КУЛЬТУРА

Шаг влево или шаг вправо?

В Русском академическом театре им. Е. Вахтангова очередная премьера. На сей раз на малой сцене. Главный режиссер театра – народный артист РСО-А Валерий Попов – представляет свой новый эксперимент – спектакль «Биография» по пьесе швейцарского романиста и драматурга Макса Фриша.

Точнее, это репетиция спектакля, как заявляет Регистратор, ведущий, «распорядитель бала» (заслуженный артист РСО-А Алан Цаллаев). По одежде и манере говорить – прост и дружелюбен, эдакий свой парень в растянутой вязаной кофте, по сути – дьявол, змий-искуситель, провокатор, волшебник, строитель человеческих судеб. Он и сторонний наблюдатель, и автор происходящего, зритель и режиссер одновременно. В его руках – живые люди с их страстями и пороками. И вот как они себя поведут, если им дать шанс, невозможный, по сути, переиграть свою жизнь? Будут ли они более счастливы, или же другой путь принесет им боль и страдания? Един ли финал жизни, если к нему идти разными путями? Наверное, есть и мораль – как важно брать ответственность за свой поступок. Хотя о чем это я? Мудрая фраза – история не знает сослагательного наклонения. И можно только догадываться и предполагать, как разворачивалась бы сюжетная линия, если бы вы поступили не так, а вот так… Только предполагать.

Каждый из нас не раз и не два говорил себе: надо было поступить вот так. Валерий Попов остался верен себе (вспомним его предыдущие постановки по произведениям Жана Поля Сартра и Альбера Камю) и, как всегда, поступил «не так». Вместо понятной всем с четко прописанной сюжетной линией, с хорошим жизнеутверждающим финалом драматургии взял и прилюдно прочитал сложную пьесу сложного автора, который оказался на стыке двух течений – экзистенциализма и абсурда. Первое пропагандирует полную свободу выбора, второе сосредотачивает нас на бессмысленных деталях и ставит все с ног на голову.

В пьесе было и то, и другое. Профессору Кюрману – главному герою «Биографии» – хотелось бы изменить свою судьбу, прожить другую жизнь, которая, по его мнению, могла бы быть более успешной и счастливой. Ключевым источником своих бед он считает женщину, ставшую его женой, Антуанетту. С какого момента все пошло не так? С этого? А может, с того? Кюрман мечется и делает дубль за дублем, но внутренняя гармония так и не наступает. «Дело-то в нас в самих, в головах, – дает небольшой посыл на разгадку философии Фриша Валерий Попов.В общем, как ни крути…»

Ну да, как ни крути… Тема, поднятая в спектакле, – вечная, не имеет однозначного ответа. Наверняка и в зрительном зале столкнутся два мировоззрения: исход фатален при любых внешних обстоятельствах либо человеческая воля способна изменить собственную жизнь. Думайте, господа, думайте. На то и голова, на то и сцена.

Что касается актерского состава, то тут все тоже необычно. Одну и ту же семейную пару играют четыре актерские пары. Среди них есть и две по-настоящему семейные – народные артисты РСО-А Валерий Попов и Анжелика Тер-Давидянц, заслуженный артист РСО-А Роберт Кисиев и Эльмира Бестаева, а также заслуженные артисты Роман Беляев и Анжелика Круглова, Станислав Кибилов и Анастасия Алехина. Все они очень разные, но все – Кюрман и его жена. Как переходящий жезл у героини красный пиджак, сумочка и очки. У героя такой фишки нет, хотя можно было бы и придумать.

Весь вечер на манеже – Валерий Попов и Давид Бязров. В разных ролях. Исполняют и подчеркивают тот самый абсурд, который скрыт в головах мужчины и женщины. Да… господа, а пьеса-то о любви. Точно. Ни он, ни она друг без друга не могут жить. Из-за какого-то молодого архитектора он убивает ее, а болезнь-возмездие убивает его. Все. Занавес.

А как же мы забыли про музыку? Она-то точно главный герой. Она создает настроение – заставляет пританцовывать в такт или внезапно навевает грусть. То жесткий немецкий акцент, то любовная французская лирика, то… И все живой звук. Браво. И еще одна выразительная деталь, о которой стоит упомянуть: сводки газет, радиоэфиры твердят нам, что в таком-то году такой-то лидер… А мы хотим жить своей жизнью. Зачем нам все это, если счастье куда-то постоянно уходит… то в библиотеку, то в город.

Тамара БУНТУРИ


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 8.11.2017 в 10:42

Театр – это жизнь, а жизнь – театр

Как же приятно окунуться в особую театральную атмосферу: билеты, программки, гардероб, ковровые дорожки в проходе, помпезные хрустальные люстры, бархатный занавес, а за ним…

КУЛЬТУРА 19.09.2022 в 22:12

Национальный государственный оркестр народных инструментов имени Булата Газданова выступил в Москве

Накануне в московском Центральном доме работников искусств состоялся концерт Национального государственного оркестра народных инструментов имени Булата Газданова.

КУЛЬТУРА 26.08.2022 в 23:25

По факту или по названию?

Во Владикавказе прошел круглый стол по проблемам развития кинопроизводства в РСО-А и СКФО.

КУЛЬТУРА 1.04.2022 в 18:01

«Тарковский – наше все»…

4 апреля исполняется 90 лет со дня рождения Андрея Тарковского, советского режиссера театра и кино, сценариста, народного артиста РСФСР. Его фильмы оказали огромное влияние на зрителя и на развитие мирового кинематографа в целом. 

КУЛЬТУРА 19.10.2017 в 12:34

Наследие мастера

Библиотекари из Северной Осетии стали участниками международного семинара.

КУЛЬТУРА 30.03.2022 в 18:11

«Наши надежды – 2022»

Впервые за всю историю существования конкурса юных музыкантов «Наши надежды» гала-концерт лауреатов состоялся не в актовом зале Детской музыкальной школы №1 им. П.И. Чайковского, а на сцене Театра оперы и балета (филиал Мариинского театра в РСО-А).

Все новости из категории: КУЛЬТУРА