Культура

Театр ДОК во Владикавказе

Безусловно, это эксперимент и это опыт. Документальный театр, зародившийся лет двадцать назад в Москве, пришел и во Владикавказ. Причем не на профессиональную сцену, а в студенческую аудиторию, которая гораздо ближе по возрасту и образу мыслей реальным героям.

Вернее, героев нет. Есть актеры, читающие монологи тех, кто остался за кадром. Пронзительные в своей честности. Сцена без каких-либо декораций. Она меняет фон благодаря видео, которое транслируется на зрительный зал.  Сами зрители – на сцене, рядом с исполнителями. Безликие черные одежды и босые ноги актеров подчеркивают: мы – одни из… мы – ранимы и открыты, и выбор за вами, как поступить.

Документальный спектакль «Братья» стал завершающим мощным аккордом «Театральной лаборатории 12+», которая работала во Владикавказе с начала сентября. Идея создания такой сложной противоречивой творческой формы с привлечением  в процесс психологов – специалистов по детской и подростковой психологии принадлежит директору филиала ГЦСИ Галине Тебиевой.  Ее осуществление стало возможным благодаря поддержке Союза театральных деятелей России и Фонда Михаила Прохорова. Лаборатория проходила в три этапа. Сначала в Северную Осетию прибыл драматург из Самары Сергей Давыдов. Свою задачу он видел в определении самых болевых точек людей, пожалуй, самого непростого возраста от 14 до 18 лет. Кто он, обычный осетинский подросток, чем живет, о чем мечтает, что хочет от жизни? Наверное, никакой, пусть  даже самый гениальный, автор не скажет точнее, чем это сделает первое лицо, но с условием полной честности по отношению к себе. Поэтому, усвоив азы нового театра на лекциях и семинарах, подростки и  студенты актерского отделения факультета искусств СОГУ отправились искать своих героев – сверстников для сбора материала. Темы интервью (вербатимов) – самые наболевшие: любовь и  желание любви, первые отношения с противоположным полом, непонимание родителей, показуха в поведении, внутренняя свобода. В результате было опрошено 50 персонажей и записано 20 часов аудиоматериала. Из них  драматург и сложил пьесу «Братья».

­−Мы не старались эпатировать публику и не выбирали для сюжета самые острые картины, – скажет потом на обсуждении спектакля режиссер Никита Бетехтин. – Наоборот, нам даже пришлось редактировать рассказы, потому что владикавказская публика не готова воспринимать материал в первозданном виде. Самый главный вывод, который мы сделали, хотя наш театр не дает рецептов и не подводит черту – он просто фиксирует и транслирует – отсутствие коммуникаций между поколениями. Ведь проблемы все знают, но о них не принято говорить с родителями; их как бы нет, хотя, и мы в этом убедились, проблем более чем достаточно».

После погружения в материал юные актеры продолжали работать над спектаклем  в формате мастер- классов от ведущих российских театральных специалистов – режиссера Марата Гацалова, хореографа Татьяны Гордеевой, композитора Марины Собяниной,

Результат получился интересный и очень поучительный. Обсуждение после спектакля стало не менее откровенным, чем сама пьеса. Привыкшая к традиционной подаче часть зрителей выражала недовольство отсутствием итога и указывающего перста, как же выбраться из этой безнадеги. А то, что это безнадега (вернее, совсем не то, что мы, родители, хотели бы услышать от наших детей), свидетельствовало все эмоциональное наполнение пьесы. Трудно сказать, как студенты смогли вызвать на такую пронзительную откровенность своих собеседников.

Другая часть зала, мысля конструктивно, говорила о том, что раскрыты не все темы, волнующие подростков: наркомания, город и село, бедные и богатые, ментальность. Словом, есть еще над чем работать и о чем говорить. Общее мнение – пьеса не только для школьников. Она и для родителей тоже. Пьеса заставляет посмотреть на свое продолжение совсем иными глазами.

Разница оценок – показатель того, что спектакль взбудоражил, впечатлил. Нельзя сказать, что окрылил. Скорее сорвал маски и представил жесткие факты. Зритель стал свидетелем внутренней «непубличной» жизни юных душ. «Попал» или «не попал» режиссер в чье-то сердце, зависит  и от остроты восприятия зрителя. Режиссер и актеры выложили документы: так есть. А вот что с этим делать? Если бы ответ был прост.

Тамара БУНТУРИ


Похожие записи:

Культура

Шаг влево или шаг вправо?

В Русском академическом театре им. Е. Вахтангова очередная премьера.

Культура

Завораживающий голос Долорес Билаоновой

«Я – Долорес Билаонова! Это сегодня и мое имя, и мое звание» – эти слова осетинской оперной примадонны можно взять эпиграфом к торжествам 11 ноября, посвященным ее 80-летию, до которого она не дожила восемь лет… Корни Долорес – это родовой дом в Буроне. В нем Доля (так звали ее близкие) родилась. Она – первенец в […]

Культура

Булат Газданов – первый «Герой Труда Осетии»

Вчера в торжественной обстановке на сцене Северо-Осетинского государственного театра им. В. Тхапсаева выдающемуся деятелю культуры Булату Газданову

Культура

Наследие мастера

Библиотекари из Северной Осетии стали участниками международного семинара.

Культура

Роман с… танцем

Одни считают танец языком тела, другие – возможностью выразить свои эмоции. А вот для руководителя ансамбля современного и эстрадного танца «Беркана» Ольги Безверховой танец – и то, и другое… это жизнь.

Культура

Три дня, наполненных творчеством и вдохновением

В экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии с подачи заведующей Риты Габуевой и ее коллег Зареты Датиевой и Оксаны Хугаевой

Все новости из категории: