Осенний парад премьер в Доме кино Владикавказа надолго запомнится киноманам. Одной из ярких премьер осени стала картина Анны Кабисовой «Иногда кажется, что ничего важнее не существует». Предлагаем вашему вниманию интервью с ней.
– Кино о кино – сложный жанр, высший пилотаж. Как возникла идея снять фильм именно в этом жанре?
– Идея снять кино о кино родилась естественным путем. Несколько лет назад мы снимали в руинах кинотеатра «Комсомолец» и моя маленькая дочь Полина пыталась «играть» на старом разбитом пианино. Нажимала клавиши, которые почти все были сломаны, но каким-то чудесным образом у нее стала получаться мелодия. Я отправила этот набросок Ацамазу Макоеву, чтобы проверить, показалось ли мне, что в этом что-то есть, или это действительно так. Ацамаз Владимирович написал продолжение – печальный отрывок мелодии воплотился в красивую композицию со светом в конце. Именно в эту минуту я поняла, что это и есть идея моего будущего фильма. Были руины кинотеатра, и была мелодия, которая начиналась с печали, а заканчивалась светлой грустью – надеждой. А форму наполнило содержание, которое у меня уже было: сама жизнь с кино, наши встречи в киноклубе «Синематека Владикавказ» (киноклубу в этом году исполнилось пять лет), бесконечные разговоры о кино, мои съемки этих встреч и бесед, которые делала для себя на память об этом времени.
А также попытки в качестве журналиста как-то повлиять на ситуацию с кинотеатром «Комсомолец» и студией кинохроники через статьи. То есть материал сам себя проявлял. Осталось только собрать его в единое целое.
– Анна, это Ваш второй фильм (первый – об осетинском скульпторе Людмиле Караевой). Получилась своеобразная дилогия (диптих) об искусстве Осетии. Почему Вы выбрали темой для своих киноработ именно сферу искусства Осетии?
– Фильм о Людмиле Караевой тоже возник спонтанно. Когда я приехала в селение Синдзикау брать у нее интервью (текстовое), то была так потрясена увиденным – этой красотой, инаковостью, кинематографичностью, что поняла: одного текста и фото будет мало, нужно снимать кино, чтобы передать все это очарование и места, и самого человека. И я решила просто приезжать и снимать все происходящее: встречи, разговоры, застолья, интерьеры, сад. Фильм сам себя создал. Но было важно, что за всем этим стояла фигура Сосланбека Едзиты. Он придал фильму социальную глубину и проблематику. Искусство как герой моих этих двух фильмов – тоже явление естественное, проистекающее из личных интересов. Когда ты любишь искусство, художников, кинематограф, все это не может не стать объектом твоего интереса и попыткой рефлексировать на эти темы.
– Как шел отбор отрывков из фильмов для Вашей второй картины? Каким принципом Вы руководствовались?
– Что касается отрывков из художественного кино, то тут все просто: это самые яркие и известные жемчужины нашего кино. Плюс хотелось показать, конечно же, нашу богатую национальную культуру.
– Ваши кинематографические планы?
– Есть одна идея. Рассказывать не буду, скажу только, что героем фильма вновь станет человек искусства.
Мадина ТЕЗИЕВА