Культура

Мастер и оптимист. К 100-летию со дня рождения композитора Дудара Хаханова

Особое место в ряду основоположников осетинской композиторской школы занимает Дудар Соломонович Хаханов (1921–1995).

Заслуженный деятель искусств Северной Осетии, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат государственной премии РСО-А им. К.Л. Хетагурова, музыкант внес значительный вклад в национальную культуру, в частности в развитие академической музыки, музыкально-исполнительского искусства, науки о фольклоре. Яркость музыкального таланта, энергия и трудолюбие сочетались в художнике с любовью к Осетии и ее народу. Песни и кантаты, инструментальные пьесы и симфонии, хоры и концерты Д. Хаханова звучат современно, представляют собой художественное достояние, неотделимое от духовной и жизни этноса.

Будущий композитор родился в музыкальной семье: отец Дудара, Соломон Хаханов, был профессиональным музыкантом, кларнетистом, дирижером, руководителем духового оркестра; дядя, Борис Цховребов, – актером и гармонистом. Окруженный музыкальной атмосферой, мальчик в детстве научился играть на нескольких музыкальных инструментах, был активным участником музыкальных самодеятельных коллективов, ходил на занятия в музыкальную школу. На отлично окончив музыкальную школу по классу скрипки (на экзамене выпускник сыграл Концерт для скрипки с оркестром Ф. Мендельсона), Дудар в 1940 году поступил в Тбилисскую государственную консерваторию им. В. Сараджишвили как скрипач. Годы войны прервали обучение юноши, он вернулся в Цхинвал, где работал заведующим музыкальной частью Юго-Осетинского драматического театра. Молодой человек не только играл сам в театральном оркестре, но и стал сочинять музыку, оформляя спектакли. Композиторский дар проявился отчетливо, поэтому после войны Дудар Хаханов, решив продолжить обучение в консерватории, поступил не на исполнительское, а на композиторское отделение в класс профессора И.И. Туския.

По окончании консерватории молодой специалист включился в процесс формирования национальной музыкальной культуры: исполнительской и композиторской. Дудар Хаханов работал художественным руководителем Северо-Осетинского государственного ансамбля песни и танца, художественным руководителем Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии, художественным руководителем Северо-Осетинской филармонии. Для этих коллективов были написаны первые сочинения композитора, получившие широкое признание республиканской публики. Это Концерт для скрипки с оркестром, оратория «Певец народа» на стихи Г. Дзугаева, сольно-хоровые песни «Чызгай» на стихи Г. Дзугаева, «Мæ бæлон» на стихи В. Цховребова, обработки осетинских народных песен «Чепена», «Дади», «Сидзӕргӕс».

О результативности работы молодого художественного руководителя говорили успешные концертные выступления коллективов, в частности триумфальное участие Юго-Осетинского ансамбля песни и танца в декаде осетинского искусства в Тбилиси в марте 1957 года. Газета «Заря Востока» писала: «В дни декады большим успехом пользуются концерты Юго-Осетинского государственного ансамбля песни и танца под управлением Дудара Хаханова. Осетинские певцы и танцоры демонстрируют высокую технику исполнения, хорошее понимание народного песенно-танцевального творчества».

Практические знания и композиторская увлеченность осетинским музыкальным фольклором подтолкнули Дудара Хаханова к научной деятельности. Музыкант окончил аспирантуру Тбилисской консерватории и в 1972 году защитил диссертацию кандидата искусствоведения по теме «Осетинские народные песни». С этих пор свою композиторскую деятельность музыкант стал совмещать с исследовательской: работал старшим научным сотрудником Северо-Осетинского научно-исследовательского института истории, филологии, экономики. Хаханов собирал и изучал осетинский музыкальный фольклор, публиковал нотные сборники и научные статьи, среди последних – «Лады осетинской народной песни», «Мелодии осетинских нартовских сказаний», «Осетинские народные песни на стихи К. Хетагурова». Как составитель и редактор, музыкант подготовил к изданию несколько нотных сборников, в том числе он выпустил книгу «Ирон зарджытӕ Фыдыбӕстӕйы Стыр хӕсты хъӕбатыртыл» («Осетинские песни о героях Великой Отечественной войны»).

Человек энергичный, понимающий значительность миссии художника, Дудар Хаханов не избегал общественно-музыкальной деятельности. Широта устремлений проявилась в работе в качестве председателя правления Союза композиторов Северной Осетии, депутата Цхинвальского горсовета, члена Ревизионных комиссий Союзов композиторов РСФСР и СССР. Важной частью жизни композитор считал встречи со слушателями, консультации самодеятельных авторов и коллективов, участие в различных творческих советах и комиссиях, творческие поездки в селения и города республики. Любил и успешно выступал композитор в концертах симфонической музыки с исполнением собственных оркестровых сочинений.

В композиторском творчестве Дудар Хаханов проявил себя как масштабный и разносторонний автор: писал во всех музыкальных жанрах от песни до оратории, от пьесы до оперы и симфонии. Склонный к экспериментаторству, композитор любил открывать новые страницы в осетинской музыке, многое создавал впервые. Композитору принадлежит честь создания осетинской оперетты (спектакль Юго-Осетинского драмтеатра 1948 года «Ханзериффа»), осетинского балета, а также сочинений в таких редких жанрах академической музыки как Концерт для голоса с оркестром, симфония-концерт (Симфония-концерт №10 для фортепиано и симфонического оркестра).

В XX веке не один осетинский композитор мечтал о создании национального балета, но лишь Дудару Хаханову удалось не только завершить работу с либреттистами, написать партитуры сочинений, но и довести сочинительские замыслы и постановочные труды до реальных сценических версий. Так в 1965 году в балете «Ацамаз и Агунда» (либретто Д. Туаева), поставленном балетмейстером А. Псхациевым в Орджоникидзевском училище искусств, ожили образы осетинского нартовского эпоса. А постановка в 1979 году в Северо-Осетинском музыкальном театре балета «Хетаг» (либретто А. Хадарцевой) превратилась в праздник национального музыкально-театрального искусства. Историко-мифологическая тема, прекрасная музыка, профессионализм балетмейстера-постановщика А. Закалинского, дирижера П. Ядыха, художника В. Клементьева, исполнителей главных ролей С. Адырхаевой (Чабахан), А. Найфонова (Хетаг), О. Базаева (Монгол), М. Адырхаева (князь Аслан) – все по-настоящему взволновало зрителей и критиков.

Солистка Большого театра, народная артистка СССР Светлана Адырхаева признавалась после премьеры балета «Хетаг»: «Я видела радостные глаза своих земляков, слышала аплодисменты зрительного зала. Судьба мне дарила аплодисменты зрителей многих стран, но эти, наверное, самые волнующие… Музыка Дудара Хаханова удивительно мелодична, ритмична, зажигательна, эмоциональна, удобна для танца». Музыковед М. Якубов оценил мастерство композитора, написав в журнале «Советская музыка» «об оригинальности почерка композитора, о его природном ощущении танцевальной стихии», о том, что балетную музыку Д. Хаханова «стоило бы исполнить в Москве и в других наших музыкальных центрах».

Балеты «Ацамаз и Агунда» и «Хетаг» раскрыли подлинно театральную, образно-пластическую природу художественного мышления композитора. В сюжетах и драматургии балетов проявились эпические и лирико-драматические черты, в музыкальной стилистике – зрелищность, современные и народно-бытовые элементы.

Неординарность мышления привела Д. Хаханова к созданию Концерта для осетинской гармоники с оркестром. Вот уже полвека это сочинение остается одним из наиболее популярных произведений композитора. Причина востребованности произведения заключена не только в том, что автор написал талантливую музыку, но и в том, что он почувствовал запросы времени, увидел перспективы процесса академизации народно-инструментального исполнительства.

Мелодический и образно-поэтический дар композитора запечатлен в его песнях, хоровых миниатюрах, масштабных оркестровых и вокально-хоровых опусах, таких, как, например, Скрипичный концерт или детская кантата «Цвети и здравствуй, Иристон!».

В своих оркестровых сочинениях Д. Хаханов, как и положено композитору-симфонисту, искал ответы на ключевые вопросы человеческого бытия. История советской страны и России, история и культура Осетии, жизнь и духовный мир современника являлись основными темами его тринадцати симфоний, четырех концертов, нескольких оркестровых пьес. В симфонической музыке Хаханов предстает знатоком оркестрового письма, уверенно владеющим живописно-тембровой инструментальной палитрой. Автора привлекали яркие, сочные краски, национально окрашенный музыкальный язык, современные приемы изложения и развития материала. За Вторую симфонию «В.И. Ленин» Д. Хаханов был удостоен Государственной премии Северной Осетии им. К.Л. Хетагурова. Несколько оркестровых композитора сочинений были записаны на пластинки в исполнении симфонического оркестра Северо-Осетинской филармонии под управлением дирижера П. Ядыха. Среди них «Торжественная увертюра», Концерт для скрипки с оркестром (солист – И. Браиловский), «Осетинский вальс», «Осетия праздничная», две части из «Молодежной симфонии», Шестая симфония (солистка – Р. Джагиаева).

Рассматривая творческое наследие Д. Хаханова, нельзя не заметить, что столь же плодотворно, как в симфоническом, он работал в музыкально-театральном жанре. При этом сюжетика и образный материал опер, музыкальных комедий и оперетт композитора всегда был связан с национальной культурой. Опера «Ханты цагъд» написана на либретто С. Кайтукова по одной из осетинских легенд. Оперы «Огни в горах» (либретто М. Цагараева и И. Шароева) и «Кавказская горлинка» (либретто Д. Темиряева) посвящены революционным событиям и установлению советской власти в Осетии. Оптимистичный театральный дар и лирическая непосредственность высказывания автора способствовали успеху музыкальных комедий и оперетт «Вольная борьба», «Хамат и Зарина», «Наши дети и невестки», «Репейник», «Девушка на выданье».

Много лет Д. Хаханов сотрудничал с труппами Северо-Осетинского и Юго-Осетинского драмтеатров, работал с режиссерами З. Бритаевой, Г. Хугаевым, М. Цаликовым, М. Цихиевым, написал музыку к десяткам спектаклей. Музыка Д. Хаханова создавала атмосферу драматургической и эмоциональной подлинности в пьесах классического («Испанцы» М. Лермонтова, «Кровавая свадьба» Г. Лорки, «Кориолан» У. Шекспира), советского («Русские люди» К. Симонова, «Жили три друга» А. Успенского) и национального («Амран» Е. Бритаева, «Легенда об Одиноком» В. Гаглоева, «Честь отцов» Г. Хугаева) репертуара.

Когда-то, лет 40 назад, после исполнения очередной симфонии Д. Хаханова на Пленуме Союза композиторов РФ, дагестанский композитор Мурат Кажлаев подчеркнул, что симфония его осетинского коллеги «сделана на высоком профессиональном уровне, и, безусловно, в лице Хаханова осетинское музыкальное искусство имеет высокоодаренного мастера, способного решать большие творческие задачи».

Но и сегодня творчество Дудара Хаханова, отличающееся синтезом национального и европейского, традиций и новаторства, остается актуальным. Музыка композитора не устарела, она общительна и эмоциональна, понятна детям и взрослым, пульсирует искренностью, талантом и жизнелюбием.

Т. БАТАГОВА, музыковед, профессор МГИК


Похожие записи:

Культура

Театр – это жизнь, а жизнь – театр

Как же приятно окунуться в особую театральную атмосферу: билеты, программки, гардероб, ковровые дорожки в проходе, помпезные хрустальные люстры, бархатный занавес, а за ним…

Культура

Лицо осетинской кинематографии

Знаменательное событие произошло в четверг в Центральной городской библиотеке.

Культура

Марат Уртаев. Полет.

В 1988 году во Владикавказ (тогда еще Орджоникидзе) приехала комиссия для отбора талантливых детей в хореографическую студию Пермского хореографического училища. Всего в студию было отобрано 12 человек: 6 девочек и 6 мальчиков. В их числе – Марат Уртаев.

Культура

«Сцена без границ» подвела итоги

Восьмой фестиваль национальных театров «Сцена без границ» завершил свою работу.

Культура

Не хлебом единым… вопросы культуры обсудили во Владикавказе

На площадке «Открытого правительства» побывал интересный гость – министр культуры РСО-А Эльбрус Кубалов.

Культура

«Большое сердце» юных режиссеров

Документальные фильмы о людях, которые делают добро, – именно так была сформулирована тема очередной, ставшей уже традиционной,

Все новости из категории:Культура