Главные новости

Изольда Гогичаева: «На сегодняшний день моду на свадебные платья диктуем мы»

В ее шоуруме звенящая тишина… Здесь время будто бы останавливается, пробуждая у посетительниц ни с чем не сравнимое предвкушение чуда. А ведь сюда приходят именно за ним – за сказкой о прекрасной принцессе, в роли которой хоть раз в жизни мечтает побывать каждая без исключения девушка. И эту сказку здесь претворяют в жизнь ловкие руки талантливых мастериц под чутким руководством осетинского кутюрье Изольды Гогичаевой.

Здесь представлены разгæмттæ (женские свадебные наряды) на любой вкус. Даже если у девушки была дилемма между европейским свадебным платьем и традиционным осетинским – побывав в шоуруме у Изольды, она обязательно остановит свой выбор на традиционном наряде. Уж очень красиво! Обстановка Дома моды имеет свою атмосферу: на полочках расставлены награды вперемешку с миниатюрными швейными машинками и десятками наперстков разных форм и расцветок. «Это моя коллекция. Где бываю – приобретаю себе!» – рассказывает Изольда Гогичаева. Тихий и скромный человек – она в этом сказочном мире, созданном колоссальным трудом, выступает в роли подлинного хранителя домашнего очага: встречает журналистов не как модельер с мировым именем, показы которого вызывали восхищение известных кутюрье Европы, а как истинная осетинская нана: заваривает кофе, угощает медом и неохотно повествует о своем непростом жизненном пути. Признается: не любит она давать интервью!

– Я родилась в Грузии. В 4 года мы переехали в Осетию. Школу окончила в Ардоне, затем швейное училище. Потом направили меня работать в национальный цех по пошиву одежды. В то время такой цех был только в Осетии. Мы работали для всех народов Кавказа: вся художественная самодеятельность, все государственные ансамбли у нас одевались. В то время в цехе работали пожилые женщины, рожденные в конце 19-го начале 20-го вв. Им надо было обновить коллектив и туда направили трех новичков, среди которых была я. Вот они нас и обучали всему, что умели. Эти женщины не только объясняли, как костюм сшить – они о традициях наших рассказывали, о том, как годами готовились девушки к свадьбе. Они нас учили, как себя вести. Тогда же другие манеры были – не то, что сейчас! Это были очень мудрые старшие!

В 1990-м году по приглашению осетинской диаспоры Изольда Гогичаева с коллегами поехала в Турцию. Полтора месяца мастерицы кроили, шили костюмы для местного танцевального коллектива. Там на чужбине произошла судьбоносная встреча: Изольда познакомилась с известным экономистом Ремзи Кануковым. Умело спрогнозировав ситуацию в России, он посоветовал ей открыть свое дело, т.к. по его оценкам это был самый удачный момент для развития бизнеса.

– Он сказал: «Если ты сейчас не уйдешь, ты потом не догонишь своих конкурентов». Он мне купил большие ножницы и все, что нужно для открытия мастерских. Это был 90-й год… Затем был 91, 92, а я все не решалась уйти, потому что мне было стыдно –
в объединении были очень хорошие взаимоотношения. Мои ножницы украли уже, но к концу 92 года я все же решилась! Коллектив ушел со мной. В отделе «БытОбувь» знакомый дал мне помещение на 4 этаже, и мы там начали работать. Начали с трех свадебных платьев, потому что не было ни денег, ни ножниц (смеется). К слову, деньги тогда обесценились.
Я оказалась между небом и землей. Помочь некому: у меня младшие братья тоже на стадии становления были. Родители не работали. В общем, впроголодь жила. И все же Господь помогает в таких случаях. Сориентировалась быстро. У меня дома хранились два отреза на пальто. Я их сдала в магазин и купила материал на три наряда. Когда была в Турции, привезла оттуда пакетик аксессуаров. Вот так мы сшили первые три платья, продали их и купили материал на девять платьев… С этого мы и начали.

А дальше была работа сутками, доходы от которой уходили на оплату бесконечных кредитов, ведь нужны были деньги для расширения бизнеса, закупки дополнительного оборудования. Как вспоминает Изольда, площадь первого собственного помещения на ул. Ленина, купленного на заемные средства, была всего 20 квадратных метров. Когда там установили оборудование – в буквальном смысле некуда было ногу поставить! Однако упорства этой хрупкой женщине было не занимать: медленно, но верно она шла к своей цели, пока платья «от Изольды» не превратились в бренд.

– На сегодняшний день моду на свадебные платья диктуем мы. Стоит нам придумать что-то, и уже все разносят по сторонам наши идеи. Вот сейчас у нас идет новая коллекция, новая работа. Вы первыми лицезреете это платье. На нем небольшой орнамент – только на рукавах и шапке. Золотое шитье тоже.

В творческом мире журналистики есть понятие «языкового вкуса», когда вроде и правильно с точки зрения грамматики написана формулировка, но «режет» слух и глаз… Благодаря языковому вкусу тексты становятся гармоничными для восприятия. Также обстоят дела и в мире моды. Изольда Гогичаева имеет потрясающий вкус и чутье относительно модных тенденций. Она не просто создает ремейк осетинского свадебного наряда на основе традиционных мотивов, она привносит что-то свое, новое, благодаря чему с неожиданно прекрасной стороны раскрывается глубина, заложенная в причудливых завитках осетинского орнамента и строгом покрое свадебного платья. Решила Изольда, что наряд должен быть сшит из гипюра и все невесты Кавказа подхватывают этот тренд. Перешла Изольда на сложную вышивку – невесты тут же выстроились в очередь за прекрасными платьями. В ее руках дело спорится: стежок за стежком она прокладывала путь к успеху. Изольда шила костюмы для коллективов народного танца и художественной самодеятельности как нашей, так и соседних республик, и, в первую очередь, – для Северо-Осетинского государственного академического ансамбля народного танца «Алан». В национальные костюмы ее производства одеты осетинские диаспоры Москвы, Санкт-Петербурга, Сибири, Турции, США, Бельгии. Костюмы «от Изольды» носят в правительстве Чеченской республики. Нередко заказы поступают из КЧР и Ингушетии. Наряды «от Изольды» не раз были отмечены высокими наградами на самых престижных российских и международных выставках. В 2000 году Изольде Григорьевне было присвоено звание «Заслуженный работник культуры РСО-А». Казалось бы, вот он – успех, вот оно – счастье, но судьба испытывала ее силы на прочность не раз, порой нанося слишком глубокие раны. Так, несколько лет назад, по предложению директора и художественного руководителя Мариинского театра Валерия Гергиева во Владикавказе были открыты художественно-производственные мастерские ГАМТ, и возглавила их Изольда Гогичаева.

– Тяжелые годы своей жизни работала там. 4 декабря меня назначили директором, а 5 декабря умер единственный сын. Я готовила этих специалистов 2 года, обливаясь слезами. Очень много костюмированных спектаклей мы сделали: «Борис Годунов», «Турандот», «Евгений Онегин», «Травиате», «Чародейка», «Принцесса Пирлипат»… В каком-то спектакле мы сделали 10 костюмов, в каком-то – 90, а в каком-то – 110. И так где-то 360 спектаклей.

Мелькнула мысль: любимая работа ее спасла, помогла ей пережить такое страшное испытание… «Вы пейте кофе! Остынет», – тихо сказала Изольда. Задаем традиционный вопрос: «Когда сталкивались с трудностями в работе, как удавалось их преодолеть? Бывали мысли бросить это дело? Заняться чем-то другим?» Изольда со свойственной ей прямотой сказала:

– Вот сейчас я сталкиваюсь. До этого – никогда. Народные промыслы нуждаются в дотациях, субсидиях. Очень тяжело сейчас в связи с тем, что цены на ткани, фурнитуру сильно выросли, а мы при этом не можем поднять цены на нашу продукцию, потому что для людей наши наряды станут не по карману. В итоге мы терпим убытки. Сейчас подготовили документы, подали на получение дотаций. Что получится – не знаю!

Действительно, изготовление одного платья обходится в среднем в 350 тысяч рублей, тогда как средняя стоимость проката платья – 80 тысяч. Выкупают наряды крайне редко. Сегодня Осетия в экономическом плане переживает не самые хорошие времена. Оттого и бизнес Изольды страдает. Однако, вопреки трудностям, она поставила для себя высокую цель: в Италии в мае этого года был показ в трех городах в рамках проекта «Русская весна на озере Гарда». Организатором мероприятия ежегодно выступает департамент международных программ Минкультуры РФ. Так вот, Изольду Гогичаеву во второй раз пригласили принять участие в проекте. За считанные месяцы ее мастерицы подготовили 15 уникальных нарядов, дабы достойно представить республику на мировом подиуме. Эти костюмы были созданы как продолжение грандиозного проекта, инициированного кутюрье ранее. Около 15 лет Изольда посвятила созданию коллекции «Новое время древнего искусства». Состоит она из аланских костюмов и костюмов народов Северного Кавказа по эскизам одежды, найденной при археологических раскопках. Эта коллекция с успехом была представлена на целом ряде крупнейших фестивалей в Стамбуле, Венеции, Каннах, Красноярске, Чехии. Но самым запоминающимся был показ в Милане в 2013 году. Об этом вечере Изольда вспоминает с особой теплотой. Она рассказывает, а перед глазами возникают картины: замок палаццо Кузани, красная дорожка, а по краям горят больше свечи. Вдруг распахиваются двери под звуки осетинской мелодии… На дорожку-подиум выплывают девушки в национальных костюмах. Кристаллы переливаются особым блеском от теплого пламени десятков свечей. Незабываемые эмоции! Никто в тот вечер не остался равнодушен к увиденному. Осетинские мелодии сопровождали банкет до 3 часов ночи. Так современная Европа соприкоснулась с древнейшей осетинской культурой и осталась от нее в неподдельном восторге. Где бы ни показывали эту коллекцию – везде она производила фурор. Несмотря на то, что поступало немало предложений, Изольда категорически отказывалась ее продавать. Она мечтала передать наряды в музей, чтобы будущие поколения не по рисункам изучали свою культуру, а могли видеть как красиво и богато одевались наши предки. Но, увы… вмешался фактор под названием «финансовые трудности». Изольде пришлось принять трудное решение: коллекция покинула республику, но как она заверила – ее приобрел наш земляк, добрейшей души человек. После продажи уникальных нарядов, в адрес кутюрье продолжали поступать предложения провести показы во всех уголках мира, но что показывать? Изольда, собрав все свои силы в кулак, поставила перед собой и коллективом сложнейшую задачу: создать коллекцию «Новое время древнего искусства (2 часть)». В рекордные сроки, буквально за полгода, были созданы 15 нарядов: 6 платьев в национальном стиле и 9 свадебных – это аланские наряды 10–12 вв., а также княжеские одеяния 18–19 вв. Шелк, бархат и атлас… этнические орнаменты в сложной технике золотой тесьмы – над каждым экспонатом трудилось около 20 человек. Изольда осталась довольна результатом.

– Эта коллекция еще лучше, потому что мы учли все прошлые ошибки, – сказала она.

И повторилось все как прежде… Вновь показ в Италии, вновь Италия покорена! Изольда, будто римский полководец Цезарь, всегда следует установке «Veni, vidi, vici» – пришла, увидела, победила! Всего же в коллекции «Новое время древнего искусства (2 часть)» кутюрье мечтает создать 40 нарядов. «Какими они будут?» – заинтересовались мы. Изольда села рядом и стала показывать в телефоне эскизы.

– В этих костюмах, которые мы сейчас делаем, даже тесемка не из магазина – все плетется вручную! Вот воинственный алан: кольчуга, меч. Потом праздничный костюм алана и аланки. Никто нам не оплачивает эти работы – все сами, – нехотя отвечает на вопрос о возможной поддержке кутюрье и тут же продолжает увлеченно говорить о деле всей своей жизни. – Вот это – воинственная аланка.

На следующей фотографии возникает долгая пауза – платье аланской царицы. Лиловый верх, а внутри алая ткань. Изольда опытным взором оценивает изображение и без колебаний говорит: «Верх будет алым! Осетины носили именно алые цвета!» И не поспоришь – так платье будет выглядеть еще эффектнее, хотя, казалось бы, куда более! На его создание необходимо 5 млн рублей, поэтому пока эту работу кутюрье вынуждена отложить до лучших времен, но были бы средства. Более эффектного способа сохранить свою культуру и транслировать ее на весь мир и не придумаешь!

Эта такая коллекция будет – у меня просто слов нет! – воодушевленно говорит Изольда и понимаешь – она уже все продумала до деталей, а значит все у нее обязательно получится!

Елена ГОБОЗОВА


Похожие записи:

Главные новости

Финнотека

Делегация финского посольства впервые в истории посетила Северную Осетию.

Главные новости

Пилотный проект для обманутых дольщиков

Проблема обманутых дольщиков стала одной из основных тем в ходе встречи Главы РСО-А Вячеслава Битарова с министром

Главные новости

Образование на современном оборудовании

В 50 регионах России состоялось открытие более двух тысяч центров образования цифрового и гуманитарного

Главные новости

Для людей

Вчера Президент Российской Федерации Владимир Путин выступил с ежегодным Посланием Федеральному Собранию РФ,

Главные новости

Лицом к туризму

Глава РСО-А Вячеслав Битаров встретился с руководством Ростуризма.

Главные новости

Большой подарок для самых маленьких

В Северной Осетии открылся самый большой Детский сад

Все новости из категории: