Председатель правления Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов России, заслуженный работник культуры РФ Султан Цориев всегда готов к диалогу. А поговорить нам есть о чем.
– Султан Татарканович, Северо-Кавказская студия кинохроники официально перешла из федеральной собственности в республиканскую. С момента основания в 1946 году она всегда была федеральной собственностью и напрямую финансировалась из Москвы. По сути, у республиканского Министерства культуры нет опыта руководства киноиндустрией… Чего нам следует ждать?
– Опыт – это дело наживное, было бы желание. Ситуацию со студией я знаю хорошо. Моя профессиональная жизнь полностью связана с этой киностудией. Я пришел туда сразу после окончания школы в 1963 году. Пришел на должность ассистента кинооператора. Оттуда ушел служить в армию. В 1967 году поступил во ВГИК (Всероссийский государственный институт кинематографии имени С.А. Герасимова). После окончания ВГИКа снова вернулся на студию. Думаю, в итоге все сейчас сделано правильно: мы сохранили бренд с 75-летней историей, название «Северо-Кавказская» и получили площадку для дальнейшего развития кинематографа в республике.
– Насчет 75-летнего бренда… За 75 лет на студии были сняты тонны кинохроники всего региона в целом, так как корпункты были во всех субъектах Северного Кавказа. Сейчас все кино движется в сторону онлайн-платформ и онлайн-кинотеатров. Республика могла бы продавать бесценные кадры кинохроники, но у нас архива нет. Почему?
– Это сложная тема. Дело в том, что до 1963 года снимали на горючей нитратной кинопленке, самовозгорающейся. Для нее нужны были особые условия хранения. У нас таких условий не было. Мы все отправляли в архив в город Ялуторовск Тюменской области. В 1977 году, когда кинорежиссеру Рафаэлю Гаспарянцу понадобились кадры хроники открытия памятника Коста перед Осетинским театром для фильма о Хетагурове, тогдашний директор кинохроники Владимир Акоев выехал в Ялуторовск за бесценными кадрами. Все было в идеальном порядке. Никаких проблем с поиском не было. Но это был Советский Союз. После распада СССР судьба нашей части ялуторовского архива не вполне понятна. Долго рассказывать, этим надо специально заниматься.
– Хорошо. С 1946 по 1963 год снимали на нитратной основе и сдавали в архив в Ялуторовск. После 1963-го, когда пленка стала другая, куда все сдавали?
– Все снятое начиная с 1963 года хранилось у нас на студии. В конце 90-х этот архив передали в Красногорск. Директором студии тогда был Валерий Сабаев.
– И теперь в Красногорске мы должны покупать свои собственные архивы?
– Увы… Это дорогое удовольствие. Исполняющий обязанности генерального директора Северо-Кавказской студии уже назначен. Если он решит собрать архив воедино, мы как общественная творческая организация поможем всем, чем сможем. Пока к нам таких предложений не поступало.
– Вы на днях прилетели из Москвы, где работали в качестве члена Экспертного совета. Расскажите об этом.
– Три дня я принимал участие в заседаниях Экспертного совета Минкультуры России. Это были дебютные фильмы, игровые. Попутно защищал свой проект в секции неигровых полнометражных фильмов. Она проходила в Большом зале коллегии на первом этаже Министерства культуры России в Гнездиковском переулке. Каждый защищал свой проект очно. Регламент был очень жесткий – пять минут на презентацию. Три минуты отводилось на ответы вопросов экспертов. Результаты пока не знаю, они станут известны только в августе.
– Султан Татарканович, Вы неоднократно ставили вопрос о необходимости реконструкции здания владикавказского Дома кино. Что-нибудь сдвинулось в этом направлении?
– Да. Нас включили в план реставрации на 2024 год. Союз кинематографистов России взвалил эту ношу на себя. В России всего пять домов кино: Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Ростове и у нас. В головном союзе решили отреставрировать все пять домов кино.
– Кино – искусство молодых. Что Вы можете сказать о молодежном крыле Северо-Осетинского отделения Союза кинематографистов?
– Недавно приняли в члены союза Андрея Кононова. В этом году группа наших молодых людей штурмует ведущие киновузы страны. И это бывает каждый год. Еще раз повторю: дело не в том, что из Осетии нет молодых специалистов, а в том, что после окончания учебы они не возвращаются. И это всероссийская проблема, не только наша.
– Сейчас большое значение придается развитию регионального кино. Создан специальный Фонд развития регионального кино. Он уже провел первый конкурс среди документалистов.
– Да. И Осетия активно принимала участие в этом конкурсе. Победила заявка молодого члена нашего союза Фатимы Золоевой, с чем мы ее и поздравляем. Еще одна приятная новость: режиссер и сценарист Ангелина Битарова, молодой член нашего союза, вошла в десятку финалистов конкурса «Артмастер», проводимого «Мосфильмом». И это притом что конкурс был большой: заявки со всей страны подали 89 человек. 28 августа Ангелина вылетает в Москву на финал конкурса. Болеем за нее!
– Спасибо за содержательную беседу. До новых встреч!
– Подождите. Хочу через вашу газету пригласить всех на вечер памяти кинооператора Михаила Немысского. Он пройдет у нас в Доме кино 15 августа, в день его рождения. Мы продолжаем серию вечеров, посвященных нашим выдающимся мастерам.
Мадина ТЕЗИЕВА