КУЛЬТУРА

Победоносный танец Сослана

Чем ближе я знакомился с нартскими сказаниями, чем основательнее изучал жизнь и нравы осетин, тем все больше убеждался в том, что нартские сказания являются народным творчеством именно только осетин, где подробно показывается древняя история Осетии.

Махарбек Туганов

 

На мысль обратить внимание на полотно Махарбека Туганова «Пир нартов» натолкнули коллеги из общеобразовательной гимназии, обратившиеся с просьбой помочь найти описание этого уникального произведения, чтобы ознакомлять учащихся с данным тематическим материалом.

 

Заинтересовавшись этим вопросом, мы пришли к выводу, что такого рода описаний (анализа), к сожалению, немного, а описанного недостаточно, чтобы понять алгоритм поведения и глубину мышления наших предков. Возможно, предстоит еще многое осмыслить как в творчестве М. Туганова, так и в эпическом наследии, доставшемся нам от далеких предков.

 

По имеющимся научным данным (1913), цивилизацию, при которой зародились нартские сказания, относят к 11–10 тыс. до н.э. и считают наиболее древним примером устного народного творчества, сохранившимся до наших дней.

 

Каждому осетину, да и, пожалуй, каждому жителю нашей республики знакома и близка картина Махарбека Туганова «Пир нартов». И неслучайно мы обращаемся к творчеству выдающегося осетинского художника, внесшего бесценный вклад в мировую культуру, в попытке многое прояснить в поведении и психологии народа, создавшего эпические сказания.

 

Не подлежит сомнению тот факт, что нартских богатырей и нартские сюжеты мы видим глазами М. Туганова. Его полотна как нельзя лучше, точно и достоверно ложатся на народные сказания осетин. Тут нелишним будет напомнить, что талант М. Туганова как серьезного исследователя, этнографа, публициста, фольклориста проявился ничуть не меньше, чем его уникальный дар художника.

 

Мы делаем осторожную попытку пройти по мостику, который перекинул М. Туганов от эпических сказаний к своим произведениям, поскольку изобразил их с удивительной этнографической и исторической достоверностью: быт, сюжеты, образы, дух, национальный колорит нартского (раннеаланского) общества.

 

Как видим, именитые нарты в произведении М. Туганова изображены собравшимися на кувд во время своего досуга за празднично накрытыми столами и за своими излюбленными занятиями: танцами, игрищами, состязаниями, песнопениями и, конечно же, молитвами-обращениями к Богу и святым заступникам.

 

Мастерски, с филигранной точностью изображает художник основных персонажей повествования – Сослана, Батраза, Хамыца, Сырдона, Урызмага, Сатану и других. Но бесспорно, в первую очередь зрителю бросается в глаза динамичная, танцующая фигура нарта Сослана – главного персонажа осетинской мифологии, «солнечного бога», как его называют знатоки фольклора, поскольку он ассоциирован с солнцеподобным аланским божеством. Этот персонаж привлек и наше внимание, и мы постараемся дать свою смысловую оценку герою в ракурсе социально-психологического аспекта знания.

 

Его силуэт занимает центральную часть полотна и составляет единое целое с чашей Уацамонга, словно подчеркивается сакральное значение его действа. Как известно, картина является своего рода иллюстрацией к известному сказанию о том, как Сослан сватался к дочери Челахсартага, который, не желая выдавать за Сослана свою дочь, согласился решить это дело в честном поединке, состязаясь с Сосланом в спортивном (сверхсложном), искусном танце-соревновании.

 

М.С. Туганов пишет: «В моей картине «Пир нартов» Сослан показан из того места сказания, где Сослан и Челахсартаг соревнуются в танце сначала на столе, а потом на чаше с пивом».

Сослан мастерски, искрометно, азартно вступает в соревнование, балансируя на краях чудодейственной ритуальной чаши Уацамонга с кинжалами в руках.

Танец на кончиках пальцев (даже не на носочках), когда исполнитель, подпрыгивая, кружась, переминаясь с ноги на ногу и все-таки сохраняя равновесие, совершая грациозные танцевальные движения, как бы «гарцуя», удерживается на узких бортах чаши, – не такое уж простое занятие, а поистине чудо акробатического искусства.

 

Культура состязаний и соревнований играла особую роль в механике традиционного общества, отголоски которой в виде аналогичных состязаний, хотя и в упрощенном виде, сохранялись до недавнего прошлого. М. Туганов писал: «Мне однажды удалось увидеть своими глазами такой спорный танец. Один на голове держал полную чашу с пивом, и во время танца он не проливал ни одной капли… Молодежь Осетии всегда упражнялась в таких искусных танцах».

 

Как видим, самобытный талант Туганова-живописца преломляется с даром психолога, тонко чувствующего дух народной традиции.

Что же значит в сознании наших предков танец-соревнование, танец-состязание, танец-конкурс, та­нец-борьба, танец-шоу, танец-преодоление, танец-демонстрация? Это, несомненно, выступление, выявляющее лучшего, самого сноровистого, умелого, сильного, самого совершенного и, как следствие, самого признанного, самого почетного, самого уважаемого, самого знатного, именитого, известного – первого среди равных, а значит, и главного.

 

Нартское повествование словно утверждает, наводит нас на мысль о том, что персональный статус и место героя в иерархической мозаике определяется не столько назначением его извне и знатностью происхождения, сколько его личными качествами и достоинствами, соответствия его эталону, идеальному образу в представлении людей. И насколько герой соответствует этим качествам, настолько высоко его место в иерархической пирамиде.

 

Следовательно, необходима проверка, неоспоримость, наглядное проявление всех качеств героя, и не только в боевых условиях, но и в мирное время в публичном пространстве – в танце, песне, скачках, состязаниях. Да и каким образом воин покажет свое боевое искусство, если не будет тренироваться ежедневно и в мирное время?! Это своего рода проза жизни. Неустанные тренировки даже во время досуга – вот непреложный девиз нарта!

 

Разве мог Сослан уступить кому-либо в этой конкурентной борьбе и лишиться своего положения?! Очевидно, что Сослан в этой иерархии – на вершине лестницы: вождь, жрец, власть. Надо полагать, что в сознании нартов, а соответственно, и в архаичном сознании ранних осетин Сослан и является таковым – первым, главным, совершенным во всем, богоподобным.

 

На наш взгляд, танец Сослана представляет собой акт самодемонстрации, самопрезентации, самоутверждения. Чтобы никто не сомневался в его качестве наидостойнейшего, а следовательно, его танец – это своего рода танец-заявка, танец-декларация, танец-доказательство, танец-печать, танец – закрепление своего статуса.

 

Танец Сослана – это не совсем развлечение, это танец боевой и одновременно ритуальный (читаем мы). Да, несомненно. Но хочется добавить: он еще несет в себе и общественный, и психологический, и социально-регулирующий смысл – танец-поединок, танец-превосходство. Танец вождя, жреца, шамана, победителя, лидера одновременно, убеждающего, утверждающего свою власть в конечном счете. Чтобы никто не сомневался! А исходя из этой задачи просто необходимо произвести шок, поэтому это выглядит как танец-выстрел, танец-взрыв, танец-бомба. И никак иначе!

 

Как нам известно из эпоса, условия состязания нартов включали различные задания, такие как станцевать с чашей на голове, не пролив ни капли, или станцевать на праздничном столе, полном яств, не задев, не столкнув и не коснувшись ничего. Бытовали также скачки, джигитовка, борьба, стрельба из лука и др. Вот уж где было разгуляться джигитам и заявить о себе!

 

Или чего стоит нартский двухъярусный (а иногда и трехъярусный) «Симд» – массовый танец, собирающий в круг участников, которые образуют ярусы, стоя на плечах друг у друга, и танцуют под музыку и ритмичный речитатив, смысл которого подтвердить их единение и прославлять тех культовых героев, которые являются своего рода маяками и ориентирами в поведении и поступках. Это еще один пример коллективного боевого пляса у ранних осетин.

 

Далее стоит заметить, что танец (соревнование) – это акт коммуникации, в котором присутствуют две стороны; общение, диалог между танцующим(и) (соревнующимся) и зрителями (обществом). И если исполнитель создает свою матрицу послания, обращает свой посыл к обществу, то и зрители проявляют ответную реакцию, в данном случае – одобрение, восхищение, почтение. И если действо получило общественное признание (что весьма выразительно отражено на полотне М. Туганова), следовательно, оно закреплено, одобрено, да еще в такой демонстративной, декларативной форме, оно вряд ли будет забыто или оспорено на протяжении длительного времени. И нет необходимости «записывать» или еще как-то фиксировать этот факт, событие.

 

Если я – лучший (первый), я – лучший во всем, везде и всегда, как бы «заявляет» Сослан. И это должно быть очевидно всем, это должно быть одобрено всеми. Тут наиболее важным становится признание со стороны общества или большинства членов общества. Только мнение большинства и диктат большинства, как известно, могут считаться справедливыми, законными и утвержденными. И это еще один аспект, в котором мы можем рассматривать танец Сослана. Танец-договор, танец-признание (статуса), танец-соглашение. Диалог без слов. Заключение без бумаги. Документ без печати.

 

И это те самые средства, которые изобрели нарты, не фиксируя письменно, но закрепляя свои тезисы в умах и памяти всех участников действа другими способами – за счет единодушия в отношении декларируемого, массовости, зрелищности, эпатажности, символичности, эксцентричности, азарта, исключительности события.

 

Неплохо было бы и в наши дни использовать столь эффективные средства социально-психологического воздействия на молодежь в формате учебно-воспитательных, досуговых мероприятий. Ведь многие качества психики человека остаются неизменными, несмотря на миновавшие с тех пор тысячелетия.

(Продолжение следует.)

Изабелла КОРНАЕВА


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 23.06.2018 в 11:11

Булат Газданов – первый «Герой Труда Осетии»

Вчера в торжественной обстановке на сцене Северо-Осетинского государственного театра им. В. Тхапсаева выдающемуся деятелю культуры Булату Газданову

КУЛЬТУРА 28.12.2021 в 10:38

«Коста»: опера Христофора Плиева

Сегодня Театр оперы и балета филиала Мариинского театра в РСО-А представляет оперу Христофора Плиева «Коста». Режиссер – Анатолий Галаов.

КУЛЬТУРА 26.12.2017 в 09:57

Абсолютно народная

В конце минувшей недели в Национальной научной библиотеке (ННБ) чествовали в связи с юбилеем Ирину Георгиевну Гуржибекову, народного поэта Осетии, единственную женщину, которой присвоено это звание. А еще Ирина Георгиевна – кавалер медали «Во славу Осетии», заслуженный работник культуры, публицист, общественный деятель, неравнодушный гражданин, патриот своей Родины и своего народа, «меткое перо», борющееся за правду […]

КУЛЬТУРА 1.11.2018 в 11:31

В Махачкале исполнили Бесланскую симфонию Ацамаза Макоева

Фестиваль композиторов Северного Кавказа «Музыка соседей – музыка друзей», который проходит по инициативе Ацамаза Макоева,

КУЛЬТУРА 10.02.2018 в 09:41

Каждый спектакль – дань уважения Евгению Вахтангову

Слова, вынесенные в заголовок, – прекрасный девиз для творческого коллектива Русского академического театра, который носит имя выдающего театрального

КУЛЬТУРА 5.10.2021 в 08:03

Владикавказ глазами архитекторов

В первый понедельник октября отмечается Всемирный день архитектуры.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА