КУЛЬТУРА

Осетинский «Демон» во Владикавказе

Посещение театра с его особой и всегда захватывающей атмосферой добавляет в нашу повседневную жизнь новые интересные краски и незабываемые эмоции. И если зритель получает удовольствие от увиденного на сцене, а самое главное, у него остается от представления послевкусие, значит, спектакль получился успешным и работа его создателей выполнена на отлично.

 

Именно такой замечательный творческий продукт с долгим приятным послевкусием довелось посмотреть во Владикавказе в дни своего отпуска. Опера «Демон» – плод вдохновенного творчества двух гениев отечественной культуры Антона Рубинштейна и Михаила Лермонтова – ярко и интересно «засветилась» на майской афише Театра оперы и балета – филиала Мариинского театра в РСО-А. Масштабную и, несомненно, удачную премьерную постановку жемчужины русской оперной классики, продолжающую спустя 150 лет оставаться интересной для зрителя, можно смело назвать украшением текущего сезона. Трагическая история любви отверженного небесами Демона и прекрасной юной княжны Тамары в оперном воплощении Антона Рубинштейна была представлена в постановке народного артиста РСО-А Анатолия Галаова. Интересно, что за всю более чем 60-летнюю историю музыкального искусства Осетии это уже третье обращение к опере «Демон».

 

Нельзя не отметить довольно тонкую работу оркестра под руководством дирижера Николая Хондзинского, не только достойно передавшего всю красоту наполненной обилием красивых восточных мелодий музыки Рубинштейна, но и успешно державшего ансамблевую координацию и темпоритм спектакля, в котором исполнителям явно было очень комфортно петь. Примечательностью спектакля, в котором исполнительский состав определили в основном солисты Театра оперы и балета, стали сразу четыре дебюта в главных партиях.

 

Несомненным фаворитом оперы был главный исполнитель партии Демона – приглашенный солист театра, молодой и талантливый осетинский баритон, лауреат международных конкурсов Дзамболат Дулаев. Проникновенная манера пения и необычайная чувственность, тончайшая фразировка с отчетливым словом, темперамент, убедительная актерская игра Дзамболата Дулаева, в голосе которого было все – и красота здешнего края, и присущие кавказским мужчинам сдержанная суровость и в то же время страсть и огромный темперамент, – все это вкупе сделало его дебютное выступление действительно ярчайшим. Мятежный Демон Дулаева предстал в пронзительном, печальном и вместе с тем романтическом образе. Все три знаменитые арии оперы, которые составляют певцам значительную трудность для исполнения, Дзамболат спел легко, красиво, и – что немаловажно – роль Демона была передана им в развитии. Восхитила своим выступлением солистка оперной труппы театра, народная артистка РСО-А Елена Скалдина, дебютировавшая в партии Ангела – небесного посланника. Прекрасные вокальные и внешние данные Скалдиной в роли антипода Демона, эффектные сцены в противоположных сторонах, где Демон и Ангел, безуспешно пытающийся преградить путь к душе Тамары, отстаивают свое отношение к происходящему.

 

Потряс публику, и меня в том числе, своим ярким исполнением молодой тенор, солист оперной труппы театра Сослан Гагиев, чей дебют в партии Синодала, без сомнения, можно назвать блестящим. Продуманность в создании образа князя-жениха, убедительность при его воплощении в жестах и мимике захватывают сразу. Гагиеву в его богатом княжеском костюме удивительно идет роль князя Синодала, стремящегося быстрее увидеть свою невесту Тамару. Особенно хорош Гагиев – тенор при исполнении знаменитой арии Синодала, в которой, помимо вокальных сложностей, есть и восточная ориентальность. С какой поразительной легкостью и чувством он это делает! Голос Гагиева – его удивительно красивый тембр словно создан для исполнения партии Синодала. Сами собой напрашиваются мысли и желание услышать этого музыкального и артистичного певца в партиях итальянского репертуара – Каварадосси в «Тоске», Пинкертона в «Мадам Баттерфляй»…

 

Еще один дебют в премьерной опере на владикавказской сцене – партия князя Гудала в исполнении солиста Мариинского театра Андрея Серова. Его фактурная внешность как нельзя лучше явилась олицетворением мощи, силы и величия отца Тамары, запомнившегося публике в убедительно созданном им актерском образе.

 

Без преувеличения, шедевральным можно назвать исполнение партии Тамары приглашенной солисткой Мариинского театра Натальей Павловой. Полетность ее голоса, идеальное попадание с вокальной точки зрения и выпевание всех вокальных украшений музыки оперы потрясают. Павлова не только подает образ Тамары в развитии – от веселья, ожидания своего жениха до свадьбы и трагической развязки. Она удивляет трагизмом образа и страстным порывом: нам видна тяга Тамары к Демону, но она усилием воли говорит ему «нет»… В первом действии оперы, написанной Рубинштейном для опытного мастера-вокалиста, у Павловой много технически трудных моментов, и она удивительно точно и легко справляется с восточными орнаментами мелодии. Вторая же половина партии драматичная, и здесь в голосе нужны сила и крепкое оперное дыхание. Вся партия Тамары в исполнении Натальи Павловой отмечена выразительностью, убедительностью проживаемого ею образа, очарованием и яркой сценичностью.

 

Трогательно и драматично – выразительно сыграл роль Старого слуги солист владикавказского Театра оперы и балета бас Вадим Федотов, полнота звучания и глубина голоса которого не могут не восхитить. Артистизм и свои яркие вокальные возможности продемонстрировали солисты Театра оперы и балета – филиала Мариинки Амир Рахимов (Гонец) и Тамара Чочиева (Няня).

 

Оригинальное режиссерское прочтение оперы как очень личных камерных сцен находится в несомненной гармонии с символикой спектакля и его лаконичной сценографией (художник – Варвара Евчук, Санкт-Петербург). Замечательные декорации вместе с расписанным вручную задником сцены, великолепно выполненные в производственном комбинате Мариинского театра, богатые, красивые и этнически точные костюмы артистов, создающие то яркие, то черно-белые картины сценического действа, несут смысловую нагрузку, подчеркивая необходимое по сюжету праздничное или таинственно-тревожное настроение. Особого внимания заслуживает красивое и мощное звучание восьмиголосного хора театра, отмеченное высокими вокально-техническими средствами и выразительностью, которое не уступает лучшим хоровым театральным коллективам страны. Кропотливая работа хормейстеров театра во главе с главным хормейстером И. Бериевой, а вместе с ними и самого художественного руководителя театра и музыкального руководителя постановки Ларисы Гергиевой, принявшей в последние годы ряд мер по укомплектованию и уплотнению хора, дала свои ощутимые и зримые плоды.

 

Прием нового осетинского «Демона» владикавказской публикой был заслуженно горячим – зрители достойно отблагодарили овациями и букетами цветов создателей и всех участников оперного спектакля, который имеет все шансы надолго «прописаться» в репертуарной афише филиала Мариинского театра.

 

Конечно, с вхождением в состав Мариинки у Театра оперы и балета появилось гораздо больше возможностей для новых постановок в лучшем, более качественном художественно-музыкальном и техническом оформлении. И этому яркий пример – появившийся осетинский «Демон». Зрелищный, настоящий, задевший струны души, незабываемый по оставшемуся долгому и такому приятному послевкусию.

 

С замечательной премьерой тебя, прекрасный, теплый и светлый город Владикавказ!

 

Мария ИСТОМИНА, г. Москва

(Специально для газеты «Владикавказ»)


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 7.06.2018 в 10:18

Пушкинский день России во Владикавказе

В рамках проведения Пушкинского дня России в Год литературы члены клуба любителей чтения «Читаем вслух и про себя» при Музее истории Владикавказа,

КУЛЬТУРА 10.11.2018 в 11:12

Лицеисты – на «Вершине успеха»

Осень для юных музыкантов Республиканского лицея искусств стала золотой не только в переносном, но и в прямом смысле этого слова.

КУЛЬТУРА 1.07.2021 в 10:27

Марат Уртаев. Полет.

В 1988 году во Владикавказ (тогда еще Орджоникидзе) приехала комиссия для отбора талантливых детей в хореографическую студию Пермского хореографического училища. Всего в студию было отобрано 12 человек: 6 девочек и 6 мальчиков. В их числе – Марат Уртаев.

КУЛЬТУРА 15.04.2023 в 08:28

Только путь души…

Искренне, сердечно поздравляя уважаемых православных со светлым праздником Пасхи, хочу подарить им, да и всем читателям свое стихотворение, написанное не за столом перед чистым листом бумаги, а то, что родилось непосредственно там, где отображенное в нем событие происходило.

КУЛЬТУРА 25.11.2023 в 08:04

Изабелла Цихиева: «Мой коллектив – моя сила»

Московский ансамбль народного танца «Скифы» довольно молодой, но динамично развивающийся коллектив. Ансамбль был создан пять лет назад и за столь короткое время уже успел зарекомендовать себя: он является лауреатом различных международных и всероссийских конкурсов.

КУЛЬТУРА 20.07.2019 в 09:48

«Большое сердце» юных режиссеров

Документальные фильмы о людях, которые делают добро, – именно так была сформулирована тема очередной, ставшей уже традиционной,

Все новости из категории: КУЛЬТУРА