ОБЩЕСТВО

Маргарита Плиева: «Главное качество Махарбека Туганова – умение служить Отечеству»

Футурологи говорят, что востребованность людей креативных профессий с каждым годом будет возрастать. Одна из самых креативных профессий в мире – профессия искусствоведа. Сегодня гость нашей редакции – Маргарита Плиева, заслуженный деятель искусств Республики Южная Осетия, кандидат искусствоведения, руководитель регионального отделения Ассоциации искусствоведов России, автор исследований по истории осетинского изобразительного искусства.

– Как состоялось Ваше знакомство с миром изобразительного искусства Осетии? Как пришло решение стать искусствоведом?

– Мир изобразительного искусства Осетии – это безумно красивая, многоликая и неизведанная планета. Учиться на искусствоведа хотела еще со школы. Родилась я в Беслане. Отец – юрист, мама – выпускница Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта, училась и работала некоторое время в Казахстане. Дома была богатая библиотека, родители никогда не запрещали мне выписывать книги, пластинки, поэтому много альбомов по искусству, а в фонотеке были все симфонии Чайковского, «Страсти» Баха, оперы, балеты, симфонические произведения. Слайды для уроков покупала в Эрмитаже, ГРМ, Пушкинском. Видели бы вы глаза учеников и студентов, когда они впервые слушают классическую музыку либо видят на экране произведения искусства. Это незабываемо. В советское время поступить в Академию художеств имени Ильи Репина (ГАИЖСА) не удавалось, а в другой вуз – не хотела. Без нацместа вступительные экзамены нужно было сдать все на 5, а не получалось, и все четыре попытки заканчивались вердиктом: «не добрала баллов». Поступила на истфак СОГУ, а в перестройку, когда нацместа отменили и все шли на равных, – поступила. Во время одной из первых академических лекций подумала о Туганове: границы открыты, вот теперь обязательно найдем в Вене его иллюстрации к нартовскому эпосу осетин. Ошиблась. До сих пор не нашли.

– Ошиблись и тогда, когда думали, что после защиты кандидатской будет работа искусствоведа?

Тема моей кандидатской диссертации «Становление и развитие осетинского изобразительного искусства в 1920–1990-е годы». Подготовила на кафедре русского искусства ГАИЖСА, научный руководитель Екатерина Васильевна Гришина. Защита прошла в РГПУ им. Герцена в 2009 году. Мне нравится участвовать в научных конференциях. Нравится исследовать и рассказывать об искусстве Осетии, нравится то, как принимают меня, нравится, когда почтеннейший доктор наук НИИ РАХ предложила отредактировать мое исследование бесплатно. Она сказала: «Только пишите». Нравится открывать для себя новое. Южная Осетия с ее средневековыми, удивительной красоты храмами привела в восторг. Открыла я ее для себя лет шесть назад, когда пригласили в команду по подготовке к юбилею художника Григория Котаева.

Этой осенью вышел альбом к 100-летию первого югоосетинского профессионального скульптора Василия Кокоева. Инициаторами были его дочери.  В этой работе принимала участие и я, как составитель и автор вступительной статьи. Исследования продолжу, и будут новые публикации и выступления на научных конференциях.

– Что нового Вам удалось привнести в тугановедение?

– В период работы над диссертацией я занималась в архиве Русского музея. Из документов НА ГРМ известно, что в 1935 году Махарбек Сафарович Туганов, как «представитель осетинского музея» был командирован в Ленинград, где ему были переданы «графические материалы». В 1939 году, когда на заседании СНК СОАССР было принято решение организовать в республике картинную галерею в городе Орджоникидзе, на ее открытии были представлены экспонаты из запасников ведущих музеев страны, приобретенные усилиями и авторитетом Туганова. Это впервые было опубликовано в моей диссертации.

В 2013 году успешно провела расследование по поиску портрета Юрия Либединского работы Махарбека Туганова. Познакомилась с его дочерью, она и прислала мне портрет и письма. В 2013 году именно в вашей газете «Владикавказ» впервые были опубликованы письма дочери Либединского. Тогда же выступила с этой темой на конференции в Элисте. Выступала на научных конференциях – в 2015 году с воспоминаниями Махарбека Туганова в ГТГ на юбилейной научной конференции, посвященной Илье Репину. В тот же год в Тбилиси, с воспоминаниями о Репине Мосе Тоидзе и Туганова. В 2019 на научной конференции в Тбилиси выступила с сообщением о Туганове, как первом исследователе и иллюстраторе жизни и творчества Коста Хетагурова.

– Последняя Ваша статья посвящена творческому диалогу Туганова и Галаева. Как возник интерес к этой теме?

– Последние мои две статьи: для Вестника Владикавказского Научного Центра РАН – «М.С. Туганов и Б.А. Галаев. Особенности творческого диалога» и для РИИИ в Санкт-Петербурге «Творчество Б.А. Галаева и художественная жизнь Южной Осетии в 1930–1960-е годы».

Лиана Гаглоева – директор дома-музея Б.А. Галаева – обратилась ко мне с просьбой написать статью, так как «в будущем сборнике о Галаеве нет статей современных авторов». Творческое сотрудничество Туганов-Галаев дало небывалый подъем югоосетинской культуре и массу открытий в мировой науке.

– Какие Вы можете назвать «белые пятна» в тугановедении?

– Было бы неплохо издать материалы, хранящиеся в архивах РСО-А, как издал ЦГА РСО-А сборник документов «Хроника жизни художника Махарбека Туганова» под редакцией Нины Чиплаковой. Знаю, что грузины издали сборник на грузинском языке и передали его в музей Туганова. Неплохо было бы найти и перевести и эту книгу. Знаю, что сын Туганова Энвер передал документы в тбилисский архив. Хорошо бы исследовать и их, но… Совсем не исследованы дружба и многолетнее плодотворное сотрудничество с дагестанцами, в частности с Махачем Дахадаевым, материальная поддержка Тугановым газеты «Заря Дагестана» и других изданий, его публикации в дагестанских газетах. В 1917 году Туганов был введен в состав редакции «Горская жизнь». Не говоря уже о Санкт-Петербургском и Мюнхенском периодах и творческом сотрудничестве Туганова с его выдающимися современниками здесь, в обеих Осетиях. Все эти и многие другие вопросы ждут своего исследователя.

– Планируете ли Вы писать докторскую диссертацию по творчеству Туганова?

– Было бы неплохо написать ее, но о Туганове я бы взялась писать, если бы нашла либо не нашла работы, оставленные в Вене, подробно описав историю поиска и выводы. Если бы съездила маршрутами Туганова в Среднюю Азию, Баку, Дагестан, Ереван и поработала бы там, в местных архивах. Такой материальной возможности нет.

– Что известно о переписке Туганова? Сохранилась ли она?

– Его отеческая забота об учениках, уехавших учиться в Москву, Ленинград, как и о тех, кто был рядом, вызывает чувство глубокого уважения. Переписка с учениками – отдельная тема. В СОИГСИ им. В. Абаева хранится переписка Махарбека Туганова и Васо Абаева. В 2009 году я просила разрешения сделать ксерокопии, но хранитель архива мне отказала. Я попробовала возразить, что 60 лет этими письмами никто не интересовался, пройдет столько же и никто ими не поинтересуется. Так и вышло. Уже 2021, а о письмах – увы, ни звука. В «Литературном наследии» опубликованы интересные письма Сосланбека Тавасиева, как и в сборнике документов «Махарбек Туганов», изданном в Цхинвале в 1986 году. Вообще пора бы уж собрать письма Махарбека Сафаровича в один сборник…

– Есть ли все-таки надежда получить венское собрание работ Туганова? Или это из области фантастики?

– Увезенные в Вену иллюстрации к Нартовским сказаниям, говорят, искали. Никогда не читала о поиске работ Туганова, кроме воспоминаний Веры Плиевой в «Литературном наследии», которые привожу здесь: «Приехав в 1943 году в Ереван, рассказал интересную историю о студии в Вене. В Москве рассказывали ему, что его разыскивал хозяин мастерской из Вены и не знает, что делать с картинами; все эти годы ждет Туганова, просит, чтобы он забрал свое добро. «Что же вы предприняли?» – спросила я. Ответ был неожиданным: «Ничего». По окончании Великой Отечественной войны несколько друзей оказались в Вене, в армии. Один из них обещал помочь вывезти картины, просил дать адрес и фамилию хозяина. Заверил, что если дом уцелел, все будет собрано и привезено. Послала письмо Туганову с просьбой срочно выслать адрес и фамилию, объяснив, что есть возможность вывезти картины. Вообразите тот ужас, когда пришел ответ: «Забыл фамилию, адреса не помню за давностью лет».

Может быть, не стоит искать, тем более что сам Туганов этому всячески препятствовал? Но пока нет убедительного ответа: «Не нашли», значит надежда есть и искать можно. Я когда-то написала в музей Вены, но ответа не получила. Нужны другие рычаги. Может быть то, что есть у нас – это авторские копии? А если и нет, то вполне вероятно, что художник те утраченные типажи воспроизвел на полотне «Пир нартов». Но это мое частное мнение.

Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 17.02.2022 в 10:34

Аивадон сфæлдыстад лæгдзинадæй райдайы

Поэт, фыссæг, прозаик, журналист, Уæрæсейы Федерацийы æмæ Цæгат Ирыстоны культурæйы сгуыхт кусæг, Уæрæсейы æмæ нæ республикæйы Фысджыты æмæ журналистты цæдисты уæнг Дауыраты Дамирыл сæххæст 83 азы.

ОБЩЕСТВО 1.07.2021 в 10:19

«Мæ чысыл Ир! Æз дæр дæ фырт дæн!»

Ирон поэзиуарзджытæ та тынг фæцин кодтой, Ирыстоны хæзнадоны цы ног чиныг фæзынд – «Æрдхæрæны зарæг», зæгъгæ, уый рацыдыл.

ОБЩЕСТВО 9.02.2018 в 18:09

Дома культуры – каждому селу

Сейчас государство уделяет появлению домов культуры очень много внимания.

ОБЩЕСТВО 15.04.2022 в 17:19

Прокачу с приключениями!

Изо дня в день горожане становятся свидетелями всевозможных споров и выяснений отношений в общественном транспорте. 

ОБЩЕСТВО 4.04.2022 в 17:30

Школьники из Донбасса побывали в Куртатинском ущелье

Во время недавней экскурсии по историческому центру столицы республики ребята из Донбасса рассказали главе Администрации местного самоуправления г. Владикавказа Вячеславу Мильдзихову, что очень хотят отправиться в горы.

ОБЩЕСТВО 27.01.2024 в 08:21

Трамвай памяти

27 января в нашей стране вспоминают одно из самых трагичных событий Великой Отечественной войны – полному освобождению Ленинграда от фашистской блокады исполняется 80 лет.

Все новости из категории: ОБЩЕСТВО