КУЛЬТУРА

Победоносный танец Сослана

Чем ближе я знакомился с нартскими сказаниями, чем основательнее изучал жизнь и нравы осетин, тем все больше убеждался в том, что нартские сказания являются народным творчеством именно только осетин, где подробно показывается древняя история Осетии.

Махарбек Туганов

 

В данном аспекте хотелось бы еще рассмотреть такое уникальное явление осетинской культуры, как куывд, который, собственно, и изобразил Махарбек Туганов. В идеале произведению более соответствовало бы название «Куывд нартов», поскольку слово «куывд» в осетинском языке гораздо шире по семантике и смысловому значению, чем слово «пир».

 

И если это явление рассматривают, с одной стороны, как застолье, пиршество, а с другой – как моления, обращения участников к Богу и святым (заступникам), что и по сей день имеет место за осетинским столом, то нам хотелось бы рассматривать куывд (в историко-социальном ракурсе) и как общественное собрание (сбор), на котором решались важные задачи, принимались решения, отстаивались и закреплялись статусы и т. д.

 

Каждый представитель общества мог заявить о своем праве и отстоять его публично. Примером служит все тот же эпизод состязания Сослана с Челахсартагом, когда решается судьба дочери Челахсартага и утверждается право Сослана взять ее в жены.

 

Сбор (собрание) с широкими полномочиями, на котором ведутся диалоги, выносятся решения, одобряются или порицаются поступки представителей общины, т.е. с санкционирующими функциями, где провозглашаются основополагающие тезисы общества, социальный механизм, отчасти разделяющий назначение и роль ныхаса, но в то же время не использующий жесткие, ультимативные средства воздействия.

 

Возможно, и поэтому осетинский этикет утверждает, поощряет, регламентирует воздержание в еде и питье, как и некоторые другие добродетели. Кроме прочего, во время нартского застолья приходится проявлять ум, красноречие, способности в физических состязаниях, отстаивая свой статус и свое место в обществе, а не заниматься потреблением блюд и возлияниями.

 

В очередной раз, обращаясь к эпизоду противостояния Сослана с Челахсартагом, узнаем, что участникам предлагалось протанцевать сначала с чашей на голове, не пролив ни капли, протанцевать на уставленном яствами столе, не разбив, не опрокинув и не коснувшись ничего. «Во время танца Сослана ни одна чаша и ни один кусок хлеба (крошка) не шелохнулись», – говорится в сказании.

 

На первый взгляд, казалось бы, иносказательное,  чересчур художественно преувеличенное утверждение, но имеющее под собой реальную практическую основу. Обратимся к аналогичным примерам у других народов, известных нам и научно описанных. И непосредственно к изысканиям выдающегося ученого, востоковеда, профессора А.А. Маслова, изучавшего традиции шаолиньских монахов-воинов.

 

Ученные проводят параллели между мастерством нартских витязей и умением китайских монахов ходить, удерживать равновесие, танцевать на краях огромных монастырских чанов, наполненных водой, песком или зерном. В данном случае чаша или чан выступают как снаряд, на котором тренируются. Воины оттачивают искусство передвижения, искусство владения своим телом. «Искусством легких шагов» назвал А.А. Маслов возможность ходить почти невесомо, т.е., по сути, «облегчать» свое тело. Как выясняется, воины Шаолиня должны были как бы летать над землей и при этом еще вести бой.

 

До наших дней сохранились и китайские глиняные статуэтки, которые изображают танцующих на краях огромных чаш акробатов, датированные вторым веком до нашей эры. Танцы на котлах характерны и для ранней этрусской эпохи, сцены которых изображены на дошедших до наших дней сосудах.

 

Не это ли воинское искусство демонстрирует нам Сослан, удерживаясь на краях огромной чаши или танцуя на столе, «не пролив ни капли, не шевельнув ни крошки»? Искусство стремительного, невесомого, так необходимого в бою переноса тела. Боевой танец воина! Танец-трюк. Танец-чудодейство. И неслучайно, по-видимому, родиной древних боевых искусств считается древняя Индия – земля, где когда-то зародилась праиндоиранская цивилизация.

 

Вглядываясь в полотно М. Туганова, можно также заметить, что Сослан не только показывает чудеса акробатического искусства, но и использует естественные утяжеления в виде доспехов: кольчуги, шлема, кинжалов. Вероятно, и в час досуга нарты (ранние аланы) воспроизводили боевые условия состязательности, демонстрируя силу, сноровку, воинскую доблесть. Борьба и жизнь слиты воедино.

 

Примечательно и то, что в перечне шаолиньских упражнений есть и такие, как хождение на руках (вверх ногами) меж острых кинжалов, воткнутых в землю; удерживание тела, лежа горизонтально на пяти копьях (точки опоры для рук, ног и живота), которые держат (несут) другие общинники, и др., что также описывает А.А. Маслов.

 

Стоит задаться вопросом, так ли нереально и вымышленно описание окончательной фазы танца Сослана, уже на остриях мечей нартских мужчин, если учитывать эти самые техники владения телом, тем более «облегчения» его веса. Каким образом могло осуществляться это испытание? На эти и многие другие вопросы еще предстоит ответить нашим историкам и этнографам.

 

Конечно, нам, проводящим половину своего времени перед гаджетами, нелегко представить жизнь людей денно и нощно занимавшихся тренировками, оттачивавших свое мастерство, совершенствовавшихся духовно и психологически.

 

И все это также отражено в танце Сослана на чаше, который по праву можно охарактеризовать как «победоносный» танец Сослана. И который благодаря уникальной устной традиции и талантливому художнику Махарбеку Туганову дает нам представление о наших славных предках.

 

Безусловно, общество, которое состояло из таких сильных личностей, не могло избежать столкновений интересов, характеров, статусов, которые описаны во многих сюжетах. «Миром статусного значения» можно было бы назвать общество, в котором вращались нарты (ранние аланы). Но это общество умело также находить способы регулирования, разрешения столкновений в честном поединке, соревновании, конкурсе, в том числе в спортивном танце. А иначе как можно регулировать поведение такого количества людей, живущих в едином культурном и физическом пространстве и противопоставляющих себя друг другу, что совершенно естественно для коллективного поведения (психики). Вероятно, необходима была целая культурная структура (система, традиция), регулирующая взаимоотношения. И без какого-либо насилия.

 

Не целесообразно ли под этим углом зрения рассматривать такие культурные коды осетин, как куывд, ныхас, Уацамонгæ, фсарм, фынг, хистæр, кæстæр, æфсин, «Симд», кафт, хъоды и другие? Это не только средства регулирования и сохранения взаимоотношений, но и структура, с помощью которой общество консолидировалось, самосохранялось, саморазвивалось, функционировало, а также формировало единое самосознание и духовность.

 

Не менее интересна культурная, социальная, психологическая составляющая чаши Уацамонгæ, которая занимает особое место в ряду духовных символов осетин, что заслуживает отдельного рассмотрения и исследования.

 

Нам предстоит многое еще понять из того мира «статусного значения», борьбы репутаций, которые вырабатывались силой духа, характера, поступка, силой соперничества, личного мужества и мастерства. Все эти тонкости проникновенно уловил народный художник М. Туганов, изучив народную психологию, национальный психотип, коллективное бессознательное, нашел ту нужную тонкую грань между образностью и достоверностью изображаемого материала.

 

И конечно же, чудо, что сквозь многие тысячелетия дошли до нас такие «перлы» эпического искусства осетин, как нартские сказания, которые содержат лишь легкие художественные «намеки» на действительность, «культурные коды». Остальное же – дело нашего ума, чуткости, интуиции. Необходимо все это «расшифровать», понять, осознать и использовать в обучении и воспитании современных детей, а также бережно сохранить все полученное и передать нашим потомкам.

Изабелла КОРНАЕВА


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 23.08.2022 в 10:41

Куырысдзау – странник в мир теней

В свидетельствах исследователей быта и культуры осетинского народа постоянно присутствуют эмпирические описания, в которых рассказывается о видениях и о людях, обладающих паранормальной способностью восприятия некой чувственной реальности.

КУЛЬТУРА 25.08.2022 в 10:03

Нæ бæрæгбæттæ

ХУЫЦАУЫ КУВÆНДОН   Цины уа, зианы уа, ирон фынджы уæлхъус хистæр фыццаджыдæр ссары Хуыцауы ном.

КУЛЬТУРА 6.04.2022 в 17:14

От нартов до Норштейна

2022 год объявлен в РФ Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Во Владикавказском Доме кино разработана соответствующая тематическая программа на целый год.

КУЛЬТУРА 29.06.2022 в 11:49

Во Владикавказ с гастролями приедет Тверской театр драмы

На сцене Академического русского театра имени Е.Б. Вахтангова с 21 по 26 сентября коллектив представит спектакли «Свидетель обвинения» Агаты Кристи, «Доходное место» Александра Островского, «Укрощение строптивой» Уильяма Шекспира и музыкальную сказку «Принцесса и свинопас» Ганса Христиана Андерсена.

КУЛЬТУРА 8.10.2021 в 18:53

Светлана Кусова – финалист телевизионного конкурса «ТЭФИ-регион»

Во Владикавказе стали известны имена финалистов XX Всероссийского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион».

КУЛЬТУРА 4.07.2022 в 22:08

Звезда по имени Цецилия

В Театре оперы и балета – филиала Мариинского театра в РСО-А в рамках цикла музыкально-исторических вечеров «Из летописи Владикавказа» состоялся вечер-концерт, посвященный памяти известной осетинской камерной певицы (сопрано) Цецилии Джатиевой (1923–1960).

Все новости из категории: КУЛЬТУРА