С именем Тимура Сикоева, нового руководителя конно-драматического театра «Нарты», связаны большие надежды на возрождение коллектива.Спектакль «Праздник в горах», поставленный им к 160-летию со дня рождения Коста Хетагурова, произвел фурор. Что он сам обо всем этом думает?..
– Тимур, помню, что за год до схода ледника Колка Вы из театра «Арвайдён» пришли работать в театр «Нарты»…
– Да, как раз в «Нартах» ставили спектакль «Тарпан», премьера которого прошла очень успешно. Планы были громадные: разрабатывался спектакль «Спартак», мюзикл «Легенда о любви»… Мысленно я мизансценировал, распределял, кто что будет играть. И… Колка. Ушли наши лучшие актеры, наши лучшие друзья. Полгода мы все были в шоковом состоянии. А потом собрались с духом и решили поставить «Посвящение семерым». На годовщину гибели наших ребят сыграли премьеру (спектакль длился полтора часа). Помню, что на премьере были Александр Дзасохов, родители Бодрова-младшего, родственники погибших. С этим спектаклем мы ездили в Сочи, Абхазию, Кабардино-Балкарию, Иран. В Тегеране этот спектакль так полюбили, что мы сыграли его 28 раз.
– Тимур, в 2020 году театр «Нарты» отметит 30-летие. О каком юбилейном подарке Вы мечтаете больше всего?
– Основная проблема театра – отсутствие крытого помещения, крытого зала, которого не было и нет до сих пор.
– Допустим, Вам построили роскошный крытый зал. Но ведь театр – это не только здание, а актеры, а у вас в театре и лошади должны быть артистичны. Судя по последнему спектаклю, который Вы представили в Наре, Вам удалось за короткий срок вернуть всех в форму. Как?
– Актер, как и пианист, должен заниматься ежедневно и систематично. Поэтому пригласили педагогов Ярослава Джусоева по танцу и Гиви Валиева по фехтованию и сцендвижению. Акробатика, фехтование – это как воздух нужно нашим актерам. Лошадей тоже надо было приводить в форму: у нас их осталось девять. Проблема в том, что они все старые, больные, возрастные. Им по 17–18 лет. Последний спектакль наши лошади отыграли на обезболивающих уколах.
– У вас в театре нет ни костюмерных цехов, ни художников, ни администраторов. Как все-таки удалось сделать 40-минутный полноценный спектакль к юбилею Коста?
– Сначала я хотел дать совсем маленькое представление – миниатюру «Фыййауы зарёг». К косарям, по сюжету, приезжают пастухи на лошадях. И тут начинается совместный праздник: джигитовка, танцы… Но на репетициях у меня мелькнула мысль: а почему там не мог быть Коста? Коста, который возвращается в родной Нар и по дороге оказывается на этом народном празднике в горах. Позвонил поэту и переводчику Тотрадзу Кокаеву. Начали с ним встречаться, общаться, обговаривать. На него нашло вдохновение и началось. Встретился с Зоей Газаевой: она очень помогла нам с музыкой. Половина успеха спектакля – это музыка, которую она нам подобрала. Когда приступили к разводкам, стали появляться интересные мизансцены. К нам на репетиции часто захаживали люди, простые горожане. Их интерес, их живая реакция очень помогали нам.
– На роль Коста сразу решили пригласить Алика Караева?
– Кандидатуры были самые разные. Гиви Валиев как-то мне говорит: «А почему бы не Алик?» Алик не всадник, не джигит, не профессиональный наездник. И я сначала колебался, а потом подумал, что не надо его загружать конными трюками. Он только проезжает верхом на лошади, а так он – среди людей: помогает им в хлопотах, танцует. У нас в штате немного актеров, а хотелось, чтобы в спектакле была жизнь, массовые сцены. Органично вписались в нашу постановку студенты актерского отделения факультета искусств СОГУ и студенты колледжа культуры. Я очень благодарен директору колледжа Ларисе Албеговой, которая помогла нам с костюмами, приглашала на спектакли оркестр колледжа, они играли народную осетинскую музыку перед началом постановки, создавали особую атмосферу. Очень помогал нам хирург-травматолог Казбек Кудзаев: он привез нашим лошадям сено на полгода вперед лично от себя. Нас постоянно навещал министр культуры Эльбрус Кубалов, помогал чем мог.
– Извините за банальный вопрос: какие у Вас планы?
– С самого рождения театра была проблема отсутствия крытого зала. Планы есть, но театр, который полностью зависит от погодных условий, не может их строить.
Мадина ТЕЗИЕВА