КУЛЬТУРА

«Тарковский – наше все»…

4 апреля исполняется 90 лет со дня рождения Андрея Тарковского, советского режиссера театра и кино, сценариста, народного артиста РСФСР. Его фильмы оказали огромное влияние на зрителя и на развитие мирового кинематографа в целом. 

«Что лично для Вас Андрей Тарковский и его творчество?» – с таким вопросом мы обратились к представителям нашей киноиндустрии.

 

Ангелина Битарова, кинодраматург и кинорежиссер, член Гильдии режиссеров СК РФ: «С творчеством Андрея Тарковского впервые познакомилась, когда в душе зародилась мечта поступить во ВГИК. Я стала искать информацию в интернете и знакомиться с «глыбами» мирового кинематографа, конечно же, среди них был Тарковский. Первыми стали «Сталкер» и «Солярис», меня заворожила необычная атмосфера этих картин. Затем уже во ВГИКе нам показывали фильмы на специальной дисциплине. Больше всего мне нравится лента «Зеркало»: помимо психологизма сценария, меня вдохновил способ съемки. Каждый кадр – будто художественное полотно. В прошлом году, когда наша кинолента «Выжить нельзя погибнуть» участвовала в кинофестивале «Золотой витязь», специальный приз им. А.А. Тарковского получила картина «Андрей Тарковский. Кино как молитва», снятая великим режиссером. К сожалению, автора не было на фестивале, но это было маленькой ниточкой, которая соединяла всю историю кинематографа в единое целое. С днем рождения великого мастера Андрея Тарковского. Пусть его дело живет века».

 

Анна Кабисова, ведущая киноклуба «Синематека Владикавказ»: «С творчеством Тарковского я познакомилась, когда училась в Институте цивилизации. Это не киношкола, но именно там мне привили любовь к кинематографу. На лекциях по философии с Альбертом Михайловичем Дзандаровым мы смотрели «Сталкера», на лекциях Сослана Тасолтановича Мамсурова – «Соляриса». Я не буду говорить, что в восемнадцать лет смогла понять и оценить Тарковского: первые впечатления были противоречивые. Фильмы и цепляли какой-то тайной, и отталкивали сложностью. «Сталкер» оказался доступнее, может, потому, что мы разбирали монологи героев. А вот «Солярис» мы смотрели в тишине… Потом позже я сама посмотрела кинокартины «Иваново детство» и «Андрей Рублев». И много позже – «Ностальгию» – я не считала всю символику, но фильм мне очень понравился. Какая-то невыразимая печаль и безысходность в нем. Из того, что еще не видела, – это «Жертвоприношение». В киноклубе «Синематека Владикавказ» Тарковского мы показывали летом 2021 года, выбрали для показа фильм «Зеркало» – его самое автобиографичное произведение.

 

Сейчас, двадцать лет спустя после первого знакомства с творчеством Тарковского, его фильмы не кажутся мне сложными. Но я понимаю, что каждый раз в них можно открывать все новые истины. И именно этим они бессмертны». 

 

Вадим Цаликов, кинорежиссер, завкафедрой режиссуры Ростов-ского-на-Дону филиала ВГИКа: «Используя классическую фразу, скажу так: «Тарковский – наше все». Мы росли на его фильмах. Будучи еще студентами Владикавказского художественного училища, сбегали на показы его картин в тогда еще действующий в городе кинозал Дома офицеров. Вряд ли мы в полной мере осознавали в то время философию и притчевость его «Андрея Рублева», «Зеркала», «Ностальгии» и «Жертвоприношения». Скорее нас тянула изобразительная выстроенность его картин. Моим любимым фильмом в то время был «Солярис». Любим настолько сильно, что, когда выбирал тему дипломной работы, без всяких колебаний взялся за создание киноплаката-триптиха к этому фильму. Позднее, будучи студентом режиссерского факультета ВГИКа, переосмыслил его творчество, глубину неповторимого языка. Благодарен профессии, которая дала мне возможность общения с людьми, которые работали с Андреем Арсеньевичем и лично его знали. Это оператор Вадим Иванович Юсов и актер Юрий Владимирович Назаров. Благодаря им во многом по-новому открыл для себя режиссуру Тарковского. Сейчас, обучая студентов во ВГИКе, стараюсь прививать эту любовь к творчеству великого режиссера с их первых шагов в профессию».

Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 27.12.2022 в 09:07

В национальный музей передан антикварный капсюльный тромблон

Представители Управления Федеральной службы судебных приставов по Северной Осетии передали в Национальный музей РСО-А традиционный капсюльный тромблон турецкого производства середины XIX века. Антикварное оружие было изъято в рамках исполнительного производства о конфискации предмета культурной ценности в крупном размере.

КУЛЬТУРА 18.11.2021 в 08:03

Академисты во Владикавказе

В рамках проекта «Академия: традиции и новаторство» 15 молодых выпускников Санкт-Петербургской академии художеств

КУЛЬТУРА 30.11.2021 в 11:47

Жизнь в танце

Ансамбль «Алан» – национальное достояние Осетии.

КУЛЬТУРА 15.10.2022 в 07:20

Творчество Коста глазами детей

Союз писателей Северной Осетии и общественная организация имени К.Л. Хетагурова в честь 163-летия со дня рождения Коста Хетагурова объявили конкурс рисунка «Слово и образ». В нем приняли участие около 60 человек в двух возрастных группах: от 7 до 12 лет и от 13 до 20 лет.

КУЛЬТУРА 24.04.2023 в 19:22

«Мысли на холсте» Магреза Келехсаева

21 апреля в Нотно-музыкальной библиотеке Владикавказа (ул. Тамаева, 27) состоялось открытие персональной выставки народного художника России, лауреата Государственной премии им. К. Станиславского, лауреата Государственной премии К. Хетагурова, лауреата премии «Русская галерея – XXI век» Магреза Келехсаева «Мысли на холсте».

КУЛЬТУРА 7.11.2022 в 20:41

«Театральные эскизы» Магреза Келехсаева

В День народного единства в Музее театрального искусства РСО-А им. В. Тхапсаева открылась персональная выставка Магреза Келехсаева «Театральные эскизы». В экспозиции выставки больше всего представлено эскизов к шекспировским спектаклям Северо-Осетинского государственного академического театра имени В. Тхапсаева.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА