ОБЩЕСТВО

Историк о работе с источниками

Вышла в свет книга «Именной список туземцам мужского пола Осетинского округа, составленный в 1863 году Комиссией по определению личных и поземельных прав,как исторический источник». О том, как шла работа над книгой, я беседую с доктором исторических наук Ислам-Беком Марзоевым.

– Вы работали с подлинниками посемейных списков. Что они из себя представляют?

– Это заполненные от руки бланки табличной формы. В них всего три графы. В первой графе указывалось число дворов.

Во второй графе писалось название обществ и аулов, имена и прозвища лиц мужского пола. Третья графа была предназначена для специальных отметок.

– Какую ценность эти данные представляют в качестве исторического источника?

– Через эту перепись до нас дошли сведения о жизни десяти осетинских обществ того времени, сведения о количестве населенных пунктов и количестве мужчин в них.

– Когда были введены в документооборот посемейные списки?

– При Александре II, в 1858 году. Посемейные списки велись в России казенными палатами и волостными правлениями. В 1863 году в Осетии «Комиссией для разбора личных и поземельных прав горцев» была проведена перепись мужского населения. Эти документы хранятся в Государственном историческом архиве Грузии.

– Были ли у Вас какие-то проблемы с получением доступа к этим материалам?

– Нет. Поехал в Тбилиси, там на месте узнал, какие документы нужны для работы в архиве, собрал их и получил допуск.

– Вы сказали, что эта перепись 1863 года охватывала все десять осетинских обществ. Какие именно?

– Алагирское, Дигорское, Зарамагское, Зругское, Закинское, Мамисонское, Нарское, Цейское, Куртатинское, Тагаурское. Всего 180 осетинских населенных пунктов. С точным указанием численности мужчин, сословной иерархии, воинских чинах.

– Сколько социальных групп было в Северной Осетии в 1863 году, за сто лет до моего рождения?

Мужское население было представлено пятью социальными стратами: алдарами, фасраглагами, кавдасардами, холопами и хехесами (лично свободными переселенцами из других осетинских обществ в Дигории). При этом некоторые представители Нарского общества обозначены российским термином «дворяне», а некоторые значатся как «отыскивающие дворянство». В некоторых из осетинских аулов проживали семьи кабардинцев, ингушей, кумыков.

– Насколько я понимаю, семьи тогда были очень большими?

– Да, большинство осетинских семей являлись нераздельными, то есть в них проживали все братья со своими семьями. Часто семьи насчитывали три поколения. Родители, их женатые сыновья и их женатые внуки. Например, как у Тати Тхостова из аула Даргавс или у Габата Таутиева из Верхнего Тменикау.

– Были тогда случаи, когда зять жил в семье своей жены?

– Единичный случай в селении Гизель.

– Мужские осетинские имена того времени сильно отличались от нынешних?

– Встречаются три группы имен: старинные осетинские имена, мусульманские и православные. Причем в одной семье могли встречатся имена из всех трех групп. Например, имена братьев Бола Уртаева из Какадура: Магомет, Алексей, Тепса.

– Какие из русских имен встречаются наиболее часто?

– Алексей, Александр, Георгий. Много мужских имен с окончанием «ко» (влияние соседней Кабарды): Афако, Кургуко и так далее.

– Какие сведения дает перепись о воинских званиях мужчин-осетин?

– Чины русской императорской армии имели представители двух сословий: феодалов и фарсаглагов. У осетин было тогда два генерал-майора, один полковник, пять подполковников, семь майоров, девять капитанов, пять ротмистров, шесть штабс-капитанов, два штаб-ротмистра, двадцать пять поручиков, двенадцать подпоручиков, двадцать прапорщиков, семнадцать корнетов, пятьдесят восемь юнкеров, один векиль.

– То есть военных у осетин было гораздо больше, чем священников?

– Священники тоже были: два упоминания. В Ардоне – Уба Сухов, и в Наре – Георгий Баладзев-Хетагуров.

– Собираетесь ли Вы продолжить работу в архивах Грузии?

– Надеюсь, что да.

Беседовала
Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 14.11.2023 в 08:44

ТÆРАЗЫЛ ÆВÆРДАУ СЫН НЫМАД УЫДЫСТЫ ХИСТÆР ÆМÆ КÆСТÆР

Айларты Измаил ныр не ʼхсæн нал ис. Фæцух стæм куырыхон хистæрæй, зондамонæг æмæ царды ахуыргæнæгæй. О, ахæм у нæ царды фæтк, хъыгагæн, æнæмæлгæ дунейы нæ цæрæм. Фæлæ уæддæр йæ царды скъола цæры, йæ рухс фæлгонц уыдзæн, чи йæ зыдта, уыдоны цæстыты раз. Бынæн нын цы фæллæйттæ ныууагъта, уыдон та стыр ахъаз фæуыдзысты алкæмæн дæр.

ОБЩЕСТВО 28.04.2023 в 21:46

«Спасибо за жизнь»

Благодарность героям – врачам скорой помощи

ОБЩЕСТВО 2.04.2024 в 09:11

Владикавказский трамвай вдохновляет

120 лет владикавказскому трамваю исполняется в этом году. К этой знаменательной дате Республиканский центр детского и юношеского туризма и экскурсий разработал и отпечатал тематический альбом-раскраску.

ОБЩЕСТВО 31.05.2018 в 10:03

Юбилейный и не последний

Во Владикавказе открылся 13 000-й по России универмаг крупной торговой сети федерального значения X5 Retail Group.

ОБЩЕСТВО 10.10.2022 в 19:17

Памяти архитектора

Культурная общественность Владикавказа понесла тяжелую утрату: на 76-м году жизни 7 октября 2022 года не стало заслуженного работника культуры России, заслуженного архитектора РСО-А, лауреата премии им. М. Камбердиева, руководителя Северо-Осетинского отделения Российского фонда культуры, профессора кафедры архитектуры СК ГМИ (ГТУ) Сослана Федоровича Цаллагова.

ОБЩЕСТВО 2.11.2022 в 19:32

УФССП – 157 лет

1 ноября в России отмечается профессиональный праздник сотрудников Федеральной службы судебных приставов. Уже 157 лет судебные приставы стоят на страже исполнения судебных решений, укрепления гарантий безопасности и порядка, утверждения принципов справедливости.

Все новости из категории: ОБЩЕСТВО