КУЛЬТУРА

Владимир Тайсаев: роман с оперой

Солист Пермской оперы Владимир Тайсаев в 2019 году отметил свой 60-летний юбилей исполнением партии Князя Галицкого в опере «Князь Игорь» Бородина. Это широко освещалось в пермской прессе. Владикавказские меломаны ожидали, что юбилейные торжества пройдут и на Родине певца, в Осетии, но пандемия коронавируса перечеркнула эти планы…

 

СЕМЬЯ – НАДЕЖНЫЙ ТЫЛ

О работоспособности Владимира Тайсаева ходят легенды: он исполнил практически весь мировой басовый репертуар. Что помогает ему всегда оставаться в форме? Семья – его надежный тыл. Валторнисты, вокалисты, скрипачи, трубачи и пианисты… Таков состав большой и дружной семьи оперного певца Владимира Тайсаева. Старший сын Давид окончил во Владикавказе ВКИ им. Гергиева по классу валторны и одновременно – по классу вокала (баритон). Потом – факультет осетинской журналистики СОГУ. Проработал артистом хора в нашем Музыкальном театре (сейчас – филиал Мариинского театра).

Дочь Диана учится в Москве. Она – студентка третьего курса Академии имени Маймонида (РГУ им. А.Н. Косыгина) по классу скрипки. Учится у Евгения Левина (он был в свое время концертмейстером скрипок оркестра Большого театра).

Младший сын Дамир получил музыкальное образование по классу трубы в Екатеринбурге. В этом году он поступил в Российскую академию музыки им. Гнесиных (Москва).

Супруга Владимира – Фатима Нугзарова – пианистка, выпускница нашего училища искусств и Ростовской государственной консерватории. Здесь, во Владикавказе, она была концертмейстером солистов в нашем Музыкальном театре (ныне – филиал Мариинского театра). В Перми работала сначала концертмейстером оркестра, а потом – концертмейстером балета (ее стаж в Пермском театре оперы и балета – 25 лет). С прошлого года Фатима – концертмейстер в Большом театре. На мой вопрос, помогла ли в этом протекция Тугана Сохиева, Владимир отвечает: «Прошла по объявлению. Прочла на сайте Большого театра, что нужен концертмейстер балета, и выслала свое резюме. Пригласили на собеседование. По его результатам с ней заключили контракт, а Туган, наверное, даже и не в курсе, что она там работает».

 

ДЕТСТВО

Профессиональных музыкантов в семье Владимира Тайсаева не было. Отец, как любитель, играл на балалайке. Был, правда, музыкальный родственник Тамо Тайсаев. Владимир вспоминает: «Всегда хотел ему подражать. Любитель был Тамо, но какой! Брал в руки гармошку и показывал театр. Это была ходячая энциклопедия осетинского музыкального фольклора».

Учился Владимир во владикавказской школе №15. По его словам, детей там развивали всесторонне. Например, в школе был свой духовой оркестр при директоре Созаеве. Кличка у него была «Седой» – он был участник Великой Отечественной войны и рано поседел. У школы были свои приусадебные участки. Детям давали хорошие земледельческие навыки, и плюс ко всему они ели фрукты, выращенные своими руками. Незабываемые воспоминания!

 

ЖИВОПИСЬ ИЛИ ВОКАЛ?

Рано обнаружившаяся тяга к рисованию привела мальчика в Детскую художественную школу имени Тавасиева. Она тогда находилась на улице Нальчикской. После восьмого класса Владимир поступил в педучилище на художественно-графическое отделение. Он вспоминает: «Училище было сильным. Многие наши известные живописцы и скульпторы окончили его в свое время: Мурат Кабулов, Михаил Дзбоев, Лазарь Гадаев, Батрадз Дзиов, Заурбек Абоев…» Заведующим художественно-графическим отделением был легендарный Спартак Егорович Шагашвили. Преподавателями по специальным дисциплинам были такие величины, как Леонид Матвеев, Василий Мешалов, Валентин Мундиров, Николай Василенко, Георгий Кайтуков, Арам Шахбазян… Но и на художественно-графическом отделении студент Тайсаев не забывал своего увлечения музыкой: играл в ВИА под руководством однокурсника Сергея Иванидзе.

В нашем городе был в то время такой известный импресарио – Фарух Абдуллаев. Прошел слух, что он набирает группу. Прослушивания проходили в Клубе работников бытового обслуживания. «Все свободны, а тебя я беру», – таков оказался итог этого прослушивания. Но без своих друзей Владимир не хотел идти в создаваемую группу. «Тебе надо обязательно ставить голос», – сказал ему напоследок Фарух. Что это такое: ставить голос? Юноша этого не знал. Отец Владимира дружил с композитором Резваном Цорионти. «Ты умеешь ставить голос?» – спросил его при удобном случае Владимир. Резван Цорионти ответил, что умеет, ведь он окончил Ереванскую консерваторию не только как композитор, но и как хормейстер. В Союзе композиторов, прослушав Владимира, Резван Цорионти сказал: «Иди в училище, тебе надо обязательно учиться». К тому времени Владимир уже преподавал рисунок в Бесланской художественной школе и невольно подумал: «Опять учиться?», но все же пошел…. В училище искусств его встретили: Нелли Хестанова, Людмила Балык и Светлана Бацазова. Они прослушали его и взяли, хотя вступительные экзамены уже закончились. «Если бы они сказали тогда: «Приходи в следующем году», то не пришел бы», – уверен Владимир Тайсаев.

 

СТАНОВЛЕНИЕ

Первым учителем по вокалу в училище стала Мария Котолиева. Два года Владимир проучился у нее. А потом был набор в ГИТИС, в осетинскую оперную студию. «Я еще тогда параллельно учился на истфаке СОГУ, на вечернем отделении», – вспоминает Владимир. Неожиданный переезд в Москву и учеба в ГИТИСе дали очень многое. Художественным руководителем курса был назначен народный артист СССР Владислав Пьявко, а с третьего курса художественным руководителем стал народный артист РФ Матвей Абрамович Ошеровский, который хорошо знал Юг России (сам уроженец Ростова-на-Дону). С четвертого курса его сменил заслуженный деятель искусств РСФСР Юрий Александрович Петров.

С самого начала и до выпуска «осетинскую» студию вел уроженец КБР Олег Таубиевич Рахаев. Дипломный спектакль – «Прекрасная Елена» Оффенбаха – ставили с ним. Привезли спектакль сюда, в Осетию, чтобы показать осетинскому зрителю. Жаль, что Олег Рахаев остался в стороне: в потоке наград и благодарностей ему почему-то не нашли места. «Хотелось бы, чтобы республика поблагодарила его», – выражает надежду Владимир Тайсаев. Вообще, интересно, что дипломных спектаклей у этого курса было два: Юрий Александрович Петров поставил мюзикл «Обыкновенное чудо». В итоге дипломы ГИТИСа владикавказцы защитили двумя спектаклями: связано это было с тем, что на базе курса хотели создавать в Москве новый оперный театр-студию. Но ребята хотели служить оперному искусству Осетии и почти полным составом вернулись домой.

 

ШЕСТЬ СЕЗОНОВ ВО ВЛАДИКАВКАЗЕ

Дома Владимир с головой окунулся в подготовку партий мирового и национального репертуара. Фигаро и Бартоло в «Свадьбе Фигаро» Моцарта, Старый цыган в «Алеко» Рахманинова, Том и Самуэль в «Бале-маскараде» Джузеппе Верди, Мефистофель в «Фаусте», Король Рене в «Иоланте», Чезаре Анджелотти в «Тоске» Пуччини, Бертран в «Иоланте», Князь Франческо в оперетте Легара «Граф Люксембург», Мидас в оперетте австрийского композитора Франца фон Зуппе «Прекрасная Галатея», полковник Бишоп в мюзикле «Приключения капитана Блада» (постановка Руслана Мильдзихова)…

Из национальных опер Владимир пел партию Князя Наиба в опере Христофора Плиева «Фатима», Князя Бесола в опере Ильи Габараева «Азау», Анди в оперетте Христофора Плиева «Жених сбежал», Коста в опере-оратории Ачеева «Исповедь», Кубады в опере Христофора Плиева «Коста»… Спел на осетинском партию Фарна в оратории Резвана Цорионти (либретто Петра Урумова) «Зов земли»…

Плодотворным было сотрудничество с Булатом Газдановым. Мечта Булата Газданова создать трио в составе Собиев, Кабанов и Тайсаев осуществилась. Потом, в связи с отъездом Кабанова во Францию, в трио пришел Хугаев. Очень много осетинского репертуара было тогда подготовлено. Многие произведения прозвучали впервые. Впервые Владимир исполнил песню Шалико Тедеева «Кубады». «Веселые куплеты», «Вилли». С осетинским репертуаром много ездили по республике, подготовили специальную программу с участием Фаи Дзугаевой, Иссы Текоева и Батырбека Гуцунаева и с этой программой выступили во всех селах Ирафского района. Были поездки и в Южную Осетию…

 

ПЕРЕЛОМНЫЕ 90-Е

Но пришли трудные 90-е. Спектакли на сцене Музыкального театра стали идти крайне редко, начались перебои с зарплатой. Это побудило Владимира искать другой театр. Прослушивание в Перми прошло успешно, и с 1994 года он – солист Пермской оперы. Туда же прибыл Владимир Кабанов, вернувшийся тогда из Франции: он спел в Перми Герцога в «Риголетто», Фауста в одноименной опере Гуно, Альфреда Жермона в «Травиате»… «Климат в Перми резко континентальный. Не все его выдерживают, – поясняет мне Владимир Тайсаев. – Владимира Кабанова тянуло на юг, он перебрался в итоге в Ростов-на-Дону, а я так и остался в Перми». И не просто остался, а стал активным участником Клуба холодового плавания «Моржи Прикамья», но это уже другая история…

 

В ПЕРМСКОЙ ОПЕРЕ

Перечислить все партии Владимира Тайсаева в Пермской опере невозможно: он исполнил почти весь басовый мировой репертуар. Там он спел князя Галицкого в «Князе Игоре», Мороза в «Снегурочке» Римского-Корсакова, Бонзу в «Чио-чио-сан», Чезаре Анджелотти в «Тоске», Бартало в «Севильском цирюльнике» Россини, Гагели в опере «Тамара и Давид» Ханеданьяна, Феррандо в «Трубадуре» Верди, Гульельмо в «Cosi fan tutte» («Так поступают все») Моцарта, Собакина в опере «Царская невеста», Соленого в опере «Три сестры» Александра Чайковского, Абимелеха в «Самсон и Далила», доктора Дулькамару в «Любовном напитке» Доницетти, Фарлафа в опере «Руслан и Людмила», Фигаро и Бартоло в «Свадьбе Фигаро», Мефистофеля в «Фаусте», Цунугу и Эскамильо в «Кармен», Томского в опере «Пиковая дама»…

Запомнилась постановка «Травиаты» в Перми: американским режиссером Робертом Уилсоном. Дирижер – Теодор Курензис. Критики писали об этой постановке: «Этот спектакль как лед и пламень, как застывший на холоде шторм, как граница жизни и смерти…»

За 25 лет работы в Пермской опере Владимир объездил многие страны и большую часть России. Гастролировал с Екатеринбургским театром оперы и балета в Америке, с Ростовским театром оперы и балета в Шотландии, Англии, Ирландии… Есть в его оперной биографии и выступление в гала-концерте в знаменитом американском Карнеги-холл.

Поет на итальянском, французском, немецком языках…

Педагогическая стезя Владимира Тайсаева также насыщенна: в Перми долгие годы он преподавал в Институте культуры и искусства, в колледже вокал и актерское мастерство. «Сейчас в спектаклях часто встречаюсь на сцене со своими учениками», – говорит он. Таланты все в родстве. И еще он дает много благотворительных концертов.

Мадина ТЕЗИЕВА


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 13.12.2021 в 19:42

Хип-хоп-культура в Осетии

Людвиг Джиоев выиграл грант на съемки документального фильма «Хип-хоп Осетия» на молодежном фестивале

КУЛЬТУРА 1.06.2022 в 21:26

О патриотизме в кино

В первой декаде мая в Новороссийске проходил Открытый Российский фестиваль патриотического кино «Малая Земля». Организаторы кинофорума в этом году расширили конкурсную программу и дополнили ее короткометражными фильмами.

КУЛЬТУРА 17.12.2022 в 09:40

Литературная встреча

Очередная литературная встреча творческой студии «Дебют» владикавказской школы №28 состоялась в гостиной Мемориального дома-музея Коста Хетагурова. «Дебютовцы» представили на суд зрителей пьесу Коста Хетагурова «Дуня». Родители детей, студенты СОГУ и девятиклассники СОШ №28 с удовольствием окунулись в эпоху Коста.

КУЛЬТУРА 24.07.2023 в 19:54

Блестящее завершение сезона!

В минувшие выходные на сцене Театра оперы и балета филиала Мариинского театра в РСО-А состоялась премьера оперы «Трубадур» Джузеппе Верди. Эта опера, наряду с «Травиатой» и «Риголетто», входит в так называемый золотой треугольник Верди. Именно эти три оперы из его музыкального наследия исполняются чаще всего.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 29.09.2021 в 18:25

Грандиозный «Мариинский – Владикавказ»

C2 по 10 октября во Владикавказе состоится V Международный Кавказский фестиваль «Мариинский – Владикавказ».

КУЛЬТУРА 28.12.2021 в 10:38

«Коста»: опера Христофора Плиева

Сегодня Театр оперы и балета филиала Мариинского театра в РСО-А представляет оперу Христофора Плиева «Коста». Режиссер – Анатолий Галаов.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА