ОБЩЕСТВО

Ирина Кулаева: помнить и чтить

Неповторимый облик Ирины Борисовны Кулаевой – певицы, педагога, человека – раскрывается полнее в воспоминаниях ее близких, коллег и учеников. Представляем вам эти материалы.

 

ВОСПОМИНАНИЯ АСИ И АГУНДЫ КУЛАЕВЫХ

 

Агунда: «Мама около 40 лет была солисткой Северо-Осетинского музыкального театра. Я не только видела ее на сцене, но и выступала вместе с ней. Очень хорошо помню «Свадьбу Кречинского» и «Летучую мышь». В этих постановках я участвовала в каких-то детских массовках. Для ребенка участие в спектаклях вместе с родителями очень ценно. И сейчас я стараюсь своих детей привлекать к спектаклям, потому что для детского восприятия и психики это очень трогательно. Появление мамы на сцене всегда было фееричным, потому что у нее был мощный красивый голос, она была яркой, впечатляющей актрисой. В «Свадьбе Кречинского», когда она в потрясающем платье спускалась по лестнице своей королевской поступью, сразу менялось настроение спектакля. Но, может быть, я так хорошо все запомнила потому, что в первую очередь это была моя мама. Я очень гордилась тем, какая она красивая».

 

Ася: «Мама была особенно яркой в эксцентричных ролях. В молодости она играла и лирических, «голубых» героинь, потом перешла на комические роли. Из ее персонажей бил фонтан эмоций и драматических красок. Притом что мама всегда была, скажем так, не совсем худой, она была подвижной, и танцевальные движения у нее красиво пластически получались. Мама умела и любила танцевать. И делала это с таким задором!»

 

Агунда: «Мама продумывала каждую свою роль, каждый свой шаг на сцене.  У нее были тетрадки с текстами ролей, она повторяла их вечерами, делала пометочки. Даже когда мыла посуду или что-то готовила. И конечно, она очень много пела дома».

 

Ася: «Мама очень любила сцену. Она была потрясающей драматической актрисой. Опереточный актер редко умеет красиво, с поставленным вокальным посылом говорить со сцены. Мама же очень красиво говорила, в зале было слышно каждое ее слово, у нее была такая прекрасная дикция. На сцене мама могла импровизировать. Режиссер Исай Фаликов, например, давал ей право на свободу, хотя он был достаточно консервативен. С мамой, по словам коллег, было очень комфортно петь, потому что любой казус она легко обыгрывала, умудрялась снивелировать любую проблемную ситуацию. Зритель тоже ценил маму и встречал ее аплодисментами. Публика ее любила».

 

Ася: «Я помню спектакли, в которых папа и мама выступали как партнеры по сцене. Они участвовали в одних и тех же спектаклях, но, к сожалению, не всегда как любовная пара. Например, в «Свадьбе Кречинского» папа был Кречинским, мама – Атуевой. Когда же они в молодости играли центральные роли, например, Генриха и Розалинду в «Летучей мыши», это было необыкновенно интересно. Помню, когда я в театре смотрела оперетту «Веселая вдова» и родители пели дуэт Данило и Ганны, зрители рядом со мной заглянули в программку и зашептали: «Интересно, Кулаев и Кулаева – это брат и сестра? Или муж и жена? Они такие красивые и так похожи!»  Родители потрясающе смотрелись вместе!»

 

Агунда: «Мама во всем поддерживала папу, гордилась им. В семье царило огромное уважение по отношению к нему, он для нас всех был великим человеком. Что касается маминой театральной судьбы… Я не знаю, что у нее было в душе, не могу сказать, что она чувствовала. Конечно, наверняка маме хотелось быть более востребованной. Я помню, как мама говорила, что не допела. Она не до конца раскрытый в творчестве человек. Но я не думаю, что она каким-то образом могла обвинить в этом папу, не помню даже намеков на это. Мама мне неоднократно говорила, что у каждого свой творческий путь и каждый его проживает самостоятельно».

 

Ася: «Папу постоянно приглашали в театры различных городов Советского Союза. Но ни он, ни мама не хотели уезжать. Это было для меня такой загадкой. Для мамы все было сосредоточено в Осетии, она очень любила ее, любила папу. По-другому и быть не могло. А уж папа был таким патриотом, я таких просто не видела!»

 

Агунда: «Мама была очень строгой. Я сейчас воспитываю детей примерно так же. Достаточно строго. Вместе с тем мама нас баловала, не загружала никакими хозяйственными делами».

 

Ася: «Да, мама нас холила, лелеяла. Одно из самых драгоценных воспоминаний моей жизни – мой день рождения. В мае, в день моего рождения, рано утром мама шла на базар и покупала мои любимые цветы – сирень, целую охапку! Я просыпалась от запаха цветов, расставленных вокруг моей кровати. Мама была очень романтичной. Мы с Агундой были у нее настоящими принцессами».

 

Агунда: «Мама была авторитетным вокальным педагогом, воспитала много вокалистов, давала именно начальное вокальное образование. Она как творческий человек полностью раскрылась в учениках. Занималась постановкой голоса, дыхания, техники, режимом дня и так далее. Кстати, у нас очень мало педагогов даже здесь, в Москве, которые занимаются с вокалистами с азов. В Москву приезжают уже подготовленные певцы, а таких педагогов, которые могут дать первоначальные знания, днем с огнем не сыщешь.

 

Папа в 1990-е преподавал в университете, весь его класс с удовольствием бегал к маме. Потому что мама, в отличие от папы, могла преподать азбуку, основные азы вокалиста. Она владела талантом выявить голос. Даже у человека, который совершенно не обладал никакой вокальной техникой, она могла выявить голос, его направление. Папа как педагог больше подсказывал ученикам характер исполнения, репертуар, подачу произведения на сцене, в том числе актерскую игру».

 

Ася: «Учеников у мамы было так много! Игорь Цховребов, Олег Тайсаев, Светлана Медоева, Феликс Царикаев, Марина Хутинаева, Альберт Хадаев, Надежда Хаева, Вадим Дудаев, Альбина Лагкуева, Марат Караев – всех сразу не назовешь! Мама была педагогом в Осетинском театре, практически все актеры занимались с ней вокалом. Кстати, папа очень ценил маму как вокального педагога, говорил ей: «Ты – гений!»

 

Агунда: «Мама очень много дала девушкам, юношам, которые у нее проучились достаточно долго. Думаю, что драгоценные камни, которые мама вкладывала в своих учеников, они пронесут до конца своих дней».

(Продолжение следует.)

Татьяна БАТАГОВА,
доктор искусствоведения


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 27.12.2023 в 20:46

Арт-объект как символ патриотического воспитания

В рамках реализации проекта к 80-летию Победы в Великой Отечественной войне школе №15 подарили композицию с изображением первого Героя Советского Союза из Северной Осетии Хаджимурзы Мильдзихова.

ОБЩЕСТВО 16.10.2018 в 15:35

Осетия принимает участие в конкурсе «Лидеры России»

Для участия в масштабном проекте «Лидеры России» свои заявки подали уже более 50 тысяч молодых людей. И их шквал продолжает поступать.

ОБЩЕСТВО 7.10.2023 в 08:57

Коммунальщики готовятся к зиме

«Готовь сани летом» – гласит народная мудрость, которой руководствуются и сотрудники «Спецэкосервиса». На предприятии еще с середины августа идет подготовка к зимнему сезону.

ОБЩЕСТВО 23.08.2018 в 15:00

В Северной Осетии появятся ореховые сады

Вчера состоялась рабочая встреча министра сельского хозяйства и продовольствия РСО-А Казбека Вазиева с ведущим специалистом по ореховодству из Молдовы Исидором Баланом,

ОБЩЕСТВО 30.09.2023 в 08:53

Человек. Художник. Педагог

В октябре Владикавказское художественное училище будет отмечать 50-летний юбилей. Чуть-чуть не дожил до него Таймураз Сергеевич Гагоев, посвятивший себя этому учебному заведению. Человек, художник, педагог, который так много дал многим поколениям студентов не только в профессиональном, но и в человеческом плане.

ОБЩЕСТВО 27.06.2022 в 22:48

Фæзминаг кæстæр. Йæ хæстон æмгæрттимæ æвдисынц хъæбатырдзинад

Адæймаг цы къуымы райгуыры, йæ фыццаг къахдзæфтæ цы зæххыл акæны, уый ад ын цæрæнбонты ницы скæны, уым æм сæвзæры Райгуырæн бæстæмæ уарзондзинад. Рагæй фæстæмæ дæр Райгуырæн бæстæйы ном бæрзонд чи хаста, уыдон уæлдай кадджындæр уыдысты адæмы ‘хсæн. Бирæ сты, дунейыл Ирыстоны ном кæй фæрцы айхъуыст, уыдон.

Все новости из категории: ОБЩЕСТВО