавказские аланы» выдалось жарким

Искусство

«И все-таки она вертится…»

В Центральном доме кино (Москва), в рамках Московского международного кинофестиваля, Ассоциация документального

Искусство

Работы молодых владикавказцев – на экране Дома кино столицы

5 апреля 2019 года Ассоциация документального кино Союза кинематографистов

Искусство

«Цветок надежды»

Восемь владикавказских мастериц – Марина Озерова, Ольга Гагулова, Катерина Куликова, Ольга Сикорская, Анастасия Кряжева, Карина Дзицоева,

Искусство

Кино, излучающее свет

Владикавказский сценарист Ангелина Цаликова-Битарова входила в состав жюри ставропольского кинофестиваля «Светлый Ангел»

Искусство

Глоток «Вдохновения»

Владикавказская Нотно-музыкальная библиотека распахнула свои двери для ценителей живописи, графики и прикладного искусства.

Все новости из категории: