КУЛЬТУРА

И пусть миром правит танец

На сцене филиала Мариинского театра в Северной Осетии состоялась премьера балета «Парфюмер» по нашумевшему одноименному роману Патрика Зюскинда в постановке главного балетмейстера филиала Валерия Суанова. Он же автор либретто.

 

Премьера прошла с большим успехом. В принципе он уже был предначертан теми составляющими, которые были задействованы в подготовке к спектаклю.

 

Во-первых, это Мариинский театр, который работает на высочайшем уровне и создает уникальные произведения искусства оперной и балетной сцены. Во-вторых, это Валерий Суанов, имя хорошо известное владикавказской публике, профессионал, влюбленный в свое дело и не ищущий легких путей. В-третьих, неординарный, вызывающий восторг и трепет роман Зюскинда.

 

Ну вот тут-то и крылась самая главная засада: мощь и сила литературного материала могла перекрыть возможности команды, ведь весь состав, за исключением народной артистки РФ Юлии Махалиной, – это актеры нашего Театра оперы и балета. И у них, не секрет, отсутствует необходимая профессиональная школа и опыт выступлений в балетных партиях.

 

Но… получилось волшебно. Все соединилось в единое целое и смотрелось и воспринималось в какой-то эйфории, хотя сюжет тяжелый, а итог трагический. Валерий Суанов, как автор либретто, мог вполне переписать концовку, но нет, он предпочел версию Зюскинда, где оба главных героя Жан-Батист Гренуй (Азамат Малиев) и Лаура (Виолетта Магомедханова) – погибают, ибо нет идеального запаха, это только иллюзия, а зло порождает зло, и это закон жизни.

 

Какие эпитеты могли бы с наибольшей точностью охарактеризовать работу театра? На мой взгляд, изысканно, тонко, чувственно, изящно и дорого. Дорого даже не в том, что спектакль требует серьезного вложения средств в декорации, костюмы, свет, звук, в данном случае запах, который распространялся по залу, и все это благодаря возможностям Мариинского театра; дорого в смысле красиво, эксклюзивно, без мелочей и суеты.

 

И тут браво и постановщику, и актерам, и сценографу и художнику по костюмам Давиду Найфонову.

 

Яркие, насыщенные цвета платьев девушек-жертв и невзрачный в первом акте и пафосный голубой в финале наряд Гренуя как бы говорят о том, что вот он, вампир, вкусивший молодость и познавший истину вечной жизни по аналогии с Дорианом Греем, прежним героем балета Валерия Суанова. Но нет, толпа безумцев в экстазе от идеального аромата рвет на части его автора. Когда правит бал безумие, жертвами становятся все. И тут невозможно не привести слова Валерия Суанова, написанные в программке к спектаклю: «Относитесь трепетно к любви! Ибо в больших количествах она вредна для здоровья, а в чрезмерных – уронит вас в бездну низменных желаний». Вот вам и объяснение.

 

Красоту балетных па очень выгодно подчеркивает мизансцена – город из флаконов, в проемах которых в финале появляются жертвы Гренуя. Свет, музыка, запах создают ощущение невероятного праздника, хотя сюжет и не праздничный, а довольно мрачный. Хореография и пластика всех без исключения исполнителей прописана, что называется, до запятой. Найдены особые приемы, элементы танца, которые вызывают интерес и заставляют, не отрываясь, смотреть на сцену и испытывать эстетическое наслаждение.

 

Особой похвалы заслуживает Азамат Малиев. Вот что значит «вжился в роль». Он просто превратился в Парфюмера, влез в его кожу и принял его сущность. Слился с образом и заставил нас, зрителей, забыть тут же все предыдущие версии. Высший пилотаж.

 

Безусловно, это явление в культурной жизни республики и всего Северного Кавказа. Балет, на который хочется ходить. Который можно представить на любом фестивале. Своей работой коллектив театра задал очень высокую планку, опуститься ниже теперь нельзя. Так что ждем новых премьер, и пусть они будут яркими и запоминающимися.

Тамара БУНТУРИ


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 19.09.2022 в 22:12

Национальный государственный оркестр народных инструментов имени Булата Газданова выступил в Москве

Накануне в московском Центральном доме работников искусств состоялся концерт Национального государственного оркестра народных инструментов имени Булата Газданова.

КУЛЬТУРА 10.03.2022 в 11:35

«Территория – 64» – территория смыслов

«Территория – 64», выставка майкопского художника Сергея Филатова, представляет жизненное пространство человека шахматной доской из 64-х чередующихся светлых и темных клеток. Каждая из его работ – это портал в другую вселенную со своими законами.

КУЛЬТУРА 10.08.2021 в 10:36

Профессия – режиссер

Вадим Цаликов. Кинорежиссер, сценарист, художник.

КУЛЬТУРА 5.10.2021 в 08:05

Гиви Валиев: осетины любят театр, и это радует

Долгожданный 86-й театральный сезон в Северо-Осетинском государственном академическом театре имени В. Тхапсаева

КУЛЬТУРА 5.08.2022 в 22:55

Во Владикавказе открылась выставка «Большое путешествие Агунды Тандуевой»

4 августа в Музее истории Владикавказа (филиал Национального музея РСО-А) открылась выставка «Большое путешествие Агунды Тандуевой».

КУЛЬТУРА 1.03.2022 в 10:37

Победоносный танец Сослана

Чем ближе я знакомился с нартскими сказаниями, чем основательнее изучал жизнь и нравы осетин, тем все больше убеждался в том, что нартские сказания являются народным творчеством именно только осетин, где подробно показывается древняя история Осетии.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА