КУЛЬТУРА

Художники Осетии – детям

Как относятся наши дети к нашему национальному искусству? Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили провести несколько несложных тестов: показали учащимся 7–11-х классов репродукции известных осетинских художников – Махарбека Туганова, Азанбека Джанаева, Батыра Калманова, а также нашего выдающегося поэта и художника Коста Хетагурова. Результат оказался неутешительным. Дети, к сожалению, в подавляющем большинстве не знакомы с творчеством осетинских художников, не могут назвать имена выдающихся земляков!

 

А ведь изобразительное, как и прикладное, искусство Осетии имеет свою богатую историю, свои глубокие традиции, свой колорит, свою философию, неповторимость, своих основоположников. И очень жаль, что это не в полной мере используется в воспитательно-образовательном процессе наших детей.

 

Художники Осетии, отражая в своих произведениях быт, колорит, эстетику народной жизни, в то же время наполняют их духом гуманизма, сопереживания. Стоит только вспомнить такие культовые произведения, как «Дети-каменотесы», «Горянка, идущая за водой» Коста Хетагурова, «Одевание невесты» Батыра Калманова, «Вывод невесты» Азанбека Джанаева, «Осетинский танец» Жоржа Гасинова, горские мотивы Марата Шавлохова, серии композиций в национальном стиле Хаджумара Сабанова, Юрия Абисалова и др.

 

Здесь необходимо вспомнить наших художников-скульпторов: Сосланбека Едзиева, Сосланбека Тавасиева, Чермена Дзанагова, Маирбека Царикаева, Сергея Санакоева, Бориса Тотиева, Михаила Дзбоева, Николая Ходова, Лазаря Гадаева, Владимира Соскиева, Ибрагима Хаева, Алана Корнаева и других. Знакомство детей с монументальным искусством Осетии, которое в немалой мере отражает и боевое, героическое прошлое нашего народа, требует отдельного внимания.

 

Особое место в творчестве осетинских художников всегда отводилось нартскому эпосу и нартским героям. К талантливой плеяде художников-нартинистов (с их позволения назовем их так) можно отнести Махарбека Туганова, Азанбека Джанаева, Игоря Лотиева и других. Их работы, как и сам эпос, являются гимном величию человека и природы, прославлением таких качеств, как смелость, отвага, мужество, целеустремленность, остроумие, находчивость, долг, преданность, выдержанность, сноровистость, умелость, жизнелюбие, правдолюбие, которые так необходимы в становлении личности человека. К национальной тематике активно обращались в своем творчестве и книжные графики Заур-Бек Абоев, Умар Кануков, Батраз Дзиов, Георгий Чеджемов и другие.

 

В практике нашей работы с учащимися мы, в частности, знакомим детей с известным полотном Махарбека Туганова «Пир нартов», копия которого, по счастливому стечению обстоятельств, подарена общеобразовательной гимназии №4 г. Владикавказа и занимает стену в фойе здания. Надо видеть, с каким интересом рассматривают дети персонажей данного произведения.

 

При взгляде на это полотно сразу бросается в глаза, как мастерски автор передал дух, удаль, экспрессию, накал эмоций и силу чувств нартов. Даже если доселе ничего не знать об осетинах, при взгляде на эту картину у человека сразу складывается впечатление о людях сильных, неудержимых, искусных, с азартом отдающихся делу. И конечно же, педагог, рассказывающий о картине, может акцентировать внимание детей на особенностях сюжета, обстановки, характерах, качествах личности героев.

 

Как известно, Махарбек Туганов, выдающийся художник современности, наш земляк, уроженец с. Дур-Дур, был выпускником Санкт-Петербургской академии художеств, учеником Ильи Репина. Он работал в таких крупных просвещенных городах Европы, как Вена, Мюнхен, Париж, и внес огромный вклад в мировую художественную культуру. Желание больше узнать о работе М. Туганова и о самом авторе привело нас к народному художнику Осетии, этнографу, фольклористу, публицисту, хореографу, педагогу Жоржу Иналовичу Гасинову, лично знавшему Махарбека.

 

Ж.И. Гасинов: «По значимости, вкладу в изобразительное искусство Осетии, в изучение фольклора трудно поставить кого-либо рядом с Махарбеком Сафаровичем Тугановым, народным художником Северной Осетии, заслуженным деятелем искусств ГССР, выдающимся педагогом. Кроме того что он был необыкновенно одарен как художник, это был разносторонне эрудированный человек: ученый-исследователь, много работавший в архивах, который обладал обширными энциклопедическими знаниями в области осетинской истории, этнографии, фольклора, мифологии, археологии. Туганов создал целую галерею образов нартских героев и цикл живописных полотен по мотивам нартских сказаний».

 

Как известно, нарты славились не только своей отвагой и бесстрашием в бою, но и удалью, сноровкой, озорством в игрищах, состязаниях, танцах, песнопениях, в застолье и часы увеселений. Один из таких эпизодов и запечатлел художник в картине.

 

Характерно изображена в картине нартская молодежь, которая в стороне от застолья организовала традиционный культовый двухъярусный танец «Симд». Этот танец требует особой сноровки и мастерства, поскольку участники во время исполнения стоят на плечах друг у друга, выстроившись в круг (иногда в два или в три яруса), и ритмично двигаются в такт музыке, дружно исполняя речитативом тексты героических по своему содержанию песен.

 

«Танцем небесных богов» назвал «Симд» известный французский балетмейстер Серж Лифарь.

 

«Только через один этот танец я познакомился с народом, создавшим «Симд». Да здравствует «Симд» – танец, который выражает чистоту чувств, мужество и благородство!» – говорил он.

 

«Народный танец в Осетии представляет собой нечто куда более ценное, чем просто пляска. Скорее это героическая, драматическая эпопея, действо, способное многое сказать о чувствах народа, передать чувства людей, сплоченных единым переживанием», – утверждает Жорж Иналович.

 

«И кто, как не художники с их образным видением, – продолжает Жорж Иналович, – может поведать нам о том, как жили наши предки, как одевались, как вели себя, из чего складывалось их мировоззрение и этикет. И что же это такое – быть осетином?! И как можно быть патриотом Осетии, не имея представления о своих корнях?! А иначе – Иваны, не помнящие родства».

 

«Пир нартов» пропитан духом осетинского народа, мифологической достоверностью – сюжеты, образы, одежда, обстановка, утварь. И конечно же, будет очень обидно, если у детей нашей республики не будет возможности соприкасаться с такими жемчужинами изобразительного и эпического искусства.

 

Очень важно сегодня не утратить, сохранить и приумножить тот бесценный культурный багаж, пласт, который был наработан нашими предшественниками и современниками. В то же время нам, практикам, хорошо известно, что залогом успеха учебно-воспитательной работы во многом служит то, насколько учитель сможет донести до учащихся суть излагаемого вопроса, какие средства использует, насколько качественным, адаптированным наглядно-методическим материалом располагает для реализации поставленной задачи.

 

В данном случае учителю просто необходимо иметь под рукой не только красочные репродукции работ ведущих осетинских художников, но и их описания как уже готовый материал для раскрытия темы. Хотелось бы располагать биографическими справками о самих авторах, а также их портретными изображениями. Было бы удобно иметь возможность использования отдельного листа репродукции с ее описанием на обратной стороне. Такой набор репродукций, сопровождающихся критическими статьями-описаниями, явился бы незаменимым подспорьем, кладезем наглядной содержательной информации, так необходимой для работы с детьми широкого возрастного диапазона.

 

Конечно же, это непростая задача – издание и тиражирование такого наглядного материала, адаптированного к реалиям современного образовательного процесса для большого количества учебных заведений, в том числе и профильных (детских художественных школ, Художественного училища, профильных отделений Лицея искусств, Пединститута, СОГУ, Дворца и Домов Детского творчества), востребованного в преподавании спецдисциплин по истории изобразительного и прикладного искусства Осетии. Задача, возможно, неосуществима без поддержки руководства республики и соответствующих министерств: культуры, образования, молодежной политики. Но образование вообще – вещь затратная и трудоемкая.

 

А иначе на выходе мы получаем не творческую, разносторонне развитую личность, а человека, продолжительно устремляющего свой взор в гаджет, потому что другого ему не предложено, пассивного созерцателя чужой жизни, причем не самых лучших ее сторон.

 

Осетия – уникальная республика, талантливый народ, хоть и представляет собой очень малую частичку многонациональной страны. И имена наших, подчас еще юных, творцов то и дело можно услышать на различных международных, всероссийских конкурсах и выставках. Впоследствии из них вырастают именитые деятели культуры, искусства, а также науки и спорта, которыми мы гордимся.

 

Не последнее место в этой мозаике талантов занимают художники Осетии – могучая самобытная плеяда творцов, мыслителей, философов. Именно благодаря их трудам и усердию нашу республику можно назвать «художественно одаренной Осетией». Все это стало возможным только потому, что когда-то в них вложились, в том числе и духовно, их педагоги, наставники, родители, их республика, их народ.

 

Мы, педагоги, как никто знаем, как важно вовремя рассказать ребенку, показать, вызвать интерес, обратить внимание, вовлечь в деятельность, привить любовь. Надо только помочь нам в этом, а именно снабдить эффективными средствами обучения и воспитания, красочным адаптированным развивающим материалом, располагающим к получению знаний, находящим эмоциональный отклик у ребенка, стимулирующим к творческой деятельности, способствующим развитию его личности.

Изабелла КОРНАЕВА


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 1.06.2022 в 21:26

О патриотизме в кино

В первой декаде мая в Новороссийске проходил Открытый Российский фестиваль патриотического кино «Малая Земля». Организаторы кинофорума в этом году расширили конкурсную программу и дополнили ее короткометражными фильмами.

КУЛЬТУРА 16.05.2022 в 20:02

Предварительный визит

Ученые СОИГСИ им. В.И. Абаева продолжают расширять научные контакты. В гостях у владикавказских исследователей побывала делегация специалистов во главе с научным сотрудником Центра палеоэтнологических исследований Святославом Кавериным (Москва).

КУЛЬТУРА 21.06.2022 в 10:21

Уацилла

Дауджыты фыццаг бон-иу куы ахицæн, уæд-иу сæхи цæттæ кæнын райдыдтой, зæхкусджытæ парахатæй кæй арæзтой, уыцы Уациллайы бæрæгбонмæ. Уацилла ирон зæдты, ирон бардуæгты æхсæн сæрмагонд бынат ахсы.

КУЛЬТУРА 6.04.2022 в 17:14

От нартов до Норштейна

2022 год объявлен в РФ Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Во Владикавказском Доме кино разработана соответствующая тематическая программа на целый год.

КУЛЬТУРА 23.08.2022 в 10:41

Куырысдзау – странник в мир теней

В свидетельствах исследователей быта и культуры осетинского народа постоянно присутствуют эмпирические описания, в которых рассказывается о видениях и о людях, обладающих паранормальной способностью восприятия некой чувственной реальности.

КУЛЬТУРА 20.04.2022 в 18:57

Рафаэль Гаспарянц. Жизнь в кино

22 апреля 2022 года Рафаэлю Сетраковичу Гаспарянцу исполнилось бы 78 лет… Владикавказский Дом кино приглашает в этот день любителей кинематографа на вечер памяти известного кинорежиссера, сценариста, общественного деятеля. Начало вечера в 17.00, вход свободный.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА