Театр

И пусть в зале не будет свободных мест

Как известно, новый, 82-й сезон Северо-Осетинский государственный академический театр им. Владимира Тхапсаева (СОГАТ) открыл спектаклем «Фатима» по знаменитой поэме основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова. Это уже третья постановка данного произведения на сцене театра. На сей раз автором инсценировки является Тотраз Кокаев, которому в день премьеры было присвоено звание «Народный поэт РСО-А». Праздник удался: полный зал, овации, награждения, присутствие Главы РСО-А Вячеслава Битарова.

А что дальше? Как будет строить свою работу главный театр Северной Осетии, который по праву вместе с Республиканским национальным музеем и Государственным ансамблем танца «Алан» должен быть визитной карточкой республики? Удастся ли недавно назначенному художественному руководителю народному артисту РСО-А Владиславу Колиеву переломить ситуацию «неполных залов» и, используя весь свой профессиональный опыт и человеческую харизму, вывести коллектив на ту стезю, которую он заслуживает?

Не берусь давать оценку репертуарной политике, качеству постановочного материала и актерской игре. Чтобы иметь право публично высказывать подобные суждения, надо «повариться» в этом котле, посмотреть ряд спектаклей, поговорить с режиссерами и актерами. Пока же воспользуюсь только частными мнениями некоторых людей, которые отсутствие интереса к театру, а следовательно, и зрителя в зале объясняют недостаточно яркими актерскими именами, неверно подобранным репертуаром, героико-романтическим предпочтением нации. Да, действительно, в беседе с Владиславом Колиевым это направление звучало в качестве мейнстрима, но, наверное, театр в современном мире должен быть разноплановым и разножанровым. И успех совместной работы автора пьесы, режиссера, актеров зависит от качества выданного продукта на всех уровнях. Хотя, по мнению художественного руководителя, сегодня Осетинскому театру не хватает хорошей режиссуры. «Актерское дарование – это бриллиант, который требует ювелирной огранки. И тут велика роль режиссера. Нужно друг друга найти», – считает Владислав Колиев.

Сегодня в СОГАТ трудятся четыре штатных профессиональных режиссера и труппа, насчитывающая 67 актеров разного возраста. Это и выпускники Московского театрального училища имени Щукина, и те, кто окончил актерское отделение факультета искусств СОГУ. «У большинства членов труппы очень мощный потенциал, – говорит Владислав Колиев. – Это очень яркие, выразительные актеры, владеющие искусством перевоплощения. Им подвластен и трагический образ, и комедийный».

В своем арсенале театр имеет 20 репертуарных пьес. Идет работа и над новыми постановками. В частности, сам Владислав Колиев приступил к репетициям всеми любимой сказки «Снегурушка» в музыкальном варианте.

Прочитав предыдущие строки, можно сделать вывод, что сезон начался достаточно ровно и все идет в штатном режиме. Но первое же посещение театра в будни, когда отгремели «праздничные залпы» в честь открытия, убедило меня, что проблемы в осетинском театральном искусстве очень серьезные. И накапливались годами. А как иначе объяснить наличие в зале на комедии Асахмата Айларова «Коробка конфет»… 50 человек? И актеры при таком посещении играют спектакль. И какое при этом у них будет настроение? Откуда взяться куражу, так необходимому, чтобы атмосфера со сцены «ушла» в публику? Какой стимул для творческого роста? Совершенно непонятно.

Не буду обсуждать достоинства пьесы. Да простит меня автор, скажу только, что для театра, носящего звание «академический», уровень материала явно не дотягивает. Хотя местами героев просто жалко и наворачиваются слезы. Но это скорее не волшебная сила искусства, а человеческое сострадание. Трудно объяснить, где кто «не дотягивает». Вроде бы комедия бытовая, сатирическая и не требует каких-то особенных режиссерских находок, сценических декораций. Автор указал на все пороки общества, наверное, кто-то увидел в персонажах себя или своих соседей. Безусловно, есть мораль, и мощная – не в деньгах счастье. Но все уж слишком просто, что ли, местами очень затянуто, как с железнодорожным вокзалом в Хабаровске. Нет изюминки, театральной зрелищности, надлежащего уровня. Ловишь себя на мысли, что сидишь в провинциальном клубе.

Вообще весь спектакль я испытывала чувство неловкости перед актерами. Играть и выходить на поклон практически при отсутствии публики… Не знаю, какие силы выводят их на сцену, ведь распорядительница зала мне поведала, что так ВСЕГДА. И объяснила ей кажущуюся причину: «У людей нет денег». Ну уж нет. Тут причина точно в другом. Билет стоит от 100 до 250 рублей, это один обед в столовой, и только. Да и готовы же граждане Осетии выложить немалые деньги на посещение московских спектаклей или концертов известных певцов.

Причина другая, и определить ее одним словом трудно. Нет культуры посещения театра. Ее, видно, убили неинтересным репертуаром, слабой драматургией, примитивной актерской игрой, отсутствием имен. Обидно и горько. Так и хочется объявить какой-нибудь флешмоб в защиту театра и национального театрального искусства в целом. Но разовая акция тут не поможет. Нужна серьезная планомерная работа на всех уровнях, которая возможна лишь при полном понимании конечной цели и задач, решение коих к этой цели приведет. И взаимопонимания, безусловно.

Меньше всего желаю этой публикацией кого-то обидеть. Но, по-моему, глубже обидеть актеров и режиссера, чем наличием пустого зала, уже не может никто. У потенциальных зрителей, не пришедших на спектакль, наверное, своя правда: «А что там делать?». И на данный момент им сложно возразить.

Очень благодарна переводчику, который 20 октября только из-за меня, «невладеющей», переводил весь спектакль. Трогательно. Но все должно быть профессионально-эмоционально, а пока получается скорее тривиально-грустно. И я искренне желаю коллективу найти корень зла всех бед, пересмотреть репертуар, привлечь хороших авторов, работать над повышением индивидуального мастерства, усилить информационную политику. И пусть в зале не будет свободных мест.

Тамара БУНТУРИ


Похожие записи:

Театр 29.12.2018 в 11:24

Роскошь Египта как новогодний подарок

На первый взгляд, классическое произведение мировой оперы «Аида» итальянского композитора Джузеппе Верди – далеко не новогодняя тематика.

Театр 28.03.2019 в 10:18

Первый «Город»!

Владикавказ – город театральный. У нас проводится много республиканских, региональных театральных фестивалей, но вот городского почему-то до сих пор не было.

Театр 30.04.2019 в 10:43

И вновь на этой сцене спустя 30 лет

Когда-то, в далеком 1989 году, Русский академический театр имени Евгения Вахтангова уже был с гастролями в Южной Осетии. Сейчас кажется, что это

Театр 7.03.2019 в 09:59

В Осетии «Театральная весна – 2019»!

Союз театральных деятелей республики (СТД РСО-А) собрался на очередное заседание правления под председательством Казбека Губиева.

Театр 23.01.2018 в 10:19

Юбилейный вечер Валерии Хугаевой

«Весь мир – мой храм, любовь – моя святыня, Вселенная – Отечество мое…» С этих строк Коста Хетагурова в исполнении Валерии Хугаевой начался 21 января

Театр 14.06.2018 в 09:52

Единственный в России

Северная Осетия очень надеется на возрождение конно-драматического театра «Нарты»

Все новости из категории: Театр