КУЛЬТУРА

«Венецианские строфы» во Владикавказе

Царица морей Венеция всегда была магнитом для людей искусства. Достаточно вспомнить хотя бы культовый фильм Лукино Висконти «Смерть в Венеции»… Город обладает феноменальной особенностью: воды лагуны защищают Венецию от захватчиков, а в наше время – от автотранспорта. Благодаря этому Венеция сохранила свой облик. Победа над временем – главная победа этого города. Мы видим Венецию такой, какой она была еще во времена Беллини!

 

Ровно половину столетия назад, в католическое Рождество 1972 года, поэт Иосиф Бродский впервые посетил Венецию. Он был так вдохновлен этим городом, что потом приезжал сюда семнадцать раз подряд в течение жизни. Венеции он посвятил шестнадцать стихотворений (знаменитый цикл «Венецианские строфы», 1982 год). Гравером Владимиром Наседкиным создана одноименная книга: она включает в себя 16 гравюр-иллюстраций Владимира к 16 стихам Иосифа Бродского из цикла «Венецианские строфы». Эта книга была впервые представлена на 54-й Венецианской биеннале современного искусства в библиотеке университета Ca’ Foscari в 2011 году.

 

В 2012 году этот же проект Владимира Наседкина был представлен в Риме в Museo Pietro Canonica а Villa Borghese, затем – в Москве, а теперь – во Владикавказе, в залах Северо-Кавказского филиала Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина (СКФ ГМИИ им. А.С. Пушкина). В экспозиции выставки представлены произведения, выполненные в очень редкой технике – ксилографии на самшите (кавказской пальме), сделанные Владимиром Наседкиным за последние сорок лет. Большая часть гравюр находится в коллекции Пушкинского музея.

 

– Стихи и гравюры напечатаны разворотами со специально изготовленных оригинальных деревянных форм (на самшите) в уникальной технике резцовой гравюры на дереве, – комментирует директор СКФ ГМИИ им. А.С. Пушкина Галина Тебиева. – Эта техника зародилась в середине девятнадцатого века, а обрезная гравюра на дереве – в пятнадцатом веке в самой Венеции. Развороты собраны в единый книжный блок и сопровождены аннотациями на английском и итальянском языках. Стихи напечатаны на русском языке. Тираж книги – всего 50 экземпляров.

 

– Я использую в своих гравюрах принцип недосказанности, незавершенности и эстетического намека, чтобы задать работу зрительскому восприятию и сделать его индивидуальным и таким же неповторимым, как и сам художественный процесс, – говорит Владимир Наседкин. – Берег моря, волна, лагуна, фрагмент пейзажа – все подчинено движению и свету, где серебристый тон гравюры не просто поверхность, а Пространство. Пространство со своими законами, полями напряжения, акцентами и перифериями, где пустоты и паузы несут основную ритмическую и эмоциональную нагрузку.

 

Доктор искусствоведения, профессор Андрей Толстой считает: «Иосиф Бродский – один из самых трудных авторов для прямых визуальных параллелей… Но работы Наседкина и не балуют прямыми аллюзиями. Просто в их броских силуэтах и контурах, подчеркнуто вдруг возникающих из серебристого марева гравюрных листов, есть та же острота и обнаженность взгляда, что и у поэта, некогда выхватившего и накрепко запечатлевшего в слове и «мокрую коновязь пристани», и «скрипичные грифы гондол», и «золотую чешую, всплывшую в канале окон».

 

В рамках выставочного проекта представлено два документальных видеофильма: в одном из них запечатлены все этапы работы Владимира Наседкина над гравюрами к циклу «Венецианские строфы». Можно увидеть, какая это сложная в техническом отношении, ювелирная работа. Здесь же, в музейной витрине, представлены инструменты, с которыми работает гравер.

 

В рамках экспозиции можно ознакомиться с художественным манифестом Владимира Наседкина «О минимализме». В нем он поясняет зрителям, что «темперамент и страсть – вещи разные». Суть минимализма он объясняет так: «Меньше слов и больше пауз». Как художник стал приверженцем этого направления в искусстве? «В конце 80-х годов прошлого века я несколько раз работал в Туркмении, в Каракумах: для меня безлюдье и бесплодность пустыни кажутся воплощением чистоты», – признается он.

 

Культурно-просветительский проект «Венецианские строфы» состоит из серии культурно-просветительских мероприятий, в частности, новогодних утренников для детей «Рождественская звезда. Праздник в Венеции», а также новогодних мастерских для детей от 7 до 12 лет с Татьяной Лагкути.

 

Выставка продлится до 31 января 2023 года. Не пропустите!

 

Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 31.08.2021 в 10:38

Новый сезон к старту готов

Совсем скоро осень, и по традиции театры открывают сезон. Для Академического русского театра имени Е. Вахтангова это будет уже 151-й

КУЛЬТУРА 13.09.2022 в 10:01

Экспозиция «Ангелы-хранители»

Одновременно с выставкой «Дорога к храму» в Национальном музее РСО-А (мы рассказывали нашим читателям о ней в прошлом номере газеты «Владикавказ») в Художественном музее им. М. Туганова открылась экспозиция «Ангелы-хранители». Обе выставки в головных музеях Владикавказа проходят в рамках празднования 1100-летия Крещения Алании.

КУЛЬТУРА 4.03.2024 в 22:31

Живая музыка Николая Кабоева

К 70-летию композитора

КУЛЬТУРА 10.02.2022 в 10:41

Уникальная коллекция

Национальному музею РСО-А переданы личные вещи советского военачальника, генерала армии, дважды Героя Советского Союза, Героя Монгольской Народной Республики, нашего прославленного земляка Иссы Плиева.

КУЛЬТУРА 10.08.2021 в 10:36

Профессия – режиссер

Вадим Цаликов. Кинорежиссер, сценарист, художник.

КУЛЬТУРА 13.07.2022 в 21:16

Финисаж выставки Андрея Касабиева

Персональную выставку художника из Цхинвала Андрея Касабиева (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство), открывшуюся 21 мая, несколько раз продлевали из-за большого зрительского интереса.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА