Искусство

«Путь в поисках настоящего»

В Художественном музее имени Махарбека Туганова открылась выставка с одноименным названием, которая продлится до 10 января. Это юбилейная выставка – ретроспектива, посвященная 30-летию создания братства свободных художников Осетии «Тибул».

Почему объединение, возникшее три десятилетия назад, состоит в основном из одаренных выпускников Владикавказского художественного училища, названо именем канатоходца из любимой в детстве книги «Три толстяка» Юрия Олеши, я так и не спросила у художника Михаила Кодоева, личности явно неординарной и по-хорошему несовременной, которого почему-то называют командором. Не директором, не руководителем, не организатором, а командором. Наверное, потому, что ходьба по канату – это риск и воздух, это красота и свобода, это творчество и смелость. Именно это, думаю, двигало молодыми талантами: равноправие, братство, взаимопомощь. А командор, как оказалось, звание добровольное, а не какая-то назначаемая должность, наличие которой в принципе противоречит уставу «Тибула».

К юбилею тщательно готовились. Залы музея оформили не только живописью, но интересными инсталляциями, где картины, фотодокументы вступают в гармонию с арт-объектами – старинными предметами быта и даже желтыми опавшими листьями. Каждая деталь заслуживает тщательного рассмотрения: это не просто деталь, как, например, старая поблекшая краской дверь, а путь, который бесконечен и сопровождается сменой эпох, времен, человеческих жизней. Пригласили и гостей, которые остались верными «тибульцами», хотя кто-то живет в Подмосковье, кто-то вернулся на родину, в Дагестан.

Как оказалось, объединение выжило, сохранило свое пространство и работает. «Мы проводили большие и маленькие выставки, а иногда вообще ничего не проводили: просто отдыхали», – отметил на открытии Михаил Кодоев. Что правильно: вдохновение нельзя поставить на поток. Художник – это все-таки состояние души, нежели ремесло. Хотя профессионализм и врожденное чувство вкуса и цвета очень важны. Вообще, свобода во всем – кредо организации, вступить в нее может каждый, в отличие от Союза художников России, куда нужно пройти соответствующий отбор.

Открыл выставку старейший член «Тибула» народный художник РСО-А Ахсарбек Бериев, работы которого тоже представлены в зале. В дальнейшем же «тибульцы» ушли от привычных речей и провели ритуальную церемонию, призвав в помощь высшие силы. «Каждый художник, становясь на путь творчества, проходит три испытания: огонь, воду и медные трубы», – напомнил Михали Кодоев и попросил младшего зажечь ритуальную свечу, установленную в первом зале «Огонь». Символические мероприятия прошли и в двух других залах, которые все пришедшие, посвященные в товарищество и одевшие черные галстуки, говорящие об отказе от суеты, принялись осматривать.

В третьем зале – медные трубы, самое тяжелое испытание для любого человека. И очень неожиданное решение: тибульцы пригласили уличного музыканта, который, к сожалению, не пришел, но своим присутствием мог дать понять, что сегодня ты на пике славы, а завтра все может быть. И очень важно сохранить человеческое лицо. Кстати, членство в товариществе вовсе не означает невозможность встроенности в официальные организации. И признанные живописцы Роберт Каркусов и Софья Пироева – тому подтверждение.

– Возвращением в 80-е годы, – назвала происходящее в музее Людмила Бязрова, заместитель директора музея, искусствовед. – Для меня это памятно. Братство возникло задолго до того, как к нам пришли выставки современного искусства. «Тибул» был необычной организацией, которая всех буквально поразила, и отношение к ней было очень разное. Во главе организации стоял Михаил Кодоев, и даже если бы он создал что-то другое, это было бы всегда интересно и по-доброму.

Даже давние друзья, коим является Людмила Бязрова, признавались, что не могли угадать до конца концепцию выставки: «Тибул» продолжает удивлять, притягивать своей неординарностью и любовью к людям. Экспозицию собирали всем миром: кто-то принес старые чемоданы, стулья, игрушки еще той эпохи, кто-то – кухонную утварь… Это своего рода зацепка для творческого взгляда, который может развиться в самом неожиданном направлении.

Среди гостей – Зайнуддин Исаев из Дагестана. В далеком 1985 году он окончил художественное училище, потом постигал азы мастерства в СОГУ у Шалвы Бедоева. Как только братство возникло, сразу вступил. Привлекло единство духа, обращение больше к внутреннему содержанию, чем к внешнему. Сергей Гассиев, ныне живущий в Подмосковье, тоже прибыл на открытие выставки. Работает в стиле, как сам говорит, неопримитив. «Стараюсь убрать все лишнее и оставить главное – душу», – вот задача творца.

Закончилось мероприятие демонстрацией фильма о «Тибуле», снятом много лет назад режиссером Мадиной Тезиевой. Выставка прервала великое молчание, как сказал Михаил Кодоев. Впереди – работа. Свободная и без суеты.

Тамара БУНТУРИ

 


Похожие записи:

Искусство

Финисаж!

Это модное нынче слово означает закрытие выставки. Так получилось, что я попала на юбилейную выставку в зале Союза художников РСО-А,

Искусство

Жаркое лето «Владикавказских алан»!

Лето-2018 для образцового детско-юношеского муниципального ансамбля танца «Владикавказские аланы» выдалось жарким

Искусство

Живые картины Дианы Гамаоновой

Были времена, когда люди еще не выработали четких техник рисования, лепки, обжига глиняных изделий,

Искусство

Мир глазами Тамерлана Таучелова

Сила искусства поистине безгранична. Она не только обогащает духовный мир человека и облагораживает его.

Искусство

Юная звездочка в мире живописи

Вчера в здании республиканского военкомата чествовали победительницу конкурса Ангелину Хохоеву и ее педагога Ермака Гергиева.

Искусство

Век Азанбека Джанаева

Одним из значимых событий этого года является выставка «Азанбек Джанаев – жизнь, ставшая легендой», открывшаяся 22 ноября в Национальном музее РСО-А

Все новости из категории: