Главные новости

О музыке с любовью

Начало ноября во всем мире прошло под знаком Международного дня пианиста. В этот знаменательный день корреспондент нашего издания встретилась с Ацамазом Макоевым, пианистом, композитором, председателем Союза композиторов РСО-А, заслуженным деятелем искусств РФ.

– 6 ноября на фортепианном отделении Московской государственной консерватории Вы дали сольный концерт. Расскажите об этом подробнее.

– Я играл свои произведения разных лет. Им было интересно, иначе бы они меня не пригласили. В каждой национальной композиторской школе сейчас что-то происходит, движется, появляется что-то новое, оригинальное… Они не хотят вариться в собственном соку, хотят знать, что происходит в регионах: интерес к современной музыке вполне объясним и понятен. Он огромен.

– Эта осень вообще оказалась для Вас богатой на выступления в Москве. Кроме Московской консерватории, интерес к Вашему творчеству проявила и Центральная детская музыкальная школа им. Свиридова.

– Я всю жизнь занимаюсь в том числе и педагогической деятельностью, много пишу для детей… Два года назад на личные средства Русланбека Икаева и Алана Огоева был издан сборник моих фортепианных произведений, которые я создавал с конца 1970-х годов и по сегодняшний день. В этот сборник вошел и мой «Детский альбом», произведения из которого играют ученики многих музыкальных школ. В Центральной детской школе им. Свиридова я ответил на вопросы детей и педагогов и исполнил свои произведения. Кстати, концерт так и назывался – «Сердце отдаю детям».

– Много восторженных отзывов я слышала о премьере Вашего «Посвящения» на новой сцене Большого театра в Москве.

– 28 октября в Москве прошел концерт, приуроченный к 160-летию со дня рождения Коста. Там и прозвучал новый вариант «Посвящения»: само произведение существует уже четверть века, но я ввел туда скрипку с Ильей Бекоевым. Алан Кокаев придумал пластическую версию: он изображает Коста, который в муках творчества пишет портрет Анны… Как только начинает звучать скрипка, на экране возникает образ Анны Цаликовой. Получился интересный синтез музыки и пластики, своеобразный мини-балет…

– Весь этот год проходит под знаком 80-летия Союза композиторовСеверной Осетии. Расскажите о нынешнем состоянии союза.

– На юге России у нас самый большой союз. Он состоит из трех музыковедов и тринадцати композиторов. Особенность нашего союза в том, что у нас много молодежи: композиторы в возрасте между двадцатью и тридцатью, тридцатью и сорока годами. Среди них большинство – ученицы композитора Ларисы Кануковой. Многие из них живут и работают в Москве.

– Как происходил демонтаж прежней гуманитарной системы в композиторской сфере?

– В 1991 году, когда развалили страну, стали дискредитировать значение искусства. Из профессиональных союзов нас превратили в общественные организации. Парадокс: профессию композитора из реестра профессий вообще убрали. Но кем можно назвать Родиона Щедрина или Александру Пахмутову? Только композиторами, а в реестре этой профессии нет. Затем наступила эра интернета. Для шоу-бизнеса существует множество телевизион­ных ка­налов, а для классической музыки есть европейский канал «Меццо», в России – канал «Культура». И все.

– Для композитора очень важно, чтобы его произведения исполнялись. Но современные композиторы в основном пишут в стол. Почему? Что было бы с Шостаковичем, если бы его симфонии оставались в рукописях?

– Когда-то нам завидовали все композиторы, потому что, как написал в своей книге дирижер Павел Арнольдович Ядых, «еще чернила не успевали остыть, а мы уже начинали репетировать». Наш Северо-Осетинский государственный симфонический оркестр был создан композиторами. Татаркан Кокойты жизнь положил на то, чтобы у нас был оркестр. Оркестр у нас появился раньше филармонии! Дирижер Павел Ядых правильно понял свою главную задачу – исполнять произведения современных осетинских композиторов. Все, что у нас писалось, исполнялось! В 1999 году мы провели фестиваль «Волшебная осень», в рамках которого прошло 24 концерта. Каждый композитор имел свой авторский вечер. За восемь месяцев мы услышали практически все, что было создано осетинскими композиторами. Оркестр – это сердце, кровеносные сосуды для композиторов Осетии…У Ядыха, Сохиева, Панасяна, Баскаева, Хлебникова было время исполнять произведения осетинских композиторов. Через них росла и развивалась композиторская школа Осетии.

– Оркестр был также площадкой и для взращивания дирижеров…

– Почему у нас появились дирижеры мирового уровня Валерий Гергиев и Туган Сохиев? Потому что в Осетию приехал работать пианист и дирижер Анатолий Брискин и потому, что у нас был оркестр. Они становились за дирижерский пульт и со студенческим оркестром, и с государственным симфоническим оркестром. Когда Анатолий Брискин уехал из Осетии, эстафету подхватил композитор и дирижер Тамерлан Хосроев. Все дети, которые у него занимались, – от Тимура Зангиева до Даны Муриевой – имели возможность работать с государственным симфоническим оркестром. Ни у одних детей в мире нет возможности в десять лет подходить к государственному оркестру, а мы такую возможность предоставили. После смерти Павла Ядыха полтора года главным дирижером нашего оркестра был Туган Сохиев, будучи еще студентом консерватории. Туган – один из последних учеников великого Ильи Мусина, у которого учились и Юрий Темирканов, и Валерий Гергиев, и половина дирижеров Европы и Америки. Вместе с Туганом приезжала его однокурсница Сабрие Бекирова, а также Шахмаметьев, Сладковский, Ринкявичус и многие другие.

– Вы недавно выступали в Цхинвале…

– Да, мы привезли в Цхинвал Северо-Кавказский объединенный оркестр. Со сцены отреставрированного театра имени Хетагурова под руководством дирижера Хлебникова звучала музыка композиторов Северного Кавказа. Последний раз там слушали большой симфонический оркестр в августе 2008 года. Дирижировал Валерий Гергиев. Но они тогда выступали на руинах, а мы – на сцене отреставрированного театра. И мне дали возможность сказать со сцены: «Делайте свой оркестр!» Это все единый организм: композитор – оркестр.

– Но давайте из Цхинвала вернемся во Владикавказ. Что дальше?

– Открою секрет: с Нового года мы соберем для Хетага Тедеева камерный оркестр. И вы еще услышите произведения современных осетинских композиторов!

– Спасибо за интервью.

Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

Главные новости

Бороться за жизнь каждого пациента

Именно так сформулировал задачу, стоящую перед медиками республики, Вячеслав Битаров на прошедшем накануне совещании с главными врачами больниц.

Главные новости

Определены лауреаты премии Главы республики за лучшую журналистскую работу

Вячеслав Битаров поздравил журналистское сообщество республики с Днем российской печати, который в стране отметили 13 января.

Главные новости

Яркий праздник

На протяжении двух дней в столице Северной Осетии проходили праздничные мероприятия, приуроченные

Главные новости

Строительная жизнь Владикавказа

Интервью с начальником управления по строительству АМС г. Владикавказа Заурбеком Беслекоевым

Главные новости

Помощь по первому звонку

Жизнь современного человека сопровождается явлениями и ситуациями, негативно влияющими на его эмоциональное, психическое и даже физическое состояние. Зачастую мы не можем самостоятельно справиться с внезапно возникшими жилищно-коммунальными проблемами. А иногда случаются ситуации, когда человек не знает, куда обратиться за помощью. Для всех этих случаев существует Единая дежурно-диспетчерская служба (ЕДДС). Это своеобразный аналог европейской службы помощи […]

Главные новости

«Второй дом» для первокурсников

Полпред РСО-А при Президенте РФ Борис Джанаев встретился с первокурсниками из Осетии, поступившими в Московские вузы

Все новости из категории: