КУЛЬТУРА

Куырысдзау – странник в мир теней

В свидетельствах исследователей быта и культуры осетинского народа постоянно присутствуют эмпирические описания, в которых рассказывается о видениях и о людях, обладающих паранормальной способностью восприятия некой чувственной реальности. Здесь перед нами предстают свидетельства бытования у осетин визионерства – сложного социально-религиозного феномена, основанного на склонности отдельных индивидуумов к мистическим видениям.

 

Таких людей, обладавших способностью в определенное время перемещаться в загробный мир, в Осетии называют куырысдзау. Данное явление связано с аграрным культом горца-пахаря.

 

Обычно в ночь на Новый год отдельные жители села, наделенные даром перевоплощения, впадали в летаргический сон. Во сне визионеры перемещались в определенную область потустороннего мира, локализованную разными названиями: Куырыс, Бурку, Татартупп, Кор-ток, – откуда они должны были похищать зерновые злаки. Считалось, что вместе с зерном они забирали и благодать, обеспечивающую богатый урожай. И возобладавшая в новое время тенденция недоверия к разного рода видениям – наделение их ярлыком «суеверия», вытеснение мистики на периферию – не может заслонить обстоятельство, что в эпоху Античности и Средневековья видения составляли важнейшую часть картины мира.

 

Во время сна душа куырысдзау покидала тело и отправлялась на неведомый луг Куырыс, находящийся во власти умерших, на котором произрастали земные злаки, дающие урожай на будущий год. Прибыв на место, посланец живых должен был проявлять сноровку, чтобы похитить семена и избежать гнева покойников, охранявших поле. При этом среди куырысдзау были опытные путешественники, уже не раз бывавшие на волшебном лугу. «Луг этот ревниво охраняется покойниками; только заслужившие их доверие души безнаказанно могут вернуться домой, захватив с собою нужное количество зерен», – писал со слов старожилов исследователь М. Ковалевский. Отбивавшись от усопших, многие из куырысдзау получали «ранения», проявлявшиеся на теле темными пятнами. Средства вылечиться от такой раны не было; иногда она проходила сама собой, иногда же раненый, пробудившись ото сна, день-два стонал и после долгих мучений умирал. Таким образом «скончались» куырысдзау из сел Стур-Дигора – Асламирза Гунаев; Дзинага – Тако Кануков; Вакац – Налыкк Кокаев; Хихата – Мила Цховребов. «Человек же, душе коего удалось счастливо доставить чудные семена, торжественно рассказывал на Ныхасе о том, как он их похитил, какие опасности вынес, и, наконец, о том, что в их ауле будет в предстоящее лето необыкновенный урожай. Слушатели изъявляли ему свою благодарность», – описывает итог пути куырысдзау исследователь осетинского быта Б. Гатиев.

 

Аналогии подобного явления мы находим в Италии и на Балканах. В первом случае это отмечено в области Фриули – benandanti. Вот как описывает его известный исследователь К. Гинзбург: «Эти люди, обвиненные в 1570 г., рассказывали инквизиторам, что при смене времен года они впадали в летаргию. Говорили, что во сне они (или их дух), вооружившись ветками укропа, отправлялись сражаться в дальние поля со злыми колдунами, вооруженными, в свою очередь, стеблями сорго. Эти сражения велись из‑за плодородия земель». Подобное встречается у сербских и черногорских здухачей – людей, «обладающих способностью бороться с непогодой и защищать угодья от нападения атмосферных демонов. При приближении непогоды здухач впадает в сон, а его душа борется с бурей, принимая облик ветра или орла. Проснувшись обессиленным и уставшим, он обнаруживает на себе раны, полученные во время битвы».

 

…Феномен визионерства в аграрной сфере Осетии возник неслучайно. Горцам, постоянно обеспокоенным судьбой будущего урожая, было необходимо иметь общее представление о перспективах. Это позволило бы в случае неудачного похода куырыс­дзау экономнее использовать имеющиеся ресурсы или же выбирать для посева именно те злаки, которые смог «похитить» куырысдзау из мира теней. При этом если знахарки, гадалки, ясновидящие в основном выполняли заказ отдельного человека или семьи, то куырысдзау – всего общества. Это придавало им особый статус. Ведь на Ныхас не могли пригласить знахарку или гадалку, тогда как куырысдзау был обязан отчитаться перед обществом о результатах своего вояжа в Куырыс. Подобный высокий статус, кстати, был и у балканского здухача.

 

Особое отношение у осетин к куырысдзау было связано и с их жертвенностью во имя общественного дела, ведь случаи их гибели отмечались неоднократно. Любопытно, что и православные священнослужители отделяли куырысдзау от круга ведьм и гадалок. Так, известен даже факт служения одного из куырысдзау при церкви.

 

Конечно же, способности куырысдзау, наряду с уважением, не могли не вызывать и настороженности, хотя бы потому, что в свои походы они отправлялись верхом не только на неодушевленных предметах, но и на домашних животных. Общественное сознание чутко улавливало эту темную сторону феномена куырысдзау. Поэтому накануне Нового года всем ослам и лошадям привязывали железные предметы или черные повязки. Кроме того, на животных или на косяках дверей хлева делали значки свиным жиром, чтобы не дать возможности куырысдзау ездить на них в потусторонний мир. Но на отношении людей к куырыс­дзау эти предосторожности не отражались, все это считалось независящими от посланца издержками «профессии».

 

О гендерной составляющей куырысдзау. В научной литературе указывается, что ими могли быть как мужчины, так и женщины. Однако при анализе свидетельств необходимо отметить, что куырысдзаутæ являлись все же мужчинами. Об этом говорит и то, что в известных случаях гибели куырысдзау погибшими были именно мужчины. Кроме того, куырысдзау по возвращении должен был приходить для отчета на Ныхас, куда имели доступ только мужчины.

 

Вопрос о том, как становились куырысдзау, вызывает отдельный интерес. Возможно, определяющим было психофизическое состояние самого человека, способствовавшее развитию у него чувственного восприятия. При этом нет фиксации фактов наследования подобных качеств у потомков куырысдзау, хотя указывается, что их дети отличаются замкнутостью и несчастливой судьбой.

 

В советское время способности визионеров не были востребованы. Обобщенное хозяйство колхозов не вызывало у крестьян особой озабоченности, а небольшие приусадебные участки не могли обеспечить семье благосостояние. Поэтому информативная составляющая перемещений куырысдзау ограничивалась лишь рассказами о встречах с покойниками из села да указаниями на то, будет ли год дождливым или засушливым.

 

Таким образом, в основе практики куырысдзау лежат древнейшие народные представления о предстоящем урожае. Для нас же сегодня это еще одна яркая и завораживающая картинка из прошлого нашего народа.

 

Роберт КУЛУМБЕГОВ,
кандидат ист. наук


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 4.07.2022 в 22:08

Звезда по имени Цецилия

В Театре оперы и балета – филиала Мариинского театра в РСО-А в рамках цикла музыкально-исторических вечеров «Из летописи Владикавказа» состоялся вечер-концерт, посвященный памяти известной осетинской камерной певицы (сопрано) Цецилии Джатиевой (1923–1960).

КУЛЬТУРА 13.10.2022 в 07:03

Гражданин вселенной

В Республиканском доме дружбы народов (РДДН) состоялся брифинг с писателями Северного Кавказа, посвященный дню рождения основоположника осетинской литературы, поэта, драматурга, публициста, художника Коста Хетагурова. Брифинг был организован Министерством РСО-А по национальной политике и внешним связям и РДДН.

КУЛЬТУРА 27.09.2022 в 07:00

«Дни Эрмитажа в РСО-А» – подарок для жителей республики к 1100-летию крещения Алании

Уникальная выставка из собрания Государственного Эрмитажа «Реликвии Аланского царства» проходит в Национальном музее РСО-А при поддержке Главы и Правительства РСО-А.

КУЛЬТУРА 27.10.2022 в 07:56

Все лучшее – детям!

В Северной Осетии начались бесплатные показы фильмов для детей и подростков, проводимые в рамках IХ Международного фестиваля детского и семейного кино «Ноль плюс».

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 3.08.2022 в 12:21

Выставка «Фарн» во Владикавказе

В рамках Года народного искусства и нематериального культурного наследия народов России владикавказцы и гости столицы республики продолжают расширять свой кругозор и знакомиться с новыми художественными промыслами огромной страны. 2 августа в Выставочном зале Национального музея РСО-А (Горького, 8) открылась выставка-ярмарка «Фарн».

КУЛЬТУРА 11.01.2020 в 11:40

Под знаком созидания и творчества

2019 год завершился для жителей Владикавказа на приятной ноте и преподнес в качестве новогоднего подарка ряд социально значимых событий.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА