Город в лицах

Танец как судьба

На днях до Северной Осетии дошла прекрасная новость: народный артист России Зелимхан Козаев награжден премией правительства страны «Душа России». Высокую награду получили 15 человек за вклад в развитие национального творчества, и в номинации «Народный танец» лучшим был признан художественный руководитель ансамбля «Владикавказские аланы» Зелимхан Козаев.

Мы встретились с Зелимханом Петровичем в редакции газеты «Владикавказ». За долгие годы нашего знакомства он мало изменился: открытый, излучающий спокойствие и доброту взгляд и полное отсутствие какой-либо «звездности», частенько встречающейся у добившихся высоких успехов мэтров. О себе он всегда говорит не очень охотно, всякий раз переводя разговор на любимую тему – работу с детьми.

– В детстве я страстно увлекался футболом, о танцах даже и не помышлял. Когда после 8-го класса приехал во Владикавказ и поступил в училище по специальности «монтажник-высотник железобетонных конструкций», совершенно случайно попал в ансамбль трудовых резервов. В танцах я был самоучкой. А дело было так… Однажды я зашел после тренировки по футболу за своим другом. Пока ждал его, пробовал повторить увиденные движения. Так и остался, а через некоторое время получил приглашение поехать с ансамблем на гастроли в Москву. Фестиваль проходил на ВДНХ, тогда мне впервые довелось увидеть Красную площадь, впечатлений была масса! Через неделю мы отправились в Болгарию. Помню, мой тренер по футболу говорил: «Зачем тебе эти танцульки? Бросай, у тебя в футболе большое будущее». Футбол я действительно любил, но выбор сделал в пользу танцев. И остался в Ансамбле народного танца трудовых резеровов, сейчас он называется «Терек». В нем я провел девять месяцев, после чего меня пригласили в Государственный ансамбль танца «Алан».

Зелимхан Петрович начал танцевать в 1966 году. Много воды утекло с тех пор, вместе с легендарным ансамблем «Алан» он посетил пять континентов, увидел десятки стран, танцевал на сотнях сцен. Неизменным осталось одно: Зелимхан Козаев и по сей день живет в танце, сегодня смысл всей его жизни – научить молодое поколение уникальном танцевальному искусству осетин.

– Помню, когда шел впервые в «Алан», только и думал о том, каково это – танцевать рядом с такими профессионалами, как Хасиев, Созаев, Тебиев, Цахилов, Карсанов… Эти имена гремели на весь Советский Союз! Кто был я рядом с ними?

Когда юный Зелимхан пришел на пробу в «Алан», он в нерешительности застыл посреди холла. «Вы к кому?» – спросили незнакомого парня. Он вышел и побрел по пустынной улице, ведущей к проспекту Мира. Почему-то больше всего ему хотелось сбежать, но он пересилил себя и вернулся вновь. Был принят в ансамбль и вскоре благодаря уникальным природным данным попал в основной состав.

– Что в осетинских танцах определяет судьбу танцора – данные, талант или трудолюбие? Вот в вашем случае, например?

– Данные, конечно, имеют большое значение. И без трудолюбия никуда. Отсутствие вредных привычек. Я никогда не брал в руки сигареты и водку выпил только один раз, когда отмечал 30-летие. В танцах есть верчения, которые получаются далеко не у всех. Точнее – у единиц. Одни дети схватывают быстрее, другие – достигают высот за счет упорства и трудолюбия. Есть и сверходаренные дети, но это большая редкость. То же самое в спорте, например в борьбе: корифеев немного – Фадзаев, Андиев, Мусульбес, Хадарцев.

Что же касается данных, у меня и отец, и мать были «танцующими», младший брат с 12 лет поступил в знаменитую труппу Кантемирова, сейчас живет в Америке. Меня, кстати, четыре раза отправляли в ГИТИС, но учиться было совершенно некогда, нужно было выступать. Если бы мне задали вопрос, что бы изменил, вернись мои юношеские годы обратно, я бы без сомнений выбрал эту дорогу вновь. Помню, мы с ребятами не любили возвращаться в общежитие, постелем в репетиционном зале бурку, выпьем кефир с булочкой – и спать. В час ночи встанешь, отработаешь – и утром приходишь подготовленный.

– Кем из воспитанников гордитесь больше всего?

– Мои ученики из ансамбля «Владикавказские аланы» Марат Джабиев и Валерий Алборов – единственные из Осетии, кто учатся в Академии русского балета в Санкт-Петербурге. Алборов занят в массовках спектаклей Мариинского театра. Мои ребята танцуют и в «Алане», и в «Иристоне», и в «Горце». В своем родном селе, ктати, руковожу еще одним ансамблем – «Нартон».

– Какие самые яркие моменты из выступлений ваших воспитанников остались в памяти?

– Два раза с коллективом мы были во Франции, были в Болгарии, в Турции, в Москве, объездили весь Северный Кавказ. Последнее яркое впечатление наших детей – «Артек», где они побывали летом на кинематографическом фестивале «Алые паруса». Я всегда напоминаю своим подопечным, что их достойное поведение вне выступлений имеет такое же значение, как хорошо, без ошибок отыгранный танец. Так что свою задачу я вижу не только в том, чтобы научить ребят хорошо танцевать, но и вложить знания об осетинских традициях. Ребенка воспитывают не только родители, но и бабушки, которые их слишком балуют. Раньше отношение к детям, особенно к мальчикам, было другим. С самого детства воспитывался мужчина, воин, а сегодняшние дети не могут даже защитить себя.

Я всегда говорю ребятам: если вы одели черкеску, помните, что это – мужская одежда. И вести себя нужно соответственно.

– Зелимхан Петрович, какие планы на ближайшее будущее?

– Хотим построить здание, у нас уже есть земля в районе школы №39, где сейчас проходят репетиции «Владикавказских алан». Если бы у нас было свое здание, я бы жил там, набрал бы больше групп. Это моя жизнь, понимаете?

Что же, коллектив газеты «Владикавказ» от всей души поздравляет художественного руководителя ансамбля «Владикавказские аланы» с присвоением премии Правительства РФ «Душа России». Ансамблю повезло с руководителем – с самых первых выступлений в 2009 году перед юными танцорами поставлена максимально высокая профессиональная планка, и они держат ее до сих пор.

Ольга ДАТИЕВА


Похожие записи:

Город в лицах

От нот – к философским трактатам и аналитике

Какой путь надо пройти, чтобы стать профессиональным аналитиком? Об этом в канун Международного женского дня корреспондент нашего издания беседует с Еленой Ханаевой,

Город в лицах

Творческие искания Виктории Твиритневой

Занятие творчеством требует постоянной работы над собой и самосовершенствования, считает Виктория Твиритнева.

Город в лицах

Два столетних жителя Владикавказа получили «Премии жизни»

Владимиру Багаеву и Елизавете Дзгоевой вручили «Премии жизни» от имени главы муниципального образования Махарбека Хадарцева.

Город в лицах

Учительница первая моя

Учитель начальных классов – особое звание. Педагоги-предметники, конечно, заслуживают всяческих похвал: от их знаний, опыта, мастерства нередко зависит выбор будущей

Город в лицах

Тему встречи изменить нельзя

Когда я в редакции газеты «Владикавказ» сказала, что иду брать интервью у руководителя Иристонского межрайонного следственного отдела по городу Владикавказу

Город в лицах

Залина Канукова: В музыке вся моя жизнь

Красота, ум, талант. Общаясь с певицей Залиной Кануковой, невольно задумываешься о том, как все эти прекрасные качества гармонично уживаются в одном человеке. Кроме всего прочего, она еще и очень приятный собеседник. С природной скромностью она поделилась о покоренных ею творческих вершинах и далеко идущих планах. – Залина, начнем с предсказуемого вопроса. Как складывалась история вашего […]

Все новости из категории: