Мариинский театр для всего мира – символ великой русской культуры и визитная карточка Санкт-Петербурга. 240 лет тому назад, 5 октября 1783 года, был торжественно открыт Большой (Каменный) театр, от которого ведет свою историю Мариинский театр. 5 октября 2023 года юбилейная дата была отмечена в Санкт-Петербурге грандиозным гала-концертом.
А уже через день, 7 октября, маэстро Валерий Гергиев вместе с симфоническим оркестром Мариинского театра прибыл во Владикавказ
с однодневными гастролями, посвященными знаменательной дате.
В субботу, 7 октября, в Концертном зале прозвучали «Фантастическая симфония» Берлиоза и симфоническая сюита Римского-Корсакова «Шахерезада», а в Театре оперы и балета – опера Доницетти «Дон Паскуале».
Это уже пятый приезд Валерия Абисаловича за текущий год во Владикавказ, на историческую родину. Связано это с тем, что маэстро планирует открыть еще две площадки филиала Мариинского театра во Владикавказе (таким образом, их станет четыре в нашем городе). По словам Валерия Гергиева, уже в 2024 году мы сможем говорить о том, что Владикавказ готов принять фестиваль любого масштаба и уровня. В ближайшее полугодие также станет известно, когда откроются новые площадки во Владикавказе.
Октябрь в Мариинском театре и его филиалах обещает стать супернасыщенным. С 13 по 25 октября в Санкт-Петербурге пройдет XI Международный органный фестиваль «Мариинский».
В связи с юбилейной датой Мариинского театра мы попросили владикавказцев ответить на вопрос, помнят ли они свое первое соприкосновение с этим великим театром и этим великим коллективом. Вот что они рассказали:
Ацамаз Макоев, композитор, председатель Союза композиторов РСО-А: «Когда мне исполнилось пять лет, мама повезла меня в Ленинград. Я смутно помню, конечно, все, что мы видели: каналы, музеи, реку, – но запало в душу и память посещение Кировского театра (так в советское время назывался Мариинский театр. – Прим. ред.). Я слушал оперу Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». Мама мне через многие годы рассказывала, как зрители, которые сидели рядом, обратили мамино внимание на то, с каким оцепенением и упоением маленький мальчик смотрел на сцену, не отрывая своего взгляда. Вот это первое соприкосновение с Кировским театром. И подумать не мог тогда и позже, что через какое-то время буду учиться в Ленинграде. А в девятнадцать лет, уже будучи студентом первого курса, я бывал там на репетициях, на очень интересных оперных спектаклях (тогда больше ставили советских композиторов, а многие из них преподавали в консерватории – Сергей Слонимский, Андрей Петров). И вообще в то время, в семидесятых годах, Театральная площадь была единым организмом, где были консерватория, Кировский театр, Музыкальное училище рядом, еще рядом Центральная музыкальная школа для одаренных детей, совсем немного дальше пройти – Вагановское балетное училище. И мы все друг друга знали, общались, встречались в буфетах, ходили друг к другу в гости; и весь этот богатейший музыкальный мир, который был в Кировском театре, был мне доступен. И это является одним из этапов моего познания великой музыки и великого коллектива».
Диана Сокаева, фольклорист: «Я училась в аспирантуре Ленинградского государственного университета им. А.А. Жданова с 1996 по 1999 год. И конечно же, мы с подругами Алиной Хадиковой, Зариной Калоевой и Фатимой Хацаевой хотели охватить все разнообразие богатой культурной жизни Питера. В том числе посещали Мариинку. Тогда это очень сложно было сделать, так как обычно зал был полон иностранными туристами. Достать билеты было очень непросто, но нам это как-то удавалось. Потом я часто приезжала в Петербург и посещала Мариинский театр. Запомнился спектакль «Бахчисарайский фонтан» композитора Бориса Асафьева с его восточным колоритом и потрясающими костюмами. Что касается филиала Мариинского театра во Владикавказе, то на обеих площадках – и в Концертном зале, и в Театре оперы и балета – я частый гость. Благодарна за постановку оперы Христофора Плиева «Коста» и за то, что с этой жемчужиной осетинского оперного искусства познакомили взыскательного петербургского зрителя».
Елена Арзуманова, композитор: «Впервые я попала в Мариинский театр в начале 1980-х годов. Мне было пятнадцать лет, и мы с мамой поехали в Питер. Зашли в гости к нашему бывшему соседу Валерию Абисаловичу Гергиеву (наши квартиры – Гергиевых и Арзумановых – когда-то были рядом в старинном особняке на проспекте Мира во Владикавказе, который сейчас отреставрирован). Шла очень редко исполняемая опера Римского-Корсакова «Псковитянка». Это первая опера, которую написал композитор на собственное либретто по сюжету драмы Льва Мея, и в репертуарах оперных театров встретить этот спектакль – большая удача! Мы сидели в царской ложе Мариинского театра (нас посадил туда сам Валерий Абисалович) и получили огромное удовольствие. Второй раз я была в Мариинском театре в 2008 году, когда приехала в Питер на конкурс имени композитора Андрея Петрова. Зашла в гости в Мариинский театр и в приемной Гергиева столкнулась с балериной Майей Плисецкой и композитором Родионом Щедриным. Они как раз отмечали свою золотую свадьбу и зашли обговорить подробности юбилейной концертной программы. Тут же в приемную пришли космонавты с «Шаттла». С ними был наш российский космонавт, Герой СССР и Герой РФ (один из четырех людей нашей страны, удостоенных обоих званий), рекордсмен планеты Земля по суммарному времени пребывания в космосе Сергей Крикалев. Тут кто-то сказал: «Давайте все вместе сфотографируемся!» Меня поставили рядом с Майей Плисецкой. Вот такой получился снимок в приемной Гергиева, а потом я смотрела «Золото Рейна» Вагнера, первую оперу из его знаменитой тетралогии «Кольцо нибелунга». Это была современная постановка очень хорошего уровня с интересным художественным решением. В 2016 году мне удалось побывать на Новой сцене Мариинки на концерте Гергиева, где исполнялись произведения Прокофьева и Стравинского. Очень понравились и Новая сцена, и сам концерт!»
Соб. инф.