ОБЩЕСТВО

С музыкой в сердце

Штрихи к творческому портрету Анатолия Галаова

 

СЕМЬЯ – НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ

Всегда, когда человек успевает делать так много, как Анатолий Галаов, возникает мысль, что семья – его надежный тыл: место, где его любят, ценят и понимают. С умной, начитанной Людмилой Цгоевой Анатолий познакомился… в библиотеке. Девушка работала библиотекарем в Осетинском театре. «Вся жизнь Людмилы связана с Осетинским театром, – рассказывает Анатолий. – Сейчас она работает там синхронистом-переводчиком. В наушниках на спектаклях вы часто слышите ее голос».

 

«Когда появились на свет наши дети, я точно знал, что не хочу, чтобы их жизнь была хоть в какой-то мере связана с театром: слишком уж тяжела это ноша», – признается Анатолий. Но судьба распорядилась по-другому. «После школы дочь Залина поступила в Северо-Осетинский государственный университет на исторический факультет. Я был рад. Но когда я в училище искусств стал вести актерский курс, втайне от меня она показалась преподававшим там Зарифе Бритаевой и Орзете Бекузаровой, – вспоминает Анатолий. – Они стали меня уговаривать… Я был категорически против. Они говорили мне, что у нее талант, а его нельзя зарывать в землю… Со второго курса Залина училась у меня, но я поставил условие: истфак не бросать. Так она и получила два образования параллельно. Никаких поблажек я ей не делал. Наоборот». Ее однокурсники по училищу – сейчас ведущие актеры Осетинского театра: Жанна Габуева, Ирина Дзасохова, Неля Хубаева, Володя Кумаллагов…

 

Сын учился во Владикавказском институте управления на отлично. После службы в армии он решил поступать на режиссуру театра. Я сразу его предупредил: «За тебя никого просить не буду. Наоборот». Своему другу Бибо Ватаеву Анатолий сказал: «Не пускай его!» Но юноша понравился, его взяли… После окончания «Щуки» (актерского и режиссерского отделений) и продюсерского факультета ВГИКа он возглавил конно-драматический театр «Нарты», а с 2018 года Асланбек Галаов – художественный руководитель и директор ТЮЗа «Саби». «Он – самостоятельная творческая единица, – поясняет Анатолий. У него свое видение театра, современной режиссуры… Я могу с ним только советоваться как с коллегой. Мне нравится то, что он сейчас делает в «Саби»: занимается ремонтом, оснащением театра новой техникой, в театре появился вращающийся круг, большой экран… Тем, как складывается его личная жизнь, я тоже доволен: женился сын на талантливой актрисе Осетинского театра Зите Лацоевой. Так что все члены семьи связаны с театром». Растут две внучки. Младшая хочет быть художником. Дочь Залины мечтает стать продюсером.

 

ПОД ЗОЛОТИСТОЙ СКАЛОЙ…

 

Где Анатолий Галаов годами черпает вдохновение? Что это за волшебный источник? Сам он отвечает так: «Источник моего вдохновения – родовая история».

 

Свой род Галаовы ведут от Цахиловых (Царазоновых). Это говорил ему отец. На эту тему Анатолий написал романтическую поэму на осетинском языке.

 

«Сына Цахила назвали Галау, – поясняет Анатолий. – До Галау у Цахила умерло много сыновей. Чтобы не сглазить ребенка, ему дали такое имя – Галау (ослик). Жили они под золотистой скалой Кариу-хох. Земель Цахиловым не хватало. Как-то во время охоты Галау попал в Верхний Мизур. Место ему очень понравилось, он забил там колья. Перебрался туда вместе со своей семьей. Когда была грузинская перепись, они сказали переписчикам: «Мы – сыновья Галау». Там так и записано: «Галауов».  Этот документ сохранился, называется он «Семейный список Галаовых, потомков Царазоновых». До сих пор там стоит родовая башня Галаовых.

 

Жизнь в горах полна трагедий. К девушке из рода Галаовых приставал парень. Брат девушки – Таде – убил его. Ночью Таде ушел через Верхний Згид в Дигорское ущелье. От Таде пошла фамилия Тадеевы, родственная Галаовым.

 

На мой вопрос, почему Цахиловы не помнят о родстве с Галаовыми, Анатолий отвечает: «Цахиловы в Куртатинском ущелье жили обособленно. Оттуда они ушли в Лаба. Не запомнили нас, но мы их запомнили».

 

ЭПОХА И ЛЮДИ

Феноменальная цепкая память Анатолия Галаова хранит память о всех невинно пострадавших. С болью рассказывает он о своем деде Арсамаге (сокращенно его все звали Сæмæг). Дед возил цинк из Садона в Алагир в любую погоду. У него была лошадь, телега, большой сарай. Его он сдал колхозу. Вкалывал с утра до ночи, чтобы прокормить семью, простудился. Поднялась высокая температура. В этот самый момент, по доносу, пришли «чекисты», у которых был план по арестам. Больного Сæмæга с матрасом четыре человека подняли, закинули в кузов и увезли. Сослали его в Сибирь. По дороге он скончался. Отцу Анатолия, Илье (Мамулу) Галаову, об этом даже не сообщили…

 

Два родных брата Анатолия – Борис и Харитон – погибли в армии в мирное время. Один – в случайной перестрелке, другой – в аварии. Сестра Тереза умерла маленькой от переохлаждения, когда Галаовы в 1942 году уходили в горы, спасаясь от фашистов… «Из четырех детей остался у родителей я один», – говорит Анатолий.

 

 

ЗА КАДРОМ 

 

Ограниченный объем газетной статьи не позволяет мне описать все стороны многогранной деятельности Анатолия Галаова. За кадром остался Галаов-педагог (а это большая часть его жизни): в 1988–1992 годах он художественный руководитель актерского курса Владикавказского училища искусств. С 1996 по 2002 год – доцент кафедры актерского мастерства факультета искусств СОГУ. С 1997 по 2002 год – художественный руководитель актерского осетинско-русского курса факультета искусств СОГУ. О своих учениках он может говорить часами. Помнит каждого.

 

За кадром осталась его деятельность в Дигорском государственном драматическом театре. С 2011 года он бессменный директор и режиссер Дигорского драмтеатра. Его постановки имели большой резонанс: в 2012 году – «Мирандолина» Карло Гольдони, в 2013-м – «Филумена Мартурано» Эдуардо де Филиппо, в 2016-м – нашумевшая «Медея» Жана Ануя, где в главной роли блистает его дочь Залина (он не только режиссер, но и автор сценографии этого спектакля).

 

За кадром осталась общественная деятельность: а ведь и тут есть что вспомнить! С 1990 по 1995 год Анатолий Ильич – народный депутат Верховного Совета СОАССР, с 2005 по 2010 год – председатель Северо-Осетинского отделения Союза театральных деятелей (СТД)…

 

Не рассказала я и о его многочисленных литературных произведениях: трагической дилогии в стихах на осетинском языке «Вечный круг», удостоенной второй премии Первого Республиканского конкурса драматургов. Дилогия была рекомендована Министерством культуры РСО-А к постановке в СОГАТ (первая премия не присуждалась). Увы, до сих пор не поставлена…  Больше повезло его трагикомедии «Зилахар»: она поставлена в СОГАТ. «Огонь любви», музыкальная сказка для старшеклассников, и «Дети солнечной долины» написаны им специально для нашего Театра оперы и балета.

 

 «Золотая свирель» – Анатолий Галаов автор либретто оперы по мотивам нартовских сказаний осетин. Композитор – Дзерасса Дзлиева (стоит в перспективном плане театра).

 

«Родник любви», либретто для детского балета. Композитор – Ацамаз Макоев. В перспективном плане театра оперы и балета.

 

«Художник» – лирическая драма-фантазия о Махарбеке Туганове. С успехом идет на сцене Дигорского театра. 

 

«Тайная любовь Шекспира», стихи, поэмы, тексты песен, рассказы, сценарии, статьи на русском и осетинском языках – всего просто не перечислить…

 

За кадром остались его актерские работы в кино: «Костры на башнях» (Алан), «Ах, любовь!» (Махар), «Во всем виновата Залина», знаменитый фильм производства «Таджикфильм» «Сиявуш» (предводитель военного отряда), «Мосфильм», «Марш-бросок» (старшина села), «Сель» (попутчик), «12 писем к Богу» (художник)…

 

ПЛАНЫ

 

Как всегда, Анатолий Галаов полон планов… Поставить в Дигорском театре «Отелло» Шекспира – в утвержденном репертуарном плане.

 

На каждом спектакле он сидит в зале. Спрашиваю: «Не надоедает?» «Нет, – отвечает он. – Сравниваю певцов, звучание оркестра. Это уже вошло в кровь и плоть, стало «второй натурой».

 

Задаю вопрос: «Как Вы думаете, почему в оперный театр пришли драматические режиссеры?» «В опере была статичность. А зрители хотят действия, столкновения. Живые человеческие взаимоотношения нужны им. Суть характера, подача материала, чтобы публике было интересно не только слушать, но и смотреть, – говорит он. – Вокал, конечно, главное.  Но должно быть видение в пространстве, в пластике. Кто-то другой с трудом его передаст, твое видение. Поэтому рисую, изучаю эпоху. С концертмейстером слушаю каждую тему отдельно. С солистами потом слушаю. Чтобы в кровь вошла сама музыка. Чтобы был ощутим и понятен колорит звучания. Ритм, фразировка, интонация, голос…»

 

«Да здравствуют драматическое и оперное искусство!» – духовное кредо Анатолия Галаова.

Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 16.03.2022 в 18:23

Духовность и общество

16 марта в зале ЮНЕСКО Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова состоялась Всероссийская научно-практическая конференция «Духовное служение и социальная миссия религиозных организаций в контексте формирования общероссийской гражданской идентичности». 

ОБЩЕСТВО 19.06.2018 в 11:00

Будущее животноводства

Последние несколько лет в Северной Осетии активно поднимается сельское хозяйство.

Новости города 29.06.2021 в 10:37

С военным билетом на престижную работу

Призыв граждан на военную службу всегда взаимосвязан с получением военного билета.

ОБЩЕСТВО 1.02.2022 в 10:39

Панды не размножаются, когда у них все хорошо

К такому выводу пришли китайские ученые, исследуя популяцию «бамбуковых медведей» в заповеднике Волонг. Если местность соответствует идеальной среде обитания более чем на 80%, панды реже заводят потомство. Об этом рассказывает The Guardian.

ОБЩЕСТВО 28.03.2022 в 19:12

«Русь» встречает юбилей

На днях в Доме дружбы народов РСО-А состоялось рабочее совещание представителей СОРОО «Русь» под председательством основателя организации, а ныне – председателя ее попечительского совета Михаила Шаталова.

ОБЩЕСТВО 30.09.2022 в 21:20

«Предстоит много работы по обеспечению безопасности новых территорий России»

Лариса ДЗАХОВА, доктор политических наук, заведующая кафедрой философии и общественных наук СОГУ:

Все новости из категории: ОБЩЕСТВО