В дни новогодних праздников залы Национального музея Северной Осетии посетило более 5 тысяч человек. Это и жители республики, и гости Владикавказа. Особенно отрадно, что среди посетителей было много молодежи.
Открытие Национального музея в последний день уходящего года можно назвать особенно долгожданным из тех многочисленных «пусков» и «завершений», которые уже традиционно символизируют декабрь. Много лет республика была лишена своей визитной карточки, своего «паспорта», который первым делом предъявляется всем туристам и путешественникам, прибывшим в ту или иную страну, край, область. У нас такого «паспорта» не было, потому что трудно назвать Национальным музеем здание, хоть уютное и симпатичное, но очень ограниченной площади, из – за чего тысячи уникальных экспонатов до сих пор хранятся в ненадлежащем виде в запасниках и хранилищах, да при этом ко всему прочему нуждающемуся в ремонте. Неблаговидная история с предпочтением одного архитектурного проекта другому, замораживание строительства, выселение арт- пространства «Портал», стихийно возникшего на развалинах стройки, казалось, этой эпопее не будет конца. Тем не менее руководству республики удалось возобновить федеральное финансирование. И результаты первого транша в размере 98 млн рублей ( республиканский вклад составил 7, 83 млн рублей) уже налицо: здание бывшего Дома искусств на проспекте Мира практически полностью отремонтировано, и залы первого этажа уже работают в штатном режиме.
Церемония открытия состоялась 31 декабря прошлого года. Выступивший на ней Глава РСО – Алания Вячеслав Битаров подчеркнул, что «многие годы музей бездействовал, но теперь, несмотря на то, что работы еще предстоят, открывшаяся выставка дает нам представление о древней славной истории и культуре нашего народа». Он осмотрел коллекцию «Аланское золото», которая вот уже более 40 лет со дня раскопок хранится в Сберегательном банке, т. к. музей пока не располагает необходимыми условиями для содержания коллекции. Также Глава РСО – Алания посетил два других выставочных зала, где разместились коллекции клинков и огнестрельного оружия, живописи и изделий из бронзы и дерева. Побывал он и на втором и третьем этажах, убедился, что реконструкция здания завершена, и помещения готовы для эксплуатации. В скором времени там будут оборудованы выставочные залы, хранилища, реставрационные мастерские.
В 2018 году ремонтные работы будут продолжены. На эти цели Северная Осетия получит еще 105 млн рублей. По словам министра культуры РСО – Алания Руслана Мильдзихова, средства будут потрачены, в том числе, и на реставрацию бетонного сооружения во внутреннем дворе, причем с проведением всех необходимых исследований для определения пригодности помещения для хранения фондов.
Конечно, владикавказцы и гости города с большим интересом отнеслись к событию, и свидетельство этому – большое количество посетителей. Особое внимание – к коллекции уникальных золотых вещей, преимущественно украшений, которая стала настоящим подарком и для знатоков истории и археологии, и для простых граждан, которым небезразличны славное прошлое и культура своего народа. «В основном, это женские украшения, датированные I веком до нашей эры. Они найдены при раскопках погребения знатной сарматки. Есть и более поздние экспонаты. Интерес представляет парадный конский убор из золота. Звериный орнамент, схожие мотивы и техника говорят о том, что изделия изготовлены в едином этнокультурном пространстве», – пояснил заместитель директора по развитию Национального музея РСО – Алания Михаил Мамиев.
Конечно, бросилось в глаза отсутствие аннотаций на стендах. Они необходимы, ведь не все посетители музея предпочитают экскурсионное обслуживание. Есть и другие пожелания. . «Конечно, мы не могли не воспользоваться такой долгожданной возможностью, – поделился мнением директор гимназии №4 Сослан Цуциев. – Мы с сыновьями Матвеем и Захаром посещаем музеи, выставки, но хочу отметить, что стоит подумать об оснащении залов современными технологиями. Это позволит музейному искусству идти в ногу со временем и усилит интерес к нему молодого поколения».
Как бы там ни было, дело, и большой значимости, сдвинулось с мертвой точки. Предстоит еще очень много работы, в том числе и по поддержанию зрительского интереса. Публика нынче искушенная, а потому надо идти на эксперименты, внедряя и у нас новые достижения в музейном искусстве. Ну, и конечно, стряхнуть пыль со всех тех бесценных оригиналов, что долгое время пролежали в запасниках, и достойно их представить широкой публике.
Тамара БУНТУРИ