Интервью

Анна Кабисова: жизнь в искусстве

Анна Кабисова – выпускница Московской школы фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. О том, легко ли жить визуалу во Владикавказе, моя беседа с ней.

– Как ты увлеклась фотографией?

– О том, как я увлеклась ею, всегда рассказываю с большим удовольствием, потому что это повод еще раз сказать спасибо прекрасному и талантливому человеку Аркадию Хадзарагову. Мы познакомились, когда я училась на первом курсе в Институте цивилизации. Я прекрасно помню день, когда мы с подругой Олей Гурциевой пришли к нему в мастерскую (тогда Аркадий еще занимался керамикой). В то время я совсем ничего не знала об искусстве, не общалась с художниками, не читала книг о них, но душа моя отозвалась, когда я увидела работы Аркадия. Тогда я словно зашла в чарующий мир и прикоснулась к красоте и каким-то другим материям. А уже позже Аркадий показал альбом со своими фотографиями Владикавказа. Я поняла тогда, что до этого дня относилась к фотографии как семейному архиву. А тут вдруг увидела, что она способна передавать внутренний мир человека, его оригинальный взгляд на вещи. Я смотрела на снимки родного города, который знала с рождения, и не узнавала его! Это был другой город, на него по-другому падал свет, в нем были детали, которых я не замечала, ракурсы, с которых я бы никогда не посмотрела. И тогда во мне что-то щелкнуло, отозвалось. Но прошло еще несколько лет, прежде чем я почувствовала в себе смелость и право попробовать снимать что-то самой. Мне тогда казалось, что фотоаппарат в руки может брать только тот, у кого есть особый взгляд. А свой взгляд я таковым не считала, да и сейчас не всегда уверена в том, что делаю. Но мои первые робкие шаги Аркадий поддержал, помог, терпеливо объяснил все технические нюансы, и я втянулась. Стала смотреть работы фотографов в интернете. Все началось, как у многих, с Анри Картье-Брессона.

Каждый день я много читала и смотрела, а еще помню мастер-класс французских фотографов Лорана Милле и Клер Шеврие, которых пригласила во Владикавказ Наталья Марзоева в рамках фестиваля французского кино. Все это невероятно вдохновляло, и в какой-то момент я поняла, что хочу учиться этому по-настоящему в фотографическом учреждении.

У нас во Владикавказе учиться было негде. Я стала искать фотошколы в интернете. На тот момент уже было много коммерческих учебных заведений в Москве и только одно, в котором можно было учиться бесплатно, – Школа фотографии и мультимедиа имени А. Родченко. Я стала изучать работы преподавателей и поняла, что мне близок Игорь Мухин: с самого начала в фотографии меня увлекал человек, мне нравились документальные фото. Я почитала, что нужно сделать, чтобы поступить, и стала готовиться – нужно было представить несколько фотографических серий и пройти собеседование. Все получилось, и я до сих пор не понимаю как, потому что тогда я была еще новичком, а ребята из моей группы были уже сформировавшимися фотографами.

– Расскажи о своих педагогах. Как проходило обучение?

– Мастер Игорь Мухин – живой классик, который уже вписан в историю фотографии. Недавно у него вышла книга – летопись с фотографиями музыкантов, которые тогда только начинали, а сегодня уже легенды – Виктор Цой, Жанна Агузарова, Борис Гребенщиков, Петр Мамонов и многие другие. Все время обучения меня не покидало ощущение чуда: вот я сижу слушаю лекции и общаюсь с людьми, чьим творчеством восхищалась, живя во Владикавказе, и думала о них как о небожителях – далеких и недоступных. Это действительно счастье.

Никогда не забуду занятия в красной комнате с Людмилой Зинченко – прекрасным фотографом, замечательным человеком. Это ощущение магии фотографии, когда ты наблюдаешь, как на бумаге постепенно проступает изображение, ни с чем не сравнится. Это обязательно нужно испытать, поколение инстаграм-фотографов ощутили бы все иначе, по-другому бы почувствовали таинство фотографии.

Лекции по современному искусству читали известные на международном уровне теоретики и кураторы Екатерина Деготь и Давид Рифф. Дмитрий Кабаков, режиссер, преподаватель ВГИКа, читал лекции по теории фотографии. Историю фотографии читал Михаил Сидлин.

– Поддерживаешь ли ты связь со своими однокурсниками? Кто из них остался в профессии?

– Да, у нас была дружная группа. Моей близкой подругой стала Света Еркович, которая приехала учиться в Москву из Минска. Она приезжала в Осетию, сняла тут замечательный фотопроект. Сейчас живет в Стокгольме, мы периодически списываемся и созваниваемся. С остальными ребятами иногда общаемся в соцсетях, я вижу, кто чем занимается, несколько человек стали успешными художниками. Остальные тоже не бросают искусство: кто-то пошел учиться дальше, кто-то продолжает снимать «для себя», но все они талантливые авторы.

– Журналистика и фотография – две разные сферы человеческой деятельности. Бывает ощущение, что журналистика съедает твое время и силы?

– Журналистика долгое время была просто хобби. Мы делали свой студенческий журнал в институте, периодически я публиковала какие-то материалы в местных журналах, потом писала авторские вещи на сайт Gradus Pro. Мне всегда было интересно писать: вкус и любовь к этому привил Алан Георгиевич Черчесов. И мне всегда был интересен человек – наверное, поэтому я так люблю интервью, а в фотографии – портрет. А работать журналистом на постоянной основе я начала последние два года. Действительно, эта профессия отнимает очень много времени и сил, а на творчество их уже не остается. Но я не теряю надежды. Идей много, и очень хочется их реализовывать.

– Что ты думаешь о перспективах развития кинематографии на Кавказе, в частности в Осетии?

– Сложный вопрос. Я очень завидую Кабардино-Балкарии, которой посчастливилось осуществить этот удивительный и важный проект – мастерскую Александра Сокурова. Мы все сегодня видим, как важно такое подвижничество, какие плоды это может принести. Я наблюдаю, как много молодежи вдохновлено примером Кантемира Балагова. В какой-то степени он уже стал героем нашего времени. Молодежи нужны такие ориентиры, у нее есть жажда знаний. За пять лет работы Александр Сокуров абсолютно изменил этих разных молодых людей, которые пришли к нему учиться. Он приучил их читать и размышлять, развивал вкус к искусству не только через кино и литературу, но и через живопись.

Чтобы у нас в Осетии случился похожий прорыв, нужно образование. Я знаю, что много молодых людей хотели бы учиться кино, но не у всех есть возможность ехать в Москву, поэтому условия надо создавать здесь. Настоящий кинематограф – это одно из самых важных средств воспитания и развития культуры, нравственных ценностей. И пока у нас нет альтернативы тому бессмысленному кино, которое в основном показывают в кинотеатрах, то никакого возрождения кинематографа не будет. Послушайте истории известных режиссеров, многие из них рассказывают, что посвятили свою жизнь кино, потому что когда-то в детстве или юности в кинотеатре посмотрели фильм, который перевернул их жизнь навсегда. А что изменится внутри у сегодняшнего подростка, который приходит смотреть каких-нибудь трансформеров? Понятно, что сегодня невозможно уже отказаться от такого кино, но должна быть альтернатива.

– Твои планы в сфере кино?

– Недавно я закончила документальный фильм о скульпторе Людмиле Караевой. Все началось с интервью, но, когда мы познакомились и я увидела дом Людмилы в Синдзикау, меня потрясла красота и атмосфера этого места. И в тот же день я поняла, что одним текстовым интервью не обойдусь: все это так и рвалось быть запечатленным на видео. Я так прониклась искусством Людмилы, ею самой как личностью, что осмелилась сделать фильм о ней. В этом меня поддержал и очень помог кинорежиссер Аслан Галазов.

– Тебя многие знают как ведущую кинолектория в Национальной научной библиотеке. Как происходит отбор фильмов? Что ты можешь сказать о нашей публике? У нас много киноманов? Что тебе дает эта деятельность?

– Киноклуб мы придумали с Асланом Галазовым. У него эта идея была давно, а у меня был опыт организации киноклуба в Институте цивилизации. Потом к нам присоединился видеохудожник Марат Мамиев. Мы работаем с осени, но пока у нас нет какой-то строгой концепции. Это скорее эксперимент, мы смотрим совершенно разное кино: и советское, и итальянский неореализм, и современное американское, и малознакомое фестивальное кино. Публика к нам приходит самая разная. Недавно на фильм «Ван Гог. На пороге вечности» пришли ученики Лицея искусств – они поклонники Винсента – и попросили родителей привести их к нам на показ. Такие моменты меня очень вдохновляют. После просмотра фильма мы обсуждаем его. Бывает здорово, и я понимаю, что таких мест у нас в городе очень не хватает. Людям важно общаться, делиться своими мыслями и впечатлениям, знакомиться и находить единомышленников. Спасибо директору Национальной научной библиотеки Ирине Хаймановой за то, что поддержала нашу инициативу.

– Пробовала ли ты свои силы в кинопродюсировании?

– У меня есть подобный опыт. Вместе с Асланом Галазовым и Маратом Мамиевым мы сделали документальный фильм «Труба» – о заводе «Электроцинк», точнее, о катастрофических последствиях его деятельности. В титрах я значусь как продюсер.

– У вас творческая семья: ваш муж Евгений Иванов – известный фотограф и оператор. Говорят, что два медведя в одной берлоге не уживутся. Ваши эстетические взгляды на кино совпадают?

– Берлога у нас большая – трехкомнатная. А если серьезно, то много творческих проектов мы делали с Евгением вместе. И то, что мы на одной волне, только помогает нам. Женя, может быть, не смотрит столько кино, сколько я, но у него природный дар – видеть мир по-своему. Каждый раз я поражаюсь тому, как он умеет снимать и передавать тонкости. И каждый раз говорю: «Давай снимать кино!»

– Твой девиз?

– Песня Битлз All you need is love.

– Какой совет ты дала бы человеку, идущему в сферу визуальных искусств?

– Не думать, что главное – освоить технику и купить дорогой фотоаппарат. Важно уметь видеть красоту всего окружающего, даже если кажется, что ее в этом нет. И конечно, много смотреть шедевры живописи, кино, фотографии.

– Какое из кинособытий последнего времени тебе показалось интересным? Что запомнилось?

– Я благодарна организаторам фестиваля «Кинобарс», что на открытии и закрытии показали два шедевра: «Капернаум» Надин Лабаки и «Айка» Сергея Дворцевого. Такие фильмы нужно смотреть для того, чтобы внутри что-то отозвалось и ты вышел из зала немного другим человеком.

Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА

 


Похожие записи:

Интервью 13.04.2019 в 09:59

Дальше – больше!

Куратор показа работ молодых кинематографистов Северного Кавказа в Московском доме кино Ангелина Цаликова-Битарова только что прилетела во Владикавказ.

Интервью 28.12.2019 в 11:03

С новым финансовым годом

Финансовое управление администрации Владикавказа – это подразделение АМС, без которого просто не получится

Интервью 29.10.2019 в 10:17

Арсен Айларов: «Чрезвычайных ситуаций в этом году во Владикавказе не было»

Арсен Черменович Айларов с 2017 года возглавляет ВМКУ «Управление по делам ГО и ЧС», созданное в 2012 году.

Интервью 2.06.2018 в 10:09

«Отречение» Заурбека Абаева

По большому счету физик и лирик, преподаватель кафедры строительных конструкций СКГМИ, кандидат технических наук и ведущий проекта «Антология»

Интервью 26.10.2019 в 09:28

Режем по живому? Или по давно отжившему?

Россия очень заинтересована в развитии бизнеса.

Интервью 9.11.2019 в 10:44

Анатолий Маргиев: «Осетия – это райский уголок»

Так уж повелось в Осетии, когда речь заходит о Сочи, все сразу же припоминают: а вот

Все новости из категории: Интервью