КУЛЬТУРА

Особенности национальных головных уборов

В числе индивидуальностей каждого народа – его национальный костюм. Он есть воплощение особенностей культуры и традиций.

 

Повседневная и праздничная одежда хранит в себе частичку прошлого и позволяет сохранять национальную идентичность. Но не только. По одеянию, обуви, головному убору можно было определить социальный статус человека, семейное положение женщины. По определенным деталям национального костюма можно было судить и о том, к какому сословию принадлежит его обладатель.

 

Важной особенностью любого горца, и в частности осетин, являлся его головной убор. Это была важная часть его внешнего облика. Шапка горца в разных ее видах была не только средством защиты от непогоды, но и маркером социального статуса. Вот что писал по этому поводу осетинский этнограф Г.А. Кокиев: «Осетин считал себя оскорбленным, когда кто-нибудь дотрагивался до его головного убора. Шапка, по понятиям горца, вещь священная и неприкосновенная. Поэтому ни о каком другом предмете своей одежды горцы так не заботились, как о своей шапке. Горец мог ходить в рваных черкеске и чувяках, но головной убор у него должен был быть образцовый. Как бы беден ни был горец, шапку он всегда старался иметь отличную. Да и как не заботиться о шапке, когда, по взглядам горцев, она – принадлежность мужчины, как платок – принадлежность женщины! Когда хотели пристыдить мужчину за трусость, ему говорили, что он недостоин носить шапку – пусть сменит ее на платок, тогда не будет к нему претензий, предъявляемых вообще к мужчине». Поэтому причиной для личной вражды могло стать то, если кто-либо, даже невзначай, дотронулся до головного убора горца. А уж сделать это демонстративно означало, что противная сторона ищет повода для ссоры. И гарантированно его получала: сбить папаху с головы горца считалось большим оскорблением и могло привести к кровавой развязке.

 

Ношение головного убора осетином предписывалось горским этикетом. Появиться где-либо с непокрытой головой – значит продемонстрировать неуважение к окружающим. При этом это могло стать предметом насмешек на всю оставшуюся жизнь.

 

В Осетии было большое разнообразие головных уборов, они различались прежде всего материалом, из которого изготавливались меховые, войлочные и матерчатые. Отдельную особенность им придавало разнообразие форм и фасонов.

 

Самым престижным головным убором была папаха, изготавливаемая из овечьей шерсти (уæлдзарм худ). Этот головной убор был двух видов: теплые зимние папахи из овчины с длинным ворсом, прекрасно защищавшие от дождя и холода в суровых горных условиях; и короткошерстные папахи, которые шили из овечьих шкур. Папахи в повседневной жизни обычно носили люди с достатком, простые же горцы папаху надевали только в праздник. На любое важное событие в жизни сельской общины мужчина должен был приходить непременно в таком головном уборе, даже если папаху приходилось одалживать на время.

 

Менее статусными были головные уборы из войлока (нымæт худ), которые считались принадлежностью простых крестьян. Они изготавливались местными умелицами из овечьей шерсти. Различалось несколько окрасов: наиболее предпочтительным был белый цвет, использовался войлок черного и коричневого цвета. Особо ценились изделия из белого козьего пуха.

 

Значение имела широта полей войлочной шапки, так как она была незаменима в работе под солнцем. Сегодня такие головные уборы больше напоминают шляпы с округлыми полями, раньше же у них были широкие поля, прикрывавшие не только голову, но и плечи. Папахи и войлочные шляпы выделывались также для детей и подростков, так как им уже с детства прививалась привычка носить головные уборы.

 

Свое место в перечне традиционных головных уборов занимал башлык (басылыхъ), изготавливаемый из матерчатой такни. Считается, что башлык является скифским наследием.

 

Свои особенности имел и женский головной убор. Это были преимущественно платки, хотя иногда женщины надевали и башлыки. Платок для осетинки был не только предметом костюма, но и содержал важную информацию о своей владелице. Например, для несведущего человека фотография осетинок на деревенской улице ничего не скажет об их семейном статусе. А ведь здесь информация как открытый лист: девушка крайняя слева и без платка на голове – не замужем; рядом с ней юная особа с платком, повязанным слегка, – помолвлена; от нее по левую руку – замужняя горянка, у нее головной убор повязан полностью; крайняя справа – вдова, об этом свидетельствует черный цвет платка. В осетинской традиции статус каждой из этих горянок имеет свое определение: чызг, чындздзон чызг, ус, саударæг ус.

 

У женщин в возрасте поверх косынки было принято носить домотканый платок, который замужние дамы завязывали на затылке, прикрывая волосы; а пожилые, прикрыв волосы, завязывали узел выше лба. При выходе на улицу поверх тонкого нижнего платка надевали теплый шерстяной платок – традиция, сохранившаяся до нашего времени.

 

Согласно этикету, появление женщины на улице без головного убора и нахождение без платка дома в присутствии мужчин считалось верхом неприличия.

 

Рассказывают, что как-то женщины одного селения в Знаурском районе решили проведать приболевшего почтенного сельчанина, страдавшего пороком сердца. Собрались небольшим коллективом и пришли с гостинцами к больному в дом. Но все закончилось драмой. Когда старец увидел пришедших женщин, то пришел в такое волнение, что у него остановилось сердце. Но не женское общество так взволновало уставшее и больное сердце мужчины, а то, что одна из женщин пришла к нему без платка на голове. Эта ветреная особа так спешила присоединиться к своим товаркам, что попросту забыла накинуть свой головной убор. Старик посчитал это демонстрацией открытого к себе неуважения и не пережил эту обиду…

 

Но это было исключение, которое подтверждало общее правило: обязательное ношение головного убора горянкой.

 

Роберт КУЛУМБЕГОВ


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 8.11.2017 в 10:42

Театр – это жизнь, а жизнь – театр

Как же приятно окунуться в особую театральную атмосферу: билеты, программки, гардероб, ковровые дорожки в проходе, помпезные хрустальные люстры, бархатный занавес, а за ним…

КУЛЬТУРА 30.11.2021 в 11:47

Жизнь в танце

Ансамбль «Алан» – национальное достояние Осетии.

КУЛЬТУРА 11.02.2022 в 20:28

Возвращение Цола

Северо-Осетинский государственный академический театр им. В.В. Тхапсаева готовит для своего зрителя премьеру. 25 февраля блистательный состав актеров театра выйдет на сцену со спектаклем «Цолайы чындзæхсæв»  («Свадьба Цола»).

КУЛЬТУРА 10.06.2022 в 22:22

Осетинский «Демон» во Владикавказе

Посещение театра с его особой и всегда захватывающей атмосферой добавляет в нашу повседневную жизнь новые интересные краски и незабываемые эмоции. И если зритель получает удовольствие от увиденного на сцене, а самое главное, у него остается от представления послевкусие, значит, спектакль получился успешным и работа его создателей выполнена на отлично.

КУЛЬТУРА 27.06.2022 в 22:28

Майя

В Северной Осетии на сцене Владикавказского колледжа искусств имени Валерия Гергиева состоялась премьера моноспектакля для актрисы с оркестром «Майя».

КУЛЬТУРА 8.10.2021 в 18:53

Светлана Кусова – финалист телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион»

Во Владикавказе стали известны имена финалистов XX Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион».

Все новости из категории: КУЛЬТУРА