Культура

Три дня, наполненных творчеством и вдохновением

В экспозиционном зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии с подачи заведующей Риты Габуевой и ее коллег Зареты Датиевой и Оксаны Хугаевой в течение трех январских дней насыщенно, познавательно и интересно креативные люди отмечали замечательный и весьма необычный праздник – День творчества и вдохновения.

Кто-то придумывает музыку и «связывает» разрозненные ноты в гармоничное произведение; кто-то плетет из бисера замысловатые украшения; есть те, кто готовит невероятные блюда или печет торты, сочиняет стихи или пишет картины, занимается резьбой по дереву или литьем фигурок из бронзы. Все эти процессы связаны с творчеством, которое, по сути, просто невозможно без своей сестры – вдохновения. Вспомните себя, когда внутри вас внезапно возникает такая потребность выплеснуться, что рука сама тянется к ручке, струнам, клавишам или кисти, а в голове начинают роиться образы того, что вы хотите воплотить, – и остановиться совершенно невозможно!

Творчество и вдохновение крепко связаны друг с другом и не могут существовать порознь. Творческие люди знают, как легко и радостно что-либо делать, если есть вдохновение, и как тяжело часами сидеть, стоять, вышагивать по кругу в ожидании озарения свыше. Поэтому День творчества и вдохновения отмечается именно в один день – 17 января – ежегодно. И воистину к нему причастен практически каждый человек на земле, ведь даже к самым обычным делам можно подходить с фантазией. А как отмечать прикажете сей необычный январский праздник? Да просто – искать вдохновение и творить!

О том, как появился этот праздник, почему была выбрана именно эта дата, с чем или с кем она связана нам, увы, ничего не известно. Но с определенной уверенностью можно утверждать, что учреждение такого неофициального торжества является важным шагом. Этот праздник позволяет подчеркнуть и продемонстрировать общественности, что творчество не всегда является простым увлечением. Обычно за каждым произведением искусства кроется колоссальный труд автора, бессонные ночи и поиски вдохновения. В этот «тихий» день, как правило, не устраиваются массовые народные гуляния с запуском фейерверков, не звучат фанфары. Обычно эта дата отмечается теми людьми, чья жизнь, увлечения или работа тесно переплетены с миром искусства и литературы. На этот день часто назначается проведение выставок всевозможных работ, открытие вернисажей, устраиваются мастер-классы, встречи с интересными людьми – мастерами своего дела.

Вот и выставочный зал главной библиотеки республики все три дня – с 17 по 19 января – был заполнен взрослыми и детьми, которые с нескрываемым интересом брали уроки мастерства у настоящих волшебниц-мастериц, любезно согласившихся провести мастер-классы для всех желающих совершенно бескорыстно. И проходили они в великолепном антураже картин владикавказских художников из армянского национально-культурного общества «Эребуни» Натальи Савадян-Паронян, Софьи Кодоевой-Пироевой, Моники Аветисян, Георгия Арутюнянца, Валерия Григоряна и Давида Григоряна. С картин на зрителей смотрели «Кот на дереве» и «Странник», как будто звучала мелодия «Песни» и «Танца», веяло прохладой от «Первых холодов» и «Зимних яблок», а из «Сна» словно выплывала армянская «Церковь» (Н. Савадян-Паронян). Завораживающе ярок был «Вид из окна в Брюгге», обволакивали прохладой «Летний вечер» и «Ночь», были теплыми «Летний сон» и «Летний букет», притягивали к себе внимание «Натюрморт с цветами» и «Закат» вместе с «Набережной в Генте» (С. Кодоева-Пироева). Светом и воздухом наполнены картины Д. Григоряна – «Утро», «Портрет матери», «Букет», «Художник в натюрморте». Невозможно пройти мимо картин Г. Арутюнянца «Возрождение», «Букет» и «Вид из мастерской», как будто «надиктованных» художнику откуда-то свыше…

Очаровательная, улыбчивая, позитивная Зифа Дзодзикова, за плечами которой швейный лицей, институт моды и – самое главное! – класс скульптуры и рисунка у Олега Александровича Зокоева дала мастер-класс плетения осетинских пуговиц из тесьмы. Еще в детстве Зифа увлеклась пошивом одежды для кукол и рисованием, что и привело ее к теперешней любимой работе – проектированию, дизайну и пошиву национальной одежды – красивой, оригинальной, качественной. В чем и смогли убедиться самолично все присутствовавшие на мастер-классе.

Как стать художником? Что для этого нужно? На мастер-классе по акварельной живописи у Натальи Балаевой было многолюдно, здесь присутствовали и школьники, и студенты, и пенсионеры – всем было интересно поприсутствовать на процессе рождения живописного произведения из-под кисти мастера.

Старинные ремесла всегда были интересны любителям творчества, а благодаря неповторимости изделий, созданных руками, такие вещи всегда были востребованы. Валяние шерсти, одежда, ее эксклюзивность в наши дни представляет новое веяние в моде. Современные рукодельницы создают из шерсти не только одежду и всевозможные аксессуары. В их руках оживают интересные, яркие игрушки, элегантные кофты, шарфы и пальто. Валяние из шерсти, одежда ручной работы и многие полезные вещи, изготовленные этим способом, в наши дни представляет настоящее искусство. Одновременно это и интересное, простое и удобное творческое создание теплых, неповторимых элементов гардероба, о чем и рассказала всем собравшимся на своем мастер-классе рукодельница Валентина Панасенко. Валяние (фелтинг, фильцевание) – процесс создания различных изделий из непряденой шерсти путем сцепления и переплетения ее волокон различными способами. Есть много различных видов валяния — сухое, мокрое, нуно-войлок, валяние вязаных вещей.

Валяние шерсти при помощи мыла – классический способ, известный с давних времен. Раскладку шерсти пропитывают горячим мыльным раствором, затем гладят и трут в различных направлениях, постепенно усиливая нажим. Получают полотно – войлок. Для производства изделия нужны непряденая шерсть, пузырчатая пленка, махровое полотенце, мыло, теплая вода – и золотые руки мастера! Что и продемонстрировала Валентина Панасенко, отметив, что это – процесс трудоемкий, но захватывающий, имеющий не только эстетическое значение, но и сугубо прикладное: вещь, созданную своими руками, можно потом подарить или продать. Таким образом изготавливаются ковры, картины, одежда, сумки, игрушки, чехлы, очочники, украшения и аксессуары.

Вышивка как один из видов декоративного искусства встречается на многих элементах одежды. Это и неудивительно, ведь человеку было всегда свойственно украшать себя, свою одежду и свое жилище. История вышивки развивалась и продолжает развиваться в наши дни. За сотни лет своего существования, в зависимости от народов, верований, моды для изображения нитками рисунка на ткани или других материалах возникло множество швов и видов вышивки. Узор может быть вышит в одном стиле, а может, в зависимости от умений и художественного вкуса мастера, быть создан с помощью различных фактурных нитей и различных техник вышивки. Такое сочетание придает вышивке оригинальность и шарм. Гладь считалась вышивкой для украшения знати и их домов, а также для храмовых полотен с религиозными изображениями. Остальное население больше тяготело к орнаментальным узорам и более простым техникам, таким как вышивка крестом, полукрестом, стебельчатым швом, тамбурным швом, вышивка лентами или тесьмой и др. Часто рукодельницы добавляют в узоры стразы, бисер, бусины, подвески и прочие элементы. Мастер по вышиванию, хорошо известная в республике Нина Джанаева, давшая свой мастер-класс для учащихся 7–8-х классов сош №37 г. Владикавказа, преподавателей и всех интересующихся этим видом искусства, уверена: «Вышивание – это кропотливый труд, требующий максимум внимания, времени, терпения и, безусловно, любви. Чтобы создать произведение искусства (а вышивку иначе и не назовешь), нужно в первую очередь придумать сюжет. Потом, когда уже представляешь в деталях свою работу, тщательно подобрать цвета, распределить их по композиции, и только когда все кусочки и детали вымышленного образа сложились воедино, можно приступать к работе. И вот, в результате этой кропотливой трудоемкой работы, изначально безликое полотно как по волшебству превращается в красивую композицию». Нина Джанаева ответила на многочисленные вопросы, рассказала о своем творческом пути, который начался с курсов кройки и шиться на крахмальном заводе; продемонстрировала свои работы, вызвавшие неподдельное восхищение у всех присутствующих в зале. А библиотекари, упомянув, что полтора года назад в Национальной библиотеке уже была проведена большая персональная выставка работ мастерицы, показали документальный фильм нашей телестудии, рассказывающий о Нине Джанаевой и ее работах, а также журнал Famous со статьей о ней и прочли стихотворение Ахсара Чеджемова, посвященное мастерице.

Не менее популярный, чем вышивка, вид рукоделия – макраме – пришел к нам из давних времен. В его основу входит плетение из веревки крепких узлов, создающих прочность, сохранность, а также удлиняющих тросы, канаты, шнуры. Рыбаки плели из веревок рыболовные сети, неводы, гамаки. Современные рукодельницы широко применяют данный вид творчества для создания декоративной бижутерии, дизайнерских изделий, украшающих интерьер, и различных аксессуаров. Из веревок плетут мандалы, представляющие собой обереги и амулеты на разные случаи жизни. Еще один вид плетения – кумихимо – представляет собой создание косичек для подпоясывания. Мастера шнуроплетения также создают кашпо под цветочные горшки, коврики, различные панно на стены, высокие корзины, напольные вазы, абажуры и многие другие масштабные изделия. Как раз шнуроплетению и был посвящен еще один мастер-класс, проведенный мастером Ириной Кочиевой в выставочном зале ННБ в Дни творчества и вдохновения.

«Алдынбыд» – это старинный осетинский вид плетения вручную. Оно было очень распространенно у мастериц-осетинок и служило для декорирования женской, но чаще мужской одежды – бурок, пуговиц, обуви, сумок. Для этого вида искусства нужны два человека: один плетет, другой помогает. Таким образом можно плести до семи нитей одновременно. Это увлекательное, очень занимательное ремесло. В отличие от предшествующих видов рукоделия, о которых мы говорили выше, до наших дней оно сохранилось буквально чудом, благодаря владению им очень узкого круга мастериц, к которому и относятся педагог студии «Гыццыл Сатана» («Маленькая Шатана»), кандидат технических наук Ирина Кочиева и ее юные помощницы-ученицы, блестяще показавшие технику плетения шнура «Алдынбыд».

Дни творчества и вдохновения официально закончены, но считаю уместным напомнить всем, что лучший день для любого творчества – это СЕГОДНЯ, а поэтому мы начинаем фантазировать, мечтать и воплощать наши фантазии в дела и произведения прямо сейчас! И удачи всем творцам!

Подготовила Наталья КУЛИЧЕНКО


Похожие записи:

Культура

«Ставку в этом проекте мы делаем на молодежь Осетии»

22 мая во Владикавказе продолжит свою работу Кинолаборатория Ассоциации документального кино Союза кинематографистов России,

Культура

«Сцена без границ» подвела итоги

Восьмой фестиваль национальных театров «Сцена без границ» завершил свою работу.

Культура

Культура – фундамент общества!

«Культура – основа духовного и экономического благополучия Осетии».

Культура

Лицеисты – на «Вершине успеха»

Осень для юных музыкантов Республиканского лицея искусств стала золотой не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова.

Культура

Эва Малити-Франева в национальной библиотеке

26 сентября в Большом зале Национальной научной библиотеки Северной Осетии прошла презентация осетинских народных сказаний на словацком языке Nartský epos

Культура

Пушкинский день России во Владикавказе

В рамках проведения Пушкинского дня России в Год литературы члены клуба любителей чтения «Читаем вслух и про себя» при Музее истории Владикавказа,

Все новости из категории:Культура