КУЛЬТУРА

О патриотизме в кино

В первой декаде мая в Новороссийске проходил Открытый Российский фестиваль патриотического кино «Малая Земля». Организаторы кинофорума в этом году расширили конкурсную программу и дополнили ее короткометражными фильмами. В итоге зрителям было представлено 42 фильма в трех конкурсных программах. В их числе 9 полнометражных и 17 документальных картин.

 

Председателем жюри документальных фильмов был приглашен известный российский документалист, заведующий кафедрой режиссуры филиала ВГИКа, режиссер и сценарист Вадим Цаликов. Вместе с ним в жюри работали программный директор кинофестиваля «Россия» Инна Демежко и кинокритик Елена Ульянова.

 

Председателем жюри полнометражных игровых фильмов стал народный артист России Юрий Беляев, а в составе его команды были актриса Елена Валюшкина, продюсер Елена Калинина, а также оператор Дмитрий Мишин, журналист Елена Боброва.

 

Мы попросили Вадима Цаликова рассказать о прошедшем фестивале.

 

– Фестиваль «Малая Земля» в городе-герое Новороссийске позиционируют как фестиваль патриотического кино. Как Вы считаете, насколько сейчас популярно это направление кино?

 

– Я бы не назвал это направлением. Скорее это понятие, притом понятие очень важное, которое медленно и постепенно возвращается в наше кино. Это те герои многих фестивальных картин, которые проявляют доброту, отзывчивость в чрезвычайных ситуациях – героизм. И не только во время военных действий, но и в повседневной жизни. Это герои, благодаря которым в какой-то степени формируется понятие о чести и достоинстве у младшего поколения.

 

– Как отличить истинный патриотизм от показного в кино?

 

– На мой взгляд, показному патриотизму присущ пафос. Истинному – подлинный интерес и любовь к истории того места, где ты родился, к людям, которые окружают тебя, что-то создают, творят; это история, культура, искусство твоего народа. Это генетическая память о тех, кто ушел во время войны, но многое сделал для живущих здесь и сейчас.

 

– В этой связи какой из увиденных фильмов больше всего запал Вам в душу?

 

– В нашей конкурсной программе я для себя выделил два таких фильма. Кинолента молодого режиссера Олеси Лосковой «Переезд», которую мы отметили специальным призом жюри. Вот вроде очень простая 20-минутная история о тихой, незаметной женщине, которая работает на железнодорожном переезде. Закрывает и открывает шлагбаум, зимой с трудом набирает воду в замерзшей реке, очищает заледенелый путь. Режиссер очень бережно «раскрывает» ее перед нами, и мы узнаем, что эта приветливая, улыбающаяся женщина пережила большую личную трагедию, похоронив сына, но при этом не утратила любви и доброты к окружающей ее сложной жизни. Про таких людей говорят: соль земли. И наверное, про эту историю и можно сказать, что она очень патриотична. Негромкая, скупая по своим средствам картина, но глубокая по содержанию. И снята она профессионально, с хорошей операторской работой, с тонким музыкальным решением, а главное, с очень чутким восприятием автора.

 

Другим таким фильмом стала картина «Испанская кровь», которая получила главный приз нашего конкурса. Режиссер Андрей Титов, документалист из Екатеринбурга, рассказывает нам о поколении испанских детей, которых принял Советский Союз в конце 30-х годов. Причиной их прибытия в нашу страну, как Вы знаете, была Гражданская война в Испании. И так сложилась судьба, что для трех тысяч этих мальчишек и девчонок наше государство стало второй родиной.

 

Многие остались жить в СССР, но даже те, кто вернулся, основали в Мадриде испано-российское общество и с большой теплотой вспоминают годы, проведенные в нашей стране. Потрясающие истории их жизни на фоне непростых событий того времени. Нам понравилась скрупулезная точность, с которой режиссер фильма рассказывает об этих людях, их характерах. Это проявилось и в работе с тщательно отобранной хроникой и очень эмоциональными интервью пожилых испанцев, которые вспоминают свое детство в Советском Союзе. Вообще, основными критериями при оценке конкурсных картин для нас были умение профессионально рассказать историю на экране и наличие эмоций, которые рождает хорошее кино.

 

– Были ли конъюнктурные ленты? Слабые с художественной точки зрения, но бьющие на важность темы?

 

– Скажу так: наличие некоторых фильмов в программе объективно можно было бы назвать спорным. Но их было всего два-три. Некоторые авторы, к большому сожалению, представляли не столько документальные фильмы, сколько традиционный «телеформатный» продукт. Это притом что темы, к которым они обращались, были достаточно интересные, но в профессиональном смысле нерешенные.

 

– Каковы перспективы развития этого фестиваля?

 

– Судя по заполненным кинозалам и активности местного населения, достаточно хорошие. Я обратил внимание на то, что на конкурсных показах документального кино с первого до последнего дня были не только зрители среднего и пожилого возраста, но и много представителей молодежи. Значит, есть интерес к темам, которые несет в себе этот кинофорум. Кроме того, организаторы очень грамотно и широко представили разнообразную программу фестиваля с мастер-классами по актерскому мастерству и режиссуре, сценической речи и анимации, показами спектаклей, концертов. Было много творческих встреч со зрителями, которые провели народный артист РФ Игорь Скляр, народный артист РФ Юрий Назаров, заслуженная артистка РФ Наталья Варлей, народный артист РФ Александр Михайлов и заслуженная артистка РФ Нонна Гришаева. Среди гостей и участников фестиваля были Ольга Кабо, Андрей Чадов и многие другие артисты.

 

Кстати, на фестивале в программе игрового кино был отмечен дипломом и фильм нашего земляка Аслана Галазова «Детство Чика».

 

– Ездили ли Ваши студенты на этот фестиваль?

 

– С большим удовольствием привез бы их на фестиваль, но не позволяет учебный процесс, тем более в конце года, когда они завершают работу над курсовыми проектами. Правда, фестивальный опыт у студентов уже есть. Осенью прошлого года я организовал «десант» моего курса в Екатеринбург, на главный документальный кинофорум страны «Россия». Это был очень полезный опыт для ребят, хорошая возможность посмотреть современное неигровое кино и даже поучаствовать в программе фестиваля.

 

– Ваш совет молодому режиссеру, взявшемуся за патриотическую тему?

 

– Он очень простой: понимать, что патриотический фильм – это не эффектно летящая в кадре компьютерная пуля или взрывы с голливудским размахом. Это глубокая история, сквозь которую рефреном проходит любовь человека к своему делу, своей семье, своей истории.

 

Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 10.11.2021 в 18:52

Сергей Меняйло встретился с коллективом РКБСМП

Глава РСО-А Сергей Меняйло встретился с коллективом Республиканской клинической больницы скорой медицинской помощи

ОБЩЕСТВО 18.10.2021 в 19:47

Второй этап строительства «Мамисона» планируют без привлечения средств «КСК»

Об этом рассказал на еженедельном аппаратном совещании Глава РСО-А Сергей Меняйло.

ОБЩЕСТВО 29.09.2021 в 18:41

Беззаветные труженики

Центральная библиотека Централизованной библиотечной системы Владикавказа отметила свой 55-летний юбилей.

ОБЩЕСТВО 6.04.2022 в 17:19

Кахтисаровна

Завтра, 7 апреля, встречает свою 75-ю весну Серафима Васильевна Кайтукова, неутомимая труженица, которая и по сей день работает преподавателем осетинского языка в Профессиональном училище №5 столицы Северной Осетии.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 22.10.2021 в 20:54

Две недели, чтобы разорвать цепь заражений

С 25 октября по 7 ноября в Северной Осетии вводятся нерабочие дни.

ОБЩЕСТВО 14.07.2018 в 15:05

Хасан Бароев о развитии спорта

О появлении нового дворца единоборств, реконструкции стадиона «Спартак», развитии спортивной гимнастики,

Все новости из категории: КУЛЬТУРАОБЩЕСТВО