10 апреля для маэстро Валерия Гергиева особая дата. 100 лет назад в этот день родился его отец Абисал Гергиев. Поэтому концерт классической музыки в рамках традиционного XVII Московского Пасхального фестиваля на сцене Государственной академической филармонии имел для нашего прославленного земляка иной смысл, чем просто выступление. За роялем солировал 18-летний сын дирижера Абисал.
Приезда Валерия Абисаловича и его выдающегося Симфонического оркестра Мариинского театра всегда очень ждут во Владикавказе. В фестивальном марафоне североосетинская столица принимает участие уже пятый раз. Пасхальный фестиваль, а сегодня это один из музыкальных форумов планеты, стартовал в 2002 году по инициативе маэстро. Он проходит под патронатом правительства Москвы, Министерства культуры РФ, Министерства обороны РФ и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с 8 апреля по 9 мая. Завершится в День Победы грандиозным концертом на Поклонной горе. Всего же музыканты посетят пять стран и 142 российских города.
В зале – полный аншлаг. Послушать один из лучших оркестров современности пришли Глава РСО-А Вячеслав Битаров, председатель Парламента Северной Осетии Алексей Мачнев, председатель Правительства РСО-А Таймураз Тускаев. Уникальную возможность – бесплатно побывать на концерте – получили учащиеся детских музыкальных школ города Владикавказа, Республиканского лицея искусств, Владикавказского колледжа искусств им. В. Гергиева и Республиканского колледжа культуры. Маэстро сам когда-то, будучи школьником, с восторгом внимал в этих стенах выступлению корифеев музыкального искусства, поэтому присутствие детей в зале для него особенно важно. Конечно, сравнительно небольшой зал восстановленной филармонии, ставшей филиалом Мариинского театра, не смог вместить всех желающих. И уже по традиции на экране, установленном у здания филармонии, велась онлайн-трансляция.
Перед началом концерта Валерий Гергиев встретился с республиканскими журналистами. Один из вопросов касался строительства музыкального центра имени Гергиева, которое должно начаться уже в этом году. «Это масштабное мероприятие, которое требует громадной подготовительной работы, – ответил маэстро. – В этом году планируем начать строительство. Но не надо забывать о том, что у нас три площадки в Санкт-Петербурге, где в год даем более 1 000 представлений, по две – во Владикавказе и во Владивостоке. Очень насыщенная программа».
Конечно, интересовались творчеством сына, репертуар которого существенно вырос за два года и насчитывает десятки классических произведений. «Безусловно, все зависит от него. Я не форсирую его играть какие-то сверхсложные произведения. Он носит имя моего отца, и для него серьезный экзамен сегодня. Надеюсь, покажет определенный рост», – сказал Гергиев.
Рост будет набирать и образовательная работа с детьми. Маэстро обещал, что по окончании сезона будут подведены итоги и объявлены планы на следующий сезон. Но уже можно сказать, что в первый год деятельности филиала Мариинского театра во Владикавказе количество премьер превысило дальневосточные. Тем не менее второй сезон, как сказал маэстро, будет «смелее и крупнее». А сентябрьский фестиваль «Мариинский – Владикавказ» станет традиционным и привлечет творческие силы мирового уровня, что позволит Владикавказу занять достойное место на карте культурных событий.
Кстати, Валерий Абисалович пообещал, что в сентябре он пообщается с прессой в развернутом формате, а не в ограниченных рамках пресс-подхода.
Весь вечер на сцене звучала великая музыка – симфоническая поэма «Жизнь героя» Рихарда Штрауса, Концерт для фортепиано с оркестром Александра Скрябина, «Картинки с выставки» Модеста Мусоргского. И на бис – Скерцо из балета «Сон в летнюю ночь» Феликса Мендельсона.
Огромное турне продолжается. Впереди 20 тысяч километров пути. Прославленный коллектив, совершающий большую подвижническую миссию, во Владикавказ прибыл из Воронежа. Завтра Пасхальный фестиваль встречает город-герой Волгоград.
Тамара БУНТУРИ