ОБЩЕСТВО

Владимир Гагкаев. Человек за кадром

Кинооператор Владимир Гагкаев жил и работал в Москве, но тематикой своего творчества и самой жизнью неразрывно был связан с Осетией.

Его отец – Казан Гагкаев – автор знаменитой монографии «Синтаксис осетинского языка». Много лет я собиралась записать воспоминания Владимира об отце, но не случилось… А в роковом 2020 году Владимир сам ушел из жизни. Вот как о нем вспоминают его друзья.

Жанна Дозорцева, музыковед: «Я познакомилась с Володей в доме Вероники Борисовны Дударовой, которая очень любила Володю и как человека, и как замечательного мастера. Почти все свои работы целиком, чтобы они прозвучали так, как она хотела в эфире, она всегда позволяла делать Володе, потому что он умел схватить главное в ее работе и показать ее всю: не только с ее жестким жестом, очень своеобразным, очень сильным, очень властным, но и чтобы было понятно, что за этим жестом стоит музыка определенного характера, определенного настроения. Я с большой симпатией относилась к Володе. Во-первых, я уважала его как профессионала, и, кстати, у меня сохранилось несколько его работ, которыми я очень дорожу: и запись очень хорошая, и изображение отличное. Володя был удивительным человеком: воспитанный, мягкий, очень внимательный к людям, очень образованный, прекрасно чувствующий музыку, ее красоту, ее величие. Он понимал индивидуальность автора так, как будто он был с этим автором лично знаком. Все было в работах Володи.
Я очень часто встречалась с ним в доме Вероники Борисовны Дударовой, потому что ни одно мероприятие, когда собирались друзья в доме, без Володи не обходилось. Володю все очень любили и вообще с ним было просто интересно общаться, потому что он всегда узнавал что-то новое, он знал о новых выставках, о новых спектаклях. Он мог посоветовать книгу, которая только-только выходила в свет, а он уже знал о ней. К сожалению, людей такого высокого интеллекта, такой воспитанности и красоты я почти не встречала. Среди людей, которые были дороги Веронике, я почти как к родственнику всегда относилась к Володе».

Тамара Бедоева, искусствовед: «Володя Гагкаев – фигура, известная в широких кругах московской осетинской общины многие годы. Я с ним познакомилась лет 26 назад. Мы готовили первый вечер встречи московских осетин в новом помещении на Новослободской. Я долго думала, кого из фотографов пригласить, чтобы достойно запечатлеть эту встречу как одну из страниц истории нашей организации. И все члены совета, а нас было 35 человек, в один голос назвали имя Владимира Гагкаева. Для меня это имя было незнакомо. Но тем не менее я позвонила ему на второй день, представилась. В ответ в трубке раздался такой теплый, бархатистый голос.
Я ему объяснила цель своего звонка. Не задавая лишних вопросов, Володя сказал: «Когда мы можем встретиться?» И, не ожидая моего ответа, предложил: «Если Вам удобно, завтра в 11.00». Это было в 1995 году. Встреча состоялась минута в минуту. Ровно в 11.00. Я про себя отметила эту точность. Передо мной предстал удивительно скромный, интеллигентный мужчина. Разговаривал он на полутонах. Тогда я подумала: настоящий представитель осетинской интеллигенции. Я поняла: этот человек – наш человек. За многие годы нашего сотрудничества он ни разу не подвел нас. Я видела, с каким почтением относились к нему наши старшие мужчины. Я помню слова Ирбека Кантемирова, председателя московской осетинской общины: «Володю отличают скромность, благородство, мужество, достоинство». Эти слова – слова человека, пронесшего через всю свою жизнь честь, достоинство, скромность фамилии Кантемировых. Эти слова дорогого стоят. Я об этом помню всегда. Через несколько лет нашего знакомства Володя создал семью. Женой его стала музыковед, доктор искусствоведения Татьяна Батагова. Они всегда были вместе: тихие, благородные, достойные. Танечка под стать Володе. Она большая умница. Я горжусь, что судьба свела меня с семьей Володи.
У меня на книжных полках лежат книги Тани Батаговой, к которым я периодически обращаюсь, когда готовлю творческие вечера осетинских музыкантов. У Тани и Володи выросли две девочки – настоящие «тургеневские барышни». Они скромные, талантливые. Думаю, они достойно сохранят семейные традиции благородства и интеллигентности».

Земфира Цахилова, киноактриса: «На съемках фильма «Капитан Немо» мы впервые увидели друг друга. Это было недалеко от Белгород-Днестровского, города на берегу Днестровского лимана. Володя подошел ко мне на пробах. Пробы были удачные, с одного дубля. Так вот, ко мне подходит молодой человек и говорит: «Вы осетинка?» Я отвечаю: «Да». Он говорит: «Я тоже осетин». Мы тут же обнялись, как бывалые родственники. Я Володе говорю: «Я здесь со своим сыном». Саше было тогда шесть лет. Сразу же они подружились, моментально. Это случилось, когда начались съемки.
А это было очень быстро, практически сразу после проб. На съемках я видела, с каким азартом Володя работал с камерой. Как он следил за кадром. На нем было много обязанностей: точная дислокация артистов, все декорации. В основном снимали мы в декорации, которую сделали, как корабль капитана Немо. Было тесно. Мне все время было жалко операторов, которые свою технику перетаскивали из одного места в другое. Съемки были интересные, особенно комбинированные, когда привозили аквариум и снимали через него.
В аквариум запускали несколько рыбок и гнали их в ту сторону, где шел кадр. И это очень непростая для оператора съемка, ведь впечатление должно было быть как от океана. Что касается внесъемочных дней, то там была прекрасная, широководная река-озеро. Володя брал лодку и они с моим Сашей уходили по этой реке далеко-далеко и о чем-то всегда живо говорили. Меня это поражало: о чем можно беседовать с ребенком? И когда они возвращались, Володя всегда говорил мне о моем сыне: «Он очень интересный парень». Мне всегда приятно бывает, когда наши люди несут в себе свет, добро. Его все вокруг любят, и он – осетин. Он выделялся своей скромностью и в то же время – деловитостью. Делал все, как надо. Он был человек на своем месте. А потом, после съемок, мы очень часто встречались с ним в Москве, в осетинской диаспоре. У нас в диаспоре ему доверялось все. Все важное, что у нас было. Наши с ним теплые отношения сохранились до последнего. Я входила в Совет диаспоры, и когда речь заходила о мероприятии, все говорили: «Надо Гагкаеву звонить». У Володи было все: и обаяние, и человечность, и профессионализм. Плюс ко всему я еще видела в нем замечательного папу. Чудный такой, трогательный отец. А потом мы стали соседями в Новом Переделкино. И в соседской жизни он был очень теплым. Альбом моих фотографий мне подарил: сейчас, когда открываю шкаф, вижу этот альбом… оставил такую добрую память о себе, что стереться она не может никогда. Он не жил в Осетии, но при этом был осетином в лучшем смысле этого слова».

Аким Салбиев, кинорежиссер: «Легкий в общении, улыбчивый и вдумчивый одновременно. Взгляд, который сканировал меру искренности человека. Именно эти слагаемые были видны при первом знакомстве с Володей. Ну еще бы! По знаку зодиака – яростный Лев, человек-восторг и человек-представление. Он таил в себе детскость и озорство, и будто его правая рука всегда оставалась на небольшой книжке, любимой с раннего детства, и никто не оспаривал его схожесть с героем. Просто Владимир Гагкаев вырос. Мы же так и не узнали, кем стал маленький принц. А для меня он бы был вот таким, как Володя. Любопытным и образованным, всеядным в технике и вдумчивым в жизни.

С отцом Володи я познакомился еще в 80 году, в СОГУ имени Коста Хетагурова, на факультете филологии, где я тогда учился. Володя много и вдохновенно работал на Одесской киностудии, где позднее я снимал свой дипломный фильм. Он был любимчиком режиссеров Станислава Говорухина и Георгия Юнгвальда-Хилькевича. Почему его любили? Да потому что такого ответственного человека еще надо было поискать! Наш с ним «московский» период стал плодотворным. Мы с Володей часто навещали нашу величайшую легенду – Василия Ивановича Абаева, филолога, языковеда, автора четырехтомного историко-этимологического словаря. Иной раз мне казалось, что Володя Гагкаев лучше знает биографию академика Абаева, чем сам Василий Иванович. Володя снимал каждую встречу. А когда на следующей встрече Василий Иванович что-то пропускал, он напоминал ему о том или другом этапе, на что Василий Иванович как-то сказал Володе: «Ну, послушайте! Я же не Пушкин, чтобы каждый свой год протоколировать! Тем более, я не веду дневников. Просто всегда было много работы». Каждый новый рассказ академика Абаева зависел от его настроения. Так и строились воспоминания ученого.

Однако все это подробно снимал Владимир Гагкаев. И количество этих съемок могло бы лечь в основу книги из серии «Жизнь замечательных людей».

Мы с Владимиром Гагкаевым сняли большой документальный фильм о величайшем дирижере ХХ века – народной артистке СССР Веронике Дударовой. Вероника Борисовна фильм посмотрела, и он ей очень понравился.

И еще – и, наверное, это главное в работе оператора – на съемках Володя ни с кем не церемонился. Звезда ли это, политик или просто музыкант. Именно это мне в нем и нравилось, потому что в эти мгновения и минуты он был в полете, окрыленный, вдохновенный. Полет, который продолжается в ином измерении».

Михаил Вайнштейн, журналист, сын Вероники Дударовой: «Я всегда восхищался его дружелюбием. Он был удивительно добрым человеком. На редкость добрым. Его доброта была безгранична. Я ни разу не слышал от него худого слова в чей-либо адрес. Он был очень гостеприимен. Он был великолепным семьянином. Его дочки, как он их любил и как он о них заботился! Моя мама говорила, что Татьяне очень повезло с таким умным и талантливым мужем. Он на днях рождения моей мамы всегда говорил такие слова, что их всегда хотелось запомнить. Вообще он для Вероники Борисовны сделал очень много. Его съемки удалось использовать в документальном фильме Султана Цориева «Крещендо» («Большие дирижеры маленькой Осетии»). Это фильм, в котором все дирижеры исполняют «Болеро» Равеля. Так было задумано, но Султану Цориеву не удавалось найти в архивах исполнение «Болеро» моей мамой – Вероникой Дударовой. Володя в день ее 90-летия сумел сделать съемку исполнения «Болеро» в Концертном зале им. Чайковского. И за пультом стояла Вероника Борисовна. Это был единственный фрагмент, которого не хватало, а вот Володя нашел у себя в архиве, когда к нему обратились.

Володя был настоящий аристократ духа. Мои девчонки (жена и дочка) просто обожали его. Когда такие люди уходят в мир иной, они оставляют след, который никогда не исчезает».

Мадина ТЕЗИЕВА

 

Владимир Казанович Гагкаев родился в 1943 году в Москве в семье профессора, доктора филологических наук Константина (Казана) Егоровича Гагкаева.

В 1960 году Владимир поступил в Музыкальное училище Владикавказа на отделение хорового дирижирования, а в 1964 году начал работать на Северо-Кавказской студии кинохроники помощником оператора. В связи с переездом в Одессу в 1965 году стал работать на Украинской студии документальных фильмов Одесского корпункта ассистентом кинооператора. В 1967 году перешел на Одесскую киностудию художественных фильмов, где за 26 лет снял 28 фильмов. В 1992–1993 годах работал во Владикавказе и снял документальный фильм о фермере Агкаеве «Хижина в горах». Десять лет, с 1993 по 2003 год, работал в Московском государственном физкультурно-спортивном объединении (МГФСО) видеооператором. Снял много разных соревнований, в том числе в 1994 году – Московские молодежные игры, в 1998 году – Всемирные юношеские олимпийские игры. Параллельно снимал видеосюжеты для телеканала «Телевидение Западного округа Москвы», для Северо-Осетинского телевидения (ГТРК «Алания»), для Московской осетинской общины. В 2004–2006 гг. работал в Международном общественном фонде развития киношкол имени С.М. Эйзенштейна у режиссера Б. Мансурова, снимал кинотрилогию «Сага древних булгар». В 2007 году был приглашен режиссером Г. Юнгвальдом-Хилькевичем снимать фильм о фильме «Возвращение мушкетеров». В 2009 году снял документальный фильм «Вероника Дударова» (режиссер А. Салбиев).


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 8.06.2019 в 10:08

Вячеслав Битаров встретился с представителями осетинского землячества в СЗФО

Положение дел и перспективы развития Северной Осетии Глава РСО-А Вячеслав Битаров обсудил с представителями осетинского

ОБЩЕСТВО 15.02.2024 в 08:43

ДЗЫРДЫ СТЫР ДÆСНЫ

Поэт, прозаик, журналист, Уæрæсейы Федерацийы æмæ Цæгат Ирыстоны культурæйы сгуыхт кусæг, Уæрæсейы æмæ нæ республикæйы фысджыты æмæ журналистты цæдисты уæнг Дауыраты Дамирыл сæххæст 85 азы.

ОБЩЕСТВО 7.11.2018 в 15:07

Путин поручил ОНФ обеспечить мониторинг «суперуказа» президента

Президент России, лидер Общероссийского народного фронта Владимир Путин поручил ОНФ

ОБЩЕСТВО 1.02.2018 в 12:53

Проклятия вместо благодарности

Десятки волонтеров Владикавказа отдают все собственные сбережения, тратят все свободное время на то, чтобы помочь маленьким пушистым комочкам,

ОБЩЕСТВО 1.08.2022 в 20:16

Зæрдæйæн — æхсызгон, зондæн — пайда

УФ-йы Профессион литераторты цæдисы цæгатирыстойнаг хайад у нæ республикæйы сфæлдыстадон интеллигенцийы иугæнæг артдзæст. Йæ сæргълæууæг, филологон наукæты кандидат Тменаты Дзерассæйы хъæппæрисæй иудадзыгдæр арæзт æрцæуынц музыкалон изæртæ, цæдисы уæнгты ног поэтикон æмæ прозаикон уацмысты æмбырдгæндты презентацитæ æмæ музыкалон изæртæ.

ОБРАЗОВАНИЕ 5.04.2024 в 20:30

Скоро в школу

Во Владикавказе стартовала запись детей в первый класс

Все новости из категории: ОБЩЕСТВО