КУЛЬТУРА

В преддверии Дня российского кино

27 августа мы будем отмечать День российского кино. Всю эту предпраздничную неделю читайте на страницах газеты «Владикавказ» материалы, посвященные кино. В среду, кстати, пройдет большой круглый стол, посвященный судьбе Северо-Кавказской киностудии. А в сегодняшнем выпуске предлагаем вашему вниманию интервью с заведующим кафедрой режиссуры неигрового кино Ростовского-на-Дону филиала ВГИКА Вадимом Вадимовичем Цаликовым.

 

– 27 августа мы отмечаем День российского кино. Что для Вас значит словосочетание «российское кино»? Можете ли Вы сравнить два бренда: «советское кино» и «российское кино»?

 

– Для меня все же больше явлением, а не брендом остается советское кино. Можно много говорить об отдельных удачных картинах, которые появились в постперестроечное время, чуть захватив и последние годы, но это мизер и скорее редкостное исключение.

 

Основной же поток – коммерческая продукция, которая, собственно, и была «заточена» нашими продюсерами под мультиплексы с попкорном. Возьмите практически любой современный игровой фильм, его возможно посмотреть один раз и тут же забыть. Проблема здесь и в том, что в советское время создателем фильма был режиссер, он был главным творцом своей картины. Сейчас эта функция сместилась к продюсеру. Обратите внимание, часто используется выражение «От продюсеров таких-то фильмов», режиссер при этом даже не упоминается. Это еще хорошо, если вам попадется продюсер, немного понимающий, смыслящий в кино, а не только пытающийся воплотить свои околотворческие амбиции.

 

Полезная примета нашего времени, когда в некоторых кинотеатрах появляются ретроспективные показы отечественного кино. Это, кстати, некое мерило качества фильма. Посмотришь советскую классику и потом сравниваешь с современным «шедевром». Сразу становится понятно, что такое настоящее кино, а что «продюсерский кинопродукт», вроде бы снятый по голливудским лекалам, непременно с компьютерной графикой, но по своей сути – пустой. Да, конечно, меняется время, поколение, ритм и языковой стиль кино. Но вот только кинематограф у нас опять медленно разворачивается к тому, с чего он, собственно, начинался, – балаганному зрелищу, развлечению, привлекающему зевак. Кстати, к сожалению, это и мировая тенденция, если сравнивать уровень того же самого Голливуда или европейского кино 70–90-х годов с уровнем нашего времени. В более выигрышной ситуации в этом плане находится документальное кино, оно продолжает оставаться более авторским, более интересным и представляющим кино больше как вид искусства. Могу об этом говорить, поскольку часто приходится работать в жюри кинофестивалей и невольно сравнивать программу документальных и игровых фильмов. Различие налицо…

 

– Как заведующий кафедрой режиссуры Вы много общаетесь с кинематографической молодежью. Смотрит ли она советское кино? Или вы в годы учебы приучаете молодых людей смотреть российское кино? 

 

– Мы стараемся просто выработать у ребят хороший вкус. И у нас нет жесткого различия, что смотреть, а что нет. Проблема здесь заключается в том, что будущие режиссеры, поступая в институт, приходят к нам с очень скудным «творческим багажом». Они мало смотрят хорошие фильмы, мало читают, плохо знают элементарные азы киноискусства. Это такой своеобразный парадокс – в наше время мы, лишенные интернета, знали и видели больше, чем нынешнее поколение, которое за пару кликов может найти любой фильм, любую книгу. Было бы желание. Поэтому первый курс – это очень насыщенный экскурс, направленный на постижение кинематографической классики. Для многих студентов, кстати, просмотр одного отечественного фильма часто становится поводом пересмотреть и другие картины его создателя…

 

– Как Вы будете отмечать 27 августа в этом году?

 

– Буду активно работать, поскольку сейчас занимаюсь монтажом своего нового документального фильма, посвященного истории интересной семьи, точнее, двух братьев, один из которых живет в Брюсселе, другой – в Москве. Подробности увидите на экране…

 

– На кого Вы учите равняться молодежь в современном российском кино?

 

– По поводу равняться: это сложно. Примеры, конечно, есть. Но главным для будущих режиссеров, считаю, должно быть умение учиться быть личностью, творческой личностью, уметь воплотить свою идею и считаю донести ее до зрителя и оставаться преданным выбранной профессии. Хотя, конечно, режиссура – это больше состояние, стиль жизни. Для меня лично таким примером остается мой мастер Виктор Петрович Лисакович, у которого я учился во ВГИКе и которому в начале месяца исполнилось 85 лет. За время преподавания он выпустил восемь мастерских, большинство студентов которых успешно работают в кино…

 

– Много ли Вы сами смотрите фильмов современных российских режиссеров? Какие из них можете отметить?

 

– Все же стараюсь смотреть лучшее. Пожалуй, за последнее время таким фильмом можно назвать картину режиссера Михаила Косырева-Нестерова «Гранд канкан». Не буду передавать содержание, скажу только, что этот фильм можно назвать действительно большой творческой удачей маститого режиссера. Наверное, в силу того, что это кино о непростой жизни творческих людей, кино, заставляющее думать о многих подлинных и мнимых жизненных ценностях. Картина, кстати, отмечена главными и специальными призами отечественных и международных кинофестивалей, количество которых перевалило за 60 …

 

– У Вас учится молодежь со всего юга России. Есть ли ребята из Осетии?

 

– Да, и это можно считать хорошей новостью. В этом году в мастерскую режиссуры неигрового фильма поступил Георгий Урусов. Достаточно достойно прошел все творческие туры. Будем надеяться, что он хорошо проявит себя уже в качестве студента. Я уже говорил об этом: филиал ВГИКа в Ростове-на-Дону ждет наших абитуриентов. Для непосвященных напомню, что преподавание на факультетах – а это режиссерский, операторский, анимационный, продюсерский – ведут действующие мастера ВГИКа из столицы. Мы, по сути, живем между двумя городами, часто приезжая из Москвы к своим студентам. Так что мы всегда ждем талантливую молодежь в нашем вузе…

 

Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 10.07.2018 в 14:50

Помечтать о путешествиях «Вечером у камина»…

Теме путешествий было посвящено очередное собрание поклонников проекта «Вечера у камина»

КУЛЬТУРА 23.07.2019 в 11:07

Карающее колесо

Балсагово Колесо – Балсæджы цалх (Ойнони цалх) – небожитель, мифический персонаж в Нартовском эпосе, загадочное существо,

ОБЩЕСТВО 17.11.2021 в 20:35

«Понимание – дорога к миру»

16 ноября, в Международный день толерантности, во Владикавказе состоятлся круглый стол

ОБЩЕСТВО 6.10.2021 в 18:12

«Путь к успеху» для каждого молодого человека

Показать, что каждый может стать успешным при желании и определенных усилиях,

КУЛЬТУРА 19.04.2022 в 10:24

«Луч Осетии»

В минувшие выходные на объекте «Родовая башня Цаллаговых» прошел первый этнофестиваль «Луч Осетии». На фестивале побывали гости из ДНР и ЛНР.

КУЛЬТУРА 6.04.2022 в 17:14

От нартов до Норштейна

2022 год объявлен в РФ Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Во Владикавказском Доме кино разработана соответствующая тематическая программа на целый год.

Все новости из категории: КУЛЬТУРАОБЩЕСТВО