Культура

Карающее колесо

Балсагово Колесо – Балсæджы цалх (Ойнони цалх) – небожитель, мифический персонаж в Нартовском эпосе, загадочное существо, имеющее вид колеса, состоящее на службе у Бога и Фыдыуани. Это страшное существо, способное к перевоплощению, наделено человеческими способностями, даром речи, необычайной силой. По велению хозяина Балсагово Колесо отсекает ноги Сослану за оскорбление дочери Солнца Ацырухс. Именно в образе карающего колеса нашел яркое выражение культ Солнца, отразившийся в сюжетах сослановского цикла, единственного в кругу нартовских сказаний, где явно проявился солнечный характер героя нартов – Сослана.

Колесо Балсага, по мнению ученого Александра Бязырова («История нартских сказаний»), называют еще так: «Древний скиф увидел, что у персидских и ассирийских военных колесниц-повозок колеса обвязаны лезвиями кос, чтобы в сражениях кромсать и резать вражеские войска. К тому же, слово «цалх» с персидским «чарх», «барсаг» и слово «Перс парс» по своей этимологии, по своему появлению и различию одинакового значения. То есть колесо Барсага (Балсага) – это прообраз колеса-убийцы древней персидской колесницы. Слово «Ойнон» образованно от этнонима «ион» и суффикса «он», между ними появляется полугласный звук «й». Ион+й+ан. Отсюда и слово «Ойноныцалх», то есть ионийская, греческая. Ионийцы жили на севере Греции и на Кавказском Причерноморье».

Согласно же сравнительно-мифологическому истолкованию сослановского цикла появляются соответствующие параллели в галло-римской мифологии, здесь находят изображение божества с колесом в руке или на плече. Позже божество было перенесено на христианскую почву и воплотилось в образе святого Иоанна. «Здесь, – по словам Васо Абаева, – мы имеем дело с солнечным божеством и что само колесо есть символ солнца. Подтверждается это и тем, что в практикуемых у многих народов обрядах в праздник равноденствия или солнцеворота колесо фигурирует как небесный символ солнца». Жорж Дюмезиль приводит подобный обряд, соблюдавшийся в одной из деревушек Лотарингии. Обряд совершался в день святого Иоанна и совпадал с летним солнцеворотом. В ночь накануне праздника на вершине холма собирались мужчины, и здесь устанавливалось огромное колесо, перевитое соломой, принесенной из каждого дома. Солома поджигалась и объятое пламенем колесо скатывалось с вершины холма двумя молодыми парнями, которые и направляли движение колеса. Хорошей приметой и видом на богатый урожай считалось колесо, докатившееся до долины и упавшее в реку. Жорж Дюмезиль указал, что в этом обряде прослеживаются черты сходства с нартовскими сказаниями о Балсаговом Колесе. В некоторых вариантах сказаний Колесо представлено объятым всепоглощающим пламенем. Гибель Балсагова Колеса наступает в воде, а в других вариантах в волнах Черного моря.

По одной из версий Колесо Балсага было направлено на Сослана по просьбе оскорбленной им дочери небесного божества Балсага, который в отместку приказал своему Колесу: «Иди и убей Сослана!.» Покатилось с грохотанием Колесо Балсага убить Сослана. Крикнул Балсаг Сослану: «Берегись меня, рожденный от Нартов!». Булатный Сослан подставил Колесу свое межбровие. Обрушилось на него Колесо Балсага и отскочило от булатной крепости межбровия Сослана, даже царапнуть не смогло. Кинулся, было, Сослан схватить Колесо, но не смог ухватиться. Нацелилось опять громыхающее Колесо, напустилось на Сослана. Булатный Сослан ему грудь свою прямо подставил. Налетело Колесо на булатную грудь и назад отскочило от силы удара, но Сослан все же схватил его булатными руками. Оседлал его и сломал ему два стальных ребра. Колесо взмолилось: «Не губи мою душу, Сослан, и я с сего дня буду называть себя Колесом Сослана». Клятву дал именем Всевышнего. Поверил ему Сослан, отпустил его. По дороге домой Колесу повстречался Сырдон – беда Нартских бед – и обращается к нему: «Доброго пути тебе, Колесо Балсага! – Зови меня Колесом Сослана, не зови меня Колесом Балсага, иначе Сослан убьет меня. – Э, сгинуть бы тебе, Колесо Балсага! На что ты потратил свою силу огромную? Из-за чего растерял ты свою славу высокую?.. – Не говори Сырдон. Я клятву давал! – сказало Колесо Балсага. Пусти кровь из мизинца, и клятва твоя потеряет силу. Смерть Сослана от тебя. Поднимись к Курдалагону и закажи себе ребра булатные. Потом вернись на землю и прокатись по коленям Сослана, когда он будет спать, – говорит ему Сырдон. Дрогнуло что-то в Колесе Балсага от слов Сырдона. И поступил, как научил его Сырдон. Сначала он, надеясь застать Сослана в шалаше, прокатился по коленям его двенадцати товарищей-охотников и отрезал им ноги. Сослан погнался за ним. Стал гонять его по степи, и тот соответственно тому, как помогают ему степь, горы, деревья и другие растения, благодарит их. Напоследок он заехал туда, где хмель веревочками своими опутал куст орешника, и Колесо Балсага запуталось в них и остановилось. Сослан выстрелил в него одной стрелой и раздробил одно ребро, второй стрелой раздробил второе ребро. Потом он выхватил меч свой, чтоб искромсать Колесо Балсага, но взмолилось оно, прося пощады. «Хорошо, – ответил ему Сослан. – Убей из своей семьи двенадцать человек (по числу убитых его товарищей) и отпущу тебя живым». Заставил поклясться его и отпустил. Сырдон опять пронюхал про это и три раза повстречался с Колесом Балсага в разных обличиях – в образе старика, старухи и молодого парня. Все три раза он натравливает его на Сослана, учит его, чтобы не нарушить свою клятву, у двенадцати членов своей семьи отрежь ногти кому на ногах, кому на руках. Все равно не соглашалось Колесо Балсага. Но когда Сырдон пустил в ход свой поганый язык, Колесо опять покатилось к Курдалагону и побитые ребра свои велел сделать из чистого булата. Потом, когда Сослан охотился в Зилахар и, лежа на животе, подкрадывался к зверю, Колесо исподтишка двинулось на него и отрубило ему ноги по коленным чашечкам. А само укатило в небо. Оттуда племянник Сослана позвал его на единоборство в поле Хыз. Он заранее заказал у Курдалагона стальную палку и побил ему ребра. Колесо Балсага перепугалось, мгновенно превратилось в селезня и стало улетать. Парень же взмолился и, превратившись в ястреба, погнался за ним. Колесо в образе селезня то и дело ныряет в заросли. Тогда парень от удара ладоней высек огонь и поджег ширь. Колесо превратило себя в куропатку и взлетело. Парень превращает себя в орла и кидается в погоню. Измученное Колесо Балсага уже не знало, что делать и, заметив селение Нартов, юркнуло в дом ведьмы. Парень обернулся взрослым мужчиной и следом за куропаткой вошел в дом. Пригрозил ведьме, и та открыла ему, что Колесо Балсага спустилось в самую свежую могилу на кладбище. Парень выкопал его, выхватил из могилы, принес на могилу Сослана и во весь голос сказал: – Сослан, пусть в стране Мертвых Колесо Балсага будет прислуживать тебе до скончания века, будет твоим водоносом и преданнейшим слугой, а на белом свете будет служить тебе памятником. Парень вытащил меч, ударил по центру головы Колеса, рассек его надвое: одну половину он установил в изголовье могилы, другую в ногах» (Хазби Цгоев).

По замечанию историка А. Туаллагова, две половины колеса, установленные у изголовья и у ног погребенного Сослана, символизируют солнце, что сопоставимо с разломанными колесницами при захоронении скифов и сарматов и сообщением Геродота об укреплении чучел коней на двух половинах колеса при погребении скифских царей колесо следует рассматривать как символ движения и обновления… Не исключено, что образ колеса наводит на мысль о погребальном обряде в рамках солярного культа.

В нартовских сказаниях умирающий Сослан попросил, чтобы его положили в склеп с отверстиями на восток, наверх и на запад, чтобы даже после его смерти Солнце заглядывало к нему на рассвете, в полдень и на закате. «Эй, Хамыц и Уырызмаг, такую могилу мне сделайте: одно окошко чтобы к востоку было, другое – над головой, чтобы солнце с утра до полудня мне светило, третье – к западу».

Отважный Сослан выступает в эпосе и как древнейший земледелец. С его именем в сказаниях связано появление у нартов плуга и зерновых злаков. В дигорских вариантах Колесо зовется «Ойнони Цалх» (искаженное Иоанн). В Дигории в честь Сослана устраивали праздник – Сосланикувд, с молитвами и жертвоприношениями. Пир проходил недалеко от с. Мацуты, по преданию здесь находится могила нарта. Праздник отмечали во время летнего солнцестояния, и он совпадал по времени с европейскими праздниками «Полыхающих колес» и днем Иоанна Крестителя. Дигорское название радуги – Сослани Æндурæ (Лук Сослана) так же вписывается в концепцию солнечного культа нартовского героя Сослана.

Фатима НАЙФОНОВА

 


Похожие записи:

Культура

Лицеисты – на «Вершине успеха»

Осень для юных музыкантов Республиканского лицея искусств стала золотой не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова.

Культура

Лицей искусств взял Гран-при хореографического фестиваля конкурса

Во Владикавказе прошел VII республиканский фестиваль-конкурс хореографических коллективов учебных заведений Министерства культуры РСО-А.

Культура

Завораживающий голос Долорес Билаоновой

«Я – Долорес Билаонова! Это сегодня и мое имя, и мое звание» – эти слова осетинской оперной примадонны можно взять эпиграфом к торжествам 11 ноября, посвященным ее 80-летию, до которого она не дожила восемь лет… Корни Долорес – это родовой дом в Буроне. В нем Доля (так звали ее близкие) родилась. Она – первенец в […]

Культура

«Вечер у камина»… С сетературой!

На прошлой неделе в зале художественной литературы Национальной научной библиотеки (ННБ) Северной Осетии состоялась традиционная встреча тонких ценителей

Культура

Юный художник Казбек Гиоев

Осетинская земля полна талантами. Ярким примером этому является 8-летний краевед Казбек Гиоев, который совсем недавно пополнил копилку своих успехов, завоевав диплом III степени на XIX Международной юношеской научной конференции «Санкт-Петербург, Царское село, Пушкин и мировая культура». Участники конференции – школьники 4–11-х классов и студенты 1–3-го курсов вузов из Санкт-Петербурга, Москвы, Тулы, Нижнего Новгорода, Заинска (Республика […]

Культура

Помечтать о путешествиях «Вечером у камина»…

Теме путешествий было посвящено очередное собрание поклонников проекта «Вечера у камина»

Все новости из категории: