Уважаемые читатели, продолжаем делиться с вами воспоминаниями близких, коллег и учеников об Ирине Борисовне Кулаевой – певице и педагоге. Представляем вам эти материалы.
ИГОРЬ ЦХОВРЕБОВ: «ОНА НАУЧИЛА МЕНЯ МЫСЛИТЬ ПО-МУЗЫКАНТСКИ»
В начале 1990-х, после окончания торгово-экономического техникума, я поступил на вокальное отделение актерского факультета СОГУ. Через два года меня уже собирались отчислить. Ася Кулаева, узнав об этом, повела меня на консультацию к своей маме.
В первый день, прежде чем приступить к уроку, Ирина Борисовна сказала, что является наследницей школы итальянского певца-педагога Антонио Котоньи. Вся тонкость и радость обучения у Ирины Борисовны состояли в том, что в ее занятиях не было никакой теоретизации. Уважительное и серьезное отношение к музыке, к технологии процесса пения Ирина Борисовна внушала невербально, не говоря об этом специально. Она всегда исходила из того, что для каждого ученика естественно, но в рамках правильного академического пения: пения на опоре и на дыхании, в высокой певческой форманте, с свободной гортанью и т.д.
Ирина Борисовна не позволяла никому никогда ни одной секунды петь неправильным звуком. Она была как бы «большим ухом» с обостренной чувствительностью. Как только человек начинал форсировать звук, петь неправильно, бездыханно, она его останавливала и говорила: «Деточка, сделай это и это». И ученик ее понимал.
Ирина Борисовна сразу вложила в меня актерское начало, дав мне упражнения, рассказала о том, как их петь, как относиться к тому или иному упражнению. И я понял, что нужно идти от того, о чем я пою, а потом уже формировать гласные, согласные звуки, поднимать небо и т.п. По сути, она научила меня мыслить по-музыкантски. Не было никого маркирования – это плохо, а это хорошо. Пока я пел правильно, она молчала и улыбалась. О своих успехах я догадывался по ее улыбке, по счастливому выражению ее глаз.
Не каждый учитель может дать знания. Деспотично настроенные учителя давят на учеников. Ирина Борисовна была великолепным педагогом, который видит далеко в будущее, она никогда не давила на ученика, не злилась на него. К каждому она находила своего рода ключики, в каждого навыки и знания она вкладывала разными словами и приемами. Начинала с простых упражнений, деликатно разминала голос, как если бы мы разминали свои застоявшиеся мышцы. Если у ученика что-то не получалось, она спокойно объясняла, прибегала к метафорам, говорила языком аллегорий. И человек понимал, что и как нужно делать.
В СОГУ я тогда перешел в класс к Елкану Владимировичу Кулаеву. И параллельно продолжал заниматься с Ириной Борисовной. С ней мы за месяц сделали программу, с которой я отлично выступил на экзамене и затем поступил в Ростовскую консерваторию. Это был восторг!
Я видел Ирину Борисовну не только на уроках, но и на сцене, в опереттах Кальмана, Легара она играла роли пожилых комических героинь, пела дуэты, танцевала. Я видел искреннюю радость в глазах ее партнеров на сцене. Она была королевой бала, царствовала на сцене. Даже в небольших ролях. Она выходила как человек-событие. Появлялась на сцене – и сразу возникала биография этой героини. Сегодня я смотрю на Агунду Кулаеву и вижу в ней мамину доброту и по-женски монументальную мощность фамилии. Мне посчастливилось в «Кармен» петь с ней на одной сцене, почувствовать ее уникальную энергетику.
Для меня Ирина Борисовна была второй мамой. Когда я приезжал во Владикавказ, всегда шел на улицу Ватутина, 23, где меня принимали как дома. Вы не представляете, как я благодарен семье Кулаевых! Я многому научился у Ирины Борисовны как педагог и как певец, но больше как человек. Она научила меня ценить в людях порядочность. Благодаря ей я заболел «бациллой вокализма», научился постигать жизнь во всем ее разнообразии. Сегодня, помимо того, что я пою в Ростовском музыкальном театре, я преподаю, пишу картины, занимаюсь велосипедным, парашютным спортом и т.п. Ирина Борисовна дала мне смысл жизни, вдохнула в меня интерес к творчеству.
ВЛАДИМИР ТАЙСАЕВ: «НА СЦЕНЕ ОНА ПРЕОБРАЖАЛАСЬ»
С Ириной Борисовной Кулаевой мы выступали вместе в оперетте Франца Легара «Граф Люксембург». Я играл роль князя Франческу, комического старичка, а она исполняла роль Клементины, моей невесты. Эта героиня была тоже дамой в годах, и появлялась в спектакле в третьем акте.
Ирина была очень выразительной, забавной, в чем-то даже напоминала известную артистку оперетты Гликерию Богданову-Чеснокову, снявшуюся в роли Каролины в фильме «Мистер Икс». Клементина в нашей общей сцене пела свою песенку, и, конечно, как во всякой оперетте, эта песенка была с пляской. И хотя в жизни Ирина была спокойной, даже сдержанной, на сцене она преображалась, танцевала легко, пластика у нее была боевая.
Когда Ирина-Клементина появлялась на сцене, мой герой Франческу от неожиданности падал в обморок. Ирина меня должна была как бы опрокинуть, а я как князь должен был у нее на руках полулежать. Ей же надо было меня держать! Потом она на меня, как на утюг, брызгала водой, и я приходил в себя: «Ой, и какой паровоз тебя привез?» Ира так лихо, немножко с украинским акцентом отвечала: «Нэ паровоз! Я прилетела сюда на крыльях любви. И мы сегодня уедем первым поездом!»
Мы с ней выступали и в детских спектаклях. В «Золушке», например, она играла Мачеху, и это был пример отличного актерского перевоплощения. Ирина же была очень добрым человеком, а играть нужно было злую, вредную тетку. И Ирина здорово перевоплощалась. Она не просто играла и пела, как бывает иногда в тех случаях, когда певец-«звучкодуй» думает только о звуке. Ирина подходила к роли очень ответственно и серьезно. Видно было, что обязательная внутренняя работа предшествовала вынесению образа на сцену.
Я могу сказать, что как педагог Ирина Борисовна правильно вела своих учеников. Знаю, что у Кулаевой занимался солист Ростовской оперы Игорь Цховребов, мой родственник Олег Тайсаев. Она знала себе цену, но была скромна, не напрашивалась на работу в училище, не давала советов коллегам. Никогда мне не сказала: «Володя, ты неправильно поешь. Надо не так, а эдак». Она была тактичной.
Ирина никогда ни с кем не склочничала, не конфликтовала. Скорее могла махнуть рукой и уйти в сторону. Я не помню таких случаев, чтобы Ирина Борисовна с кем-то воевала. Елкан тоже был очень интеллигентным, приветливым человеком. Вообще это была интеллигентная семья.
В нашей профессии нередки случаи лести, подхалимажа, кое-кто торгует совестью, встречаются такие актеры-перевертыши. Но про Ирину Борисовну Кулаеву можно с полной ответственностью заявить, что она никому не кланялась низко, ни у кого ничего не попрошайничала, никому не перешла дорогу.
Любой человек, как комета: он оставляет после себя какой-то след. После одних людей остается след с едким, неприятным запахом. А другие люди оставляют след с благоуханием и запахом цветов. Ира оставила такой светлый след в жизни…
Подготовила Татьяна БАТАГОВА,
доктор искусствоведения
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)