КУЛЬТУРА

«Кинокавказ-2022»

20 мая в Нальчике завершил свою работу III Открытый Северо-Кавказский молодежный кинофестиваль «Кинокавказ-2022». Предлагаем вашему вниманию интервью с участником фестиваля из Северной Осетии – владикавказским сценаристом и режиссером Ангелиной Битаровой.

 

– Ваш ролик «Я здесь» стал лауреатом фестиваля. Как возникла идея его создания? Как шла работа над ним?

 

– Социальный ролик «Я здесь» был создан в конце 2020 года по заказу республиканской газеты «Северная Осетия» в рамках антинаркотического медийного проекта «Перезагрузка». Мне обозначили тему, был написан сценарий, затем сняли его с оператором Сандро Цховребовым. Обратилась к артисту Владимиру Карпову, он посоветовал мне двух своих студентов с актерского отделения факультета искусств Северо-Осетинского государственного университета – Ивана Бессонова и Вадима Лимана; в кадре также Елена Таймазова (Лапина), которая согласилась мне помочь. Еще в рамках этого же проекта в 2021 году мы уже с Русланом Макиевым сняли короткометражный фильм «Точка невозврата» с Маратом Дзгоевым и Русланом Гагиевым в главных ролях. 

 

– Какие фильмы из конкурсной программы фестиваля произвели на Вас наибольшее впечатление? Чем они запомнились?

 

– К сожалению, мне удалось посмотреть не все фильмы, так как образовательная программа шла параллельно с показами. По трейлерам на открытии фестиваля отметила, что в номинации «Лучший короткометражный фильм» было много работ хорошего уровня. Из того, что мне удалось увидеть, очень зацепила казахская кинолента «Уличный поэт»: это история о столкновении поколений и исчезновении традиций. Там была интересная сцена, до мурашек, когда взрослый мужчина в национальном костюме приходит на рэп-батл к сыну и начинает читать рэп под игру на национальном инструменте. Очень современно и со смыслом. Фильм снят полностью на национальном языке. Это из того, что больше всего запомнилось. А так были еще хорошие работы. 

 

– Какие тенденции в развитии кино Северного Кавказа Вы можете отметить?

 

– Сейчас наконец образовывается киносообщество, в котором старшие вместе с младшими представителями киноиндустрии стараются восстанавливать киноискусство в регионах Кавказа. Очень много пишущих ребят, отлично снимающих. А главное, у молодежи снова появилась возможность учиться в киновузах, благодаря этому очень хочется верить, что будет возможность поднять уровень кинематографа на Северном Кавказе до той планки, на какой он был, или, возможно, еще выше. Но уровень растет, и какими-то отдельными частными историями, появляются новые и новые работы. 

 

– Какие из мастер-классов фестиваля показались Вам наиболее интересными?

 

– Без преувеличения, мне понравились все мастер-классы. Это были творческие встречи с режиссером Виталием Калининым, с нашим киноведом Индирой Черджиевой, с продюсером Бесланом Терекбаевым, с режиссером Мухамедом Черкесовым. Так как я по образованию кинодраматург, я получила огромное удовольствие от мастер-классов сценаристов Алексея Гравицкого и Сергея Чекмаева. 

 

Всегда ловила себя на мысли, что не знаю, какие вопросы задавать на конференциях или встречах, но на мастер-классе Алексея Гравицкого я не могла остановиться. Ведь это практик из современного кинопроизводства (Землетрясение» 2016 г., «Непрощенный» 2018 г., «Чикатило» 2021 г., «Папы» 2022 г., «Чикатило-2» 2022 г. и другие), который мог дать мне ответы не из книжек, а исходя из собственного опыта. И кстати, многие фильмы, сценарии к которым Алексей написал, я смотрела. И в основном это мой любимый жанр: драма, триллер, ужасы (ужасами я называю истории, которые страшны чисто по-человечески). Что особенно хочу отметить: помимо творческой встречи, нам удалось пообщаться со сценаристами сразу после круглого стола – мы все просто сели в фойе гостиницы и говорили до поздней ночи. Меня остановило лишь чувство смущения, так как всем нам нужно было вставать в семь утра и ехать на Эльбрус. Мне было неудобно более задерживать Мастеров, и я, вежливо поблагодарив, отстала от них… почти в два часа ночи. Я была удивлена: они не пожалели ни своих сил, ни времени. А мне было страшно интересно, потому что я не то что никогда не общалась с профессионалом жанра психологического триллера вживую – я и людей, которые нормально переносят подобные темы, в принципе нечасто встречаю. Для меня это было очень полезно. А Сергей Чекмаев поделился интересными инструментами и схемами, как действовать начинающему сценаристу. 

 

Вот за этот интенсив от обоих сценаристов – особая благодарность Arena One PRODUCTION. Тут уже речь не об эмоциональном наполнении. Я получила ответы на многие практические вопросы, необходимые  мне именно сейчас для работы над сценариями.

 

– Нужен ли нам во Владикавказе свой фестиваль?

 

– Думаю, нужен. Было бы приятно встречать кинематографистов на нашей земле. Вот, к примеру, «Кинокавказ» принял нас в Нальчике, а церемония награждения прошла на горе Эльбрус. Это незабываемо. Тут организаторы двух зайцев убивают сразу: кино популяризируют и туризм развивают. Хотелось бы тоже подготовить какую-нибудь мощную программу, пригласить крутых специалистов и познакомить людей из других городов с нашей культурой, привлечь нашу молодежь к активности. Это очень хороший опыт. Когда-то, помните, у нас два раза проходил кинофестиваль «Дирижабль» – Алан Бигулов был организатором, я была оба раза участником. Хорошо помню, как на первом кинофестивале был показ всех фильмов подряд, а их было, боюсь ошибиться, за 60, что ли, если не больше. И зал был не просто забит – люди сидели на ступеньках. Это был кинотеатр «Терек». Кино у нас в республике очень любят, и оно необходимо нам всем. 

 

А по поводу активности в творческой среде… Есть люди, которые вечно учатся и боятся начинать что-то делать, а есть те, кто чему-то научился и уже практикуется, думая, что достиг всего в своей жизни. Я же предпочитаю много учиться и параллельно много делать в своем направлении. В этом и есть фишка. Я была и участником на фестивалях, и членом жюри, и лектором или экспертом. Бывало, я, являясь преподавателем, параллельно училась в новом вузе или, например, режиссировала монтаж своего первого полнометражного фильма и одновременно училась в онлайн-киношколе – одно другому не мешало. Глупо думать, что ты знаешь абсолютно все. Я уже не говорю об опыте, знакомствах и получении эмоционального наполнения. Не надо зарываться только в теорию или, наоборот, заниматься только практикой без глубинных знаний. Во всем нужна мера, и все можно делать параллельно. Это и есть ключ к успеху, я так считаю!

 

– Спасибо за интервью.

 

Беседовала Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 30.01.2020 в 10:00

«Дохтыр Лена»

2020 год Указом Президента РФ Владимира Путина объявлен Годом памяти и славы. На страницах нашего издания, в постоянной рубрике

ОБЩЕСТВО 3.06.2022 в 22:07

Герои мультфильмов заговорили на осетинском языке

Во Владикавказе на открытом воздухе для детей проводятся показы анимационных фильмов на родном языке.

ОБЩЕСТВО 28.03.2020 в 10:20

Вячеслав Битаров: «Поручения президента России должны быть исполнены ответственно»

Готовность Северной Осетии к недопущению распространения коронавирусной инфекции обсудили участники очередного заседания

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 31.08.2022 в 18:49

3 сентября в РСО-А минутой молчания почтут память жертв Беслана

3 сентября, в День солидарности в борьбе с терроризмом, в 13:05 в Северной Осетии будет объявлена минута молчания в память о погибших в школе №1 в Беслане.

ОБЩЕСТВО 21.11.2017 в 15:30

«100 лет – полет нормальный»

Изящный самолетик из газеты, устремленный ввысь, готов вот-вот оторваться от земли. Символ, как  и название специального приза «100 лет – полет нормальный»,  очень точно отражает цель деятельности всей республиканской прессы и прежде всего ее печатного флагмана – «Северной Осетии». Вот только задачи решает она очень даже земные: ведь именно крепкая связь с читателем и является […]

ОБЩЕСТВО 15.04.2022 в 17:15

«Из летописи Владикавказа»

В историю России князь Александр Барятинский вписан как человек, который поставил точку в Кавказской войне и задал вектор созидательного развития Кавказа. Известен он и как основатель нашего города. 

Все новости из категории: КУЛЬТУРАОБЩЕСТВО