Культура

Помечтать о путешествиях «Вечером у камина»…

Теме путешествий было посвящено очередное собрание поклонников проекта «Вечера у камина» отдела художественной литературы Национальной научной библиотеки Северной Осетии, состоявшееся в самый разгар летних отпусков.

Ведущая вечера, заведующая отделом Марина Татарская, напомнила собравшимся о том, что путешествие – это одно из самых любимых занятий большинства людей. Почему многие так любят путешествовать? Все просто: когда человек путешествует, он познает окружающий мир и самого себя. Люди издавна путешествуют по многим причинам: хотят посмотреть на жизнь других народов, увидеть те места, в которых мечтали побывать; уехать от повседневной суеты, забыть на время о надоевшей рутине, работе, готовке, уборке; отдохнуть, расслабиться, набраться хороших впечатлений. Впустив в себя образы путешествий, литература не могла не измениться. Географические образы стали естественным литературным средством выражения отношения к миру. Путешествие стало удобным литературным приемом и мощной литературной метафорой. Реальные местности и страны могут перемешиваться с выдуманными, пространство и путь часто являются самостоятельными героями, определяют сюжеты. Марина Татарская призвала всех собравшихся этим вечером в отделе художественной литературы поделиться с залом своими любимыми книгами о путешествиях, тех самых, что способны вдохновить даже в этот зной подняться с места и отправиться в путь.

На Земле очень много необычных уголков, красивых мест, которые заставляют пережить потрясающие чувства. Во время путешествия наполняешься энергией, силой, положительными эмоциями, начинаешь ощущать гармонию и тесную связь с природой. Альбер Камю говорил, что путешествие – это самая великая и серьезная наука, которая помогает людям вновь обрести себя. То есть, если подходить расширенно к толкованию этого слова, то путешествие – это не просто поездка или отпуск. Это процесс. Открытие. Процесс открытия самого себя.

С давних времен люди отправлялись в путешествия, их манила неизведанность, тайна, любопытство. И это было достаточно опасно, но, несмотря ни на что, открывались новые города, страны, моря, океаны, материки. От античного времени сохранились описания путешествий Геродота, ученых, сопровождавших Александра Македонского в его походах. Ранние путешествия тесно сосуществуют с легендами и преданиями и питаются ими. Описание путешествий времен Античности, Средневековья, Возрождения имеют как научно-познавательную, так и художественную ценность. Классический пример путешествия Средневековья – странствования Марко Поло и Афанасия Никитина. Путешествие с религиозными целями (для поклонения святыням, посещения святых мест) в средние века получило название «паломничество»; русские паломники, в числе которых был, например, игумен Даниил, оставляли путевые записки о своих путешествиях, получившие название «хожения». Эпоха Великих географических открытий характерна многими путешествиями, которые в корне изменили представление людей о планете. Позднее большое значение для расширения знаний о Земле имели путешествия Д. Ливингстона и Г. Стэнли, Н.М. Пржевальского и др.; однако уже Пржевальский называл свои путешествия научными рекогносцировками, так как они могли удовлетворить лишь запросы первичного и общего знакомства с особенностями той или иной территории.

Поэтому уже в XVIII–XIX вв., по мере углубления исследований, конкретизации и специализации научных целей и задач, путешествия стали приобретать характер научных экспедиций. Разработали жанр «путевых очерков» романтики Ф.Р. Шатобриан («Американское путешествие», 1791, изд. 1827), А. Ламартин, Г. Гейне, Т. Готье, П. Мериме. В 19-м и особенно в 20 в. этот жанр обрел разнообразные формы (например: «Путешествие в Арзрум» А.С. Пушкина, «Письма об Испании» В.П. Боткина, «Фрегат «Паллада» И.А. Гончарова, «Остров Сахалин» А.П. Чехова, «Простаки за границей» М. Твена, «Ирландский дневник» Г. Белля, «Ледовая книга» Ю. Смуула, «Ветка сакуры» В. Овчинникова); «путевой очерк» становится одним из ведущих жанров публицистики. С середины XX в., в связи с бурным развитием туризма, термин «путешествие» стал обозначать любую поездку, совершенную в какой-то мере самостоятельно, независимо от туристической компании. Путешественниками в настоящее время называют людей, участвующих в самостоятельных, зачастую авантюрных, поездках (например, Т. Хейердал, Ю.А. Сенкевич, Ф.Ф. Конюхов, В.А. Шанин, Голтис). Наиболее широкое применение формы и приемов художественных путешествий нашли в научной фантастике и приключенческой литературе.

Путешествие во времени выступает излюбленным приемом многих режиссеров и писателей-фантастов. Есть ученые, утверждающие, что такое возможно в реальности. Что такое перемещение во времени? Это переход человека или любых объектов из данного момента в отрезок будущего или прошлого. Со времени открытия черных дыр прошло немного времени, и если сначала самому открывателю Эйнштейну они казались чем-то нереальным, то впоследствии их начали изучать астрофизики всего мира. Философия путешествий во времени будоражила умы многих ученых – К. Торна, М. Морриса, Вана Стокума, С. Хокинга и др.

А есть еще мысленное путешествие – это литературный жанр, в основе которого лежит описание действительных или мнимых странствий героя.

Поездка, странствие, вояж, рейс, передвижение, перемещение, дорога, путь – все эти слова – синонимы слова «путешествие». А если вдуматься, то это еще и самопознание, иначе говоря, путь к самому себе. То есть понятие «путешествие» метафорично, многопланово и многогранно – о чем и рассуждала старший преподаватель кафедры русской и зарубежной литературы филфака СОГУ Фатима Бесолова. Каждый из нас без исключения совершает в этой земной жизни свое «путешествие», свой путь, отличный от всех других. И как ни крути, а прав был советский классик Николай Островский: «Прожить… надо так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы…»

Собравшиеся вспомнили замечательную книгу Петра Вайля «Гений места», где говорится о том, что «связь человека с местом его обитания – загадочна, но очевидна. Ведает ею известный древним genius loci, гений места, связывающий интеллектуальные, духовные, эмоциональные явления с их материальной стороной. На линиях органического пересечения художника с местом его жизни и творчества возникает новая, неведомая прежде реальность, которая не проходит ни по ведомству искусства, ни по ведомству географии. В попытке эту реальность уловить и появляется странный жанр – своевольный гибрид путевых заметок, литературно-художественного эссе, мемуара: результат путешествий по миру в сопровождении великих гидов, то есть это экскурсии по городам не с привычной точки зрения топографии, а стилистически привязывая каждый из них к той или иной известной личности».

Поговорили о том, что к концу ХVIII в. относится и появление в России первых путеводителей, которые сегодня с полным правом можно назвать туристскими, так как они были рассчитаны на людей, интересующихся историей, архитектурой столиц русского государства, различными коллекциями, хранящимися в их соборах. Выпущенный в Петербурге в 1779 г. путеводитель «Историческое, географическое и топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703 по 1751 год» был написан библиотекарским помощником библиотеки Академии наук и архивариусом Андреем Богдановым и опубликован после того, как его оценил издатель В.Г. Рубан.

Другой получивший известность путеводитель по столице Российского государства назывался «Описание российско-императорского столичного города Санкт-Петербурга и достопамятностей в окрестностях оного». Написал его член Российско-Императорской и Королевской Прусской академий наук И.Г. Георги. Первое издание путеводителя вышло на немецком языке в конце 1790 г. На русском языке дополненный новыми сведениями более совершенный вариант появился в 1794 г.

Присутствующие вспоминали свои путешествия в другие страны, обсуждали, какую литературу лучше всего брать с собой в поездки, делились впечатлениями от просмотров серии документальных фильмов под общим названием «Кавказский меловой круг» и «Письма из провинции», телепередач Дмитрия Крылова «Непутевые заметки», художественного фильма Никиты Михалкова «Урга». А сколько книг интересных вспомнили о путешествиях! Кстати, сотрудники библиотеки подготовили интересную книжно-иллюстративную выставку по теме с элементами инсталляций в виде фотоаппаратов и чемодана! Говорили и о виртуальных путешествиях, которые стали возможны в наш техновек в компьютерной программе «Гугл мапс». А библиотекарь Алиса Дурново рассказала о книге Ильи Бояшова «Путь Мури»…

Действительно, любой вид путешествия – реальное, виртуальное, сказочное, фантастическое, самоуглубленное – всегда что-то новое и интересное, яркое и незабываемое. Это встреча с новыми людьми, городами и достопримечательностями, новыми идеями, мыслями и чувствами. Путешествие всегда дарит новые эмоции и впечатления, оно позволяет отвлечься от повседневной жизни и окунуться в новую, другую хотя бы на несколько дней. Путешествие – это ключ к пониманию других культур и прекрасная возможность узнать больше о мире, в котором мы живем. Во время путешествия человек непременно образовывается, изучает новые для себя языки, познает тайны кулинарии того или иного народа! Ведь недаром говорится, что лучший способ изучать географию – это путешествовать, а лучший способ узнать и понять людей – это познакомиться с ними в их собственных домах. На том и порешили все собравшиеся в жаркий «Вечер у камина»: путешествиям – быть! Причем в самое ближайшее время!

Наталья КУЛИЧЕНКО


Похожие записи:

Культура

V Международный конкурс имени Павла Лисициана

С 3 по 8 октября, в рамках XII Международного фестиваля искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой», прошел V Международный конкурс молодых вокалистов им. Павла Лисициана. В этом году конкурс собрал 58 молодых вокалистов из городов России и семи стран мира – Китая, Италии, Болгарии, Украины, Белоруссии, Армении, Узбекистана (для сравнения: на прошлом, четвертом, конкурсе участники были из […]

Культура

«Сцена без границ» подвела итоги

Восьмой фестиваль национальных театров «Сцена без границ» завершил свою работу.

Культура

Роман с… танцем

Одни считают танец языком тела, другие – возможностью выразить свои эмоции. А вот для руководителя ансамбля современного и эстрадного танца «Беркана» Ольги Безверховой танец – и то, и другое… это жизнь.

Культура

Стратегия развития культуры в Северной Осетии

27 марта Комитет парламента республики по науке, образованию, культуре и информационной политике провел круглый стол на тему:

Культура

Каждый спектакль – дань уважения Евгению Вахтангову

Слова, вынесенные в заголовок, – прекрасный девиз для творческого коллектива Русского академического театра, который носит имя выдающего театрального

Культура

Театр расширяет границы

Владикавказ восьмой раз проводит фестиваль «Сцена без границ».

Все новости из категории: