КУЛЬТУРА

Любовь без антракта

Событием в культурном пространстве Владикавказа стал выход в свет книги Валентины Бязыровой и Тимура Кусова «В плену прекрасных муз», изданной владикавказским издательством «Перо и кисть» при содействии регионального отделения Союза журналистов России и регионального отделения «Культурного фронта России». Тираж книги (1 000 экземпляров) отпечатан за счет личных средств мецената, пожелавшего остаться неизвестным и написавшего слова посвящения на форзаце: «Выдающемуся земляку Евгению Багратионовичу Вахтангову от благодарного народа Осетии».

 

Авторы взяли эпиграфом к сборнику слова самого Евгения Багратионовича: «Жизнь моя на земле была бы пустой, если бы я не попал в Художественный театр».  Эпиграфом к первой главе «От авторов» стали слова великого русского критика Виссариона Белинского: «Театр – это подлинный храм искусства, при входе в который вы мгновенно отделяетесь от земли, забываете о житейских отношениях, здесь ваше холодное «я» исчезает, растворяется в пламенном эфире любви». «Пламенным эфиром любви» стала вся книга…

 

Валентина Бязырова назвала свое обращение к читателям «Орел!». Она цитирует слова народного артиста СССР Василия Ланового: «Когда еще студентом Щукинского училища я приставал к своим учителям, знавшим Вахтангова, с вопросом: «Ну кто же он, Евгений Вахтангов?» – они (особенно женщины) отвечали: «Орел!» И это, по мнению Валентины Бязыровой, не только ассоциация с природой Кавказа, его родиной, хотя «именно Кавказ дал Вахтангову этот ренессансный темперамент, страсть, полноту ощущения жизни – все то, с чем он, словно его родной Терек, ворвался в искусство, в систему Станиславского, оживив ее, наполнив яркостью и праздничностью», но и точное описание его характера.

 

Тимур Кусов свое обращение к читателю назвал не менее ярко – «Просветитель».

 

Ко второй главе «Вместо вступления» взяты эпиграфом редко цитируемые слова самого Вахтангова: «То, что не подслушано в душе народной, то, что не угадано в сердце народа, никогда не может быть долгоценным». Поэтическое посвящение Валентины Бязыровой великому земляку стало содержанием этой главы.

 

В следующую главу «Стал гордостью Вахтангов» вошло шесть подглав. Название одной из них – «В плену прекрасных муз» – дало название самой книге. В ней рассказывается о литературном творчестве нашего великого земляка. С 1902 по 1909 год Евгений Вахтангов печатался во владикавказской газете «Терек». Здесь публиковались его рассказы, очерки. Все они издавались под псевдонимами. Среди этих литературных зарисовок были и лирико-поэтические этюды, своеобразные стихотворения в прозе. Публиковались они под общим названием «Без заглавия». Приведем небольшой отрывок: «Стою на белой снежной вершине. Смотрю в бездну. Там, внизу, бешеный рев вод, рожденных вечными льдами.  То Терек поет песню гор и несет ее в долину…»

 

Девиз «Ни дня без строчки» стал в дальнейшем частью личности Вахтангова. Он писал каждый день в самых разных жанрах: эссе, письма, обращения, комментарии, заметки… После его смерти супруга Надежда Байцурова по крупицам собрала все, что вышло из-под его пера, – от стихов (он сочинял их с детства) до замечательных рисунков, через которые режиссер искал характеры своих героев. Очень важно, что авторы книги затронули тему литературного творчества Евгения Вахтангова. Надеюсь, что мы в будущем станем свидетелями выхода в свет сборника, в  который войдет не только  литературное наследие великого режиссера, но и его рисунки.

 

В следующую главу «Браво, Вахтангов!» вошли стихи как самого Евгения Багратионовича, так и поэтические посвящения ему и Владикавказу.

 

Главу «Говорят владикавказцы» составили отрывки из интервью программе «Культура» ГТРК «Алания»  художественного руководителя и директора Академического русского театра имени Е.Б. Вахтангова Владимира Уварова, воспоминания директора владикавказской гимназии №5 Марины Кулишкиной, ее заместителей  Марины Бутаевой, Ирины Губиевой, ведущего библиотекаря читального зала «Искусство» Республиканской детской библиотеки имени Д. Мамсурова Светланы Бацуновой, старшего научного сотрудника Музея театрального искусства РСО-А Жанны Такоевой, филолога Эммы Тотооновой и многих других.

 

Большой интерес представляет глава «Сообщает пресса. Осетия встречает гостей». В нее включены материалы, печатавшиеся в разные годы в республиканской прессе, в том числе материалы специального выпуска газеты «Владикавказ», посвященные открытию Дома Вахтангова в нашем городе.

 

Стоит отметить, что большим достоинством книги «В плену прекрасных муз» является богатый иллюстративный материал. Фотоматериалы и документы безвозмездно предоставлены Архивной службой РСО-А (из фондов Центрального государственного архива РСО-А) и владикавказской ордена «Знак Почета» гимназией №5 им. А.В. Луначарского.

Мадина ТЕЗИЕВА

 

Отрывок обращения к читателю Валентины Тимофеевны Бязыровой

 

В свое время я пересмотрела в Москве почти весь тогдашний репертуар Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова. В спектаклях был занят тот, прежний, легендарный состав актеров. Слов не было. Хотелось приходить сюда снова и снова. Задавала себе вопрос, почему так. Ответ был одним и тем же: здесь всегда живет удивительная простота; отсюда струится яркий свет; здесь радушно встречают; тут ты быстро становишься СВОЕЙ. Собственно, почти такое же чувство рождается и в наши дни, когда этот театр приезжает на гастроли во Владикавказ.

 

…Когда я начала работать над сборником, то, во-первых, поняла, что необъятного не объемлешь (имею в виду волшебное творчество самого Е.Б. Вахтангова); во-вторых, отчетливо пришло и осознание того, что далеко не все вообще нужно раскладывать по полочкам: многое в театре основано на чувствах, которые он может пробуждать, на том, что, как подчас говорят, первое слово дороже второго. Так и у меня. Не люблю, не умею и, главное, не желаю по косточкам разбирать, например, стихи. Даже считаю это занятие своего рода кощунством.

 

…Ну, а личность Вахтангова… Да что тут говорить, я все уже сказала в тех статьях, что публикуются в этом сборнике. Не помню, кто утверждал (предполагают, что это Станислав Куняев), будто добро должно быть с кулаками. Весьма спорно, хотя доля истины в чем-то все-таки здесь есть. Однако добро все же должно быть, очевидно, просто добром. И с ним надо идти к людям. А они (большинство из них) непременно разберутся в том, что есть что. Так и с красотой, и с чистотой, и со светом… Настоящее остается таким надолго, а порою и навсегда. Так вот Вахтангов – это и есть Настоящее. Это и есть Навсегда.

 

Евгений Багратионович оставил после себя целую театральную школу, перед которой не устоял даже гений К.С. Станиславского, утверждавшего, что, проживи Вахтангов еще с десяток лет, равного ему в мировом искусстве Мельпомены не было бы вообще, настолько Евгений Багратионович был прозорлив и недосягаем в чем-то непередаваемо высоком. И дело здесь, по-моему, вовсе не в его смелых экспериментах, даже не в его «фантастическом реализме». Кстати, само это название и у Вахтангова вызывало ряд вопросов, несмотря на то что он пытался по-своему объяснить это определение.

 

…Часто ловлю себя на том, что с великим удовольствием воспринимаю каждое слово, которое хотя бы в какой-то мере касается Евгения Багратионовича. Может, это потому, что более тридцати лет проработала в его альма-матер – владикавказской ордена «Знак Почета» гимназии №5 имени А.В. Луначарского; может, потому, что многие годы главными режиссерами там были Р. Симонов и М. Ульянов; может, потому что в свое время мы с классом сами приветствовали в гимназии вахтанговскую труппу. А может, потому, что как-то, приехав в Москву, мы всем нашим тогдашним 9 «Б» по контрамаркам попали в театр на новый спектакль.

 

Нас пригласили актеры, узнав, что мы из гимназии, где учился их мэтр. Беседовали с Михаилом Александровичем Ульяновым, который откровенно рассказал о том, как не сразу согласился быть главным режиссером такого прославленного театра. И все же принял назначение, выдвинув при этом свои условия: приглашать сюда талантливых постановщиков и опираться на достойный литературный материал. Рядом с народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда были и актеры театра. Все они только что окончили «Щуку» (так между собой ребята называли Щукинское театральное училище), все они были влюблены в систему Вахтангова, мечтали продолжить его дело: дарить людям свет, тепло, любовь и уважение к творческому труду, оптимизм, веру в завтрашний день, поиски себя в возвышенном и прекрасном. Думаю, что и теперешние вахтанговцы с честью несут его имя, потому что иначе просто не может быть!

 

И как тут не сказать об удивительном подарке нам, владикавказцам, сделанном прославленным театром, – замечательном Доме-музее великого режиссера, нашего дорогого земляка, и огромной роли в этом благороднейшем деле директора театра Кирилла Крока, который не иначе как через сердце пропустил все, что связано с этой чудо-сказкой. Наша благодарность безмерна! Ведь теперь у Евгения Багратионовича появился свой замечательный Дом, который помнит его ребенком, Дом, где он более двадцати лет жил, учился, откуда уехал в Москву. И этому все мы бесконечно рады.

 

В последнее время в связи с недавним юбилеем Вахтангова о великом режиссере – экспериментаторе и новаторе – написано так много не только статей, но и книг. Конечно, рождается что-то совсем новое, а что-то, как это и бывает, повторяется. В интернете появилась любопытная статья нашего земляка – журналиста Евгения Пантелеева – «Перелистывая жизнь». Особенно мне запомнился такой абзац:

 

«Он (Вахтангов) был лидером по натуре, но не таким, который старается командовать, а ведя за собой, может завести невесть куда. Нет, он стремился быть не впереди всех, а в центре. Он зажигал окружающих, воодушевлял и объединял. Позднее это стало стилем его режиссуры и наложило неизгладимый отпечаток на его театр до наших дней. В нашей стране было много талантливых режиссеров. Но нет понятия «мейерхольдовцы», «таировцы», «товстоноговцы» или «любимовцы». А «вахтанговцы» есть. И это не случайно». Лучше не скажешь!..»

Валентина БЯЗЫРОВА


Похожие записи:

КУЛЬТУРА 11.09.2021 в 08:35

Юбилейная выставка Татьяны Айларовой

Юбилейная выставка – это всегда повод взглянуть на творчество художника в ретроспективе

КУЛЬТУРА 22.03.2024 в 22:49

«Искусство своим»

22 марта в выставочном зале Национального музея РСО-А состоялась церемония открытия благотворительной выставки-продажи картин известных художников Северной Осетии «Искусство СВОим». Все вырученные от продажи средства будут перечислены в фонд помощи участникам СВО.

КУЛЬТУРА 9.11.2022 в 22:08

Все для победы!

Коллективы, подведомственные Министерству культуры Северной Осетии, проводят специальные концерты, спектакли, выставки. Собранные средства от продажи билетов пойдут в благотворительный фонд социальной поддержки «Иристон». Он создан для поддержки участников спецоперации на Украине и оказания гуманитарной помощи мирным жителям и беженцам. Благотворительные мероприятия уже прошли в Русском академическом театре имени Евгения Вахтангова и Государственном конно-драматическом театре «Нарты». […]

КУЛЬТУРА 13.09.2022 в 10:01

Экспозиция «Ангелы-хранители»

Одновременно с выставкой «Дорога к храму» в Национальном музее РСО-А (мы рассказывали нашим читателям о ней в прошлом номере газеты «Владикавказ») в Художественном музее им. М. Туганова открылась экспозиция «Ангелы-хранители». Обе выставки в головных музеях Владикавказа проходят в рамках празднования 1100-летия Крещения Алании.

КУЛЬТУРА 1.06.2022 в 21:26

О патриотизме в кино

В первой декаде мая в Новороссийске проходил Открытый Российский фестиваль патриотического кино «Малая Земля». Организаторы кинофорума в этом году расширили конкурсную программу и дополнили ее короткометражными фильмами.

КУЛЬТУРА 28.03.2022 в 18:49

Ирон æвзаджы кадæн

Алы æвзаджы дæр ис, цы адæм ыл фæдзурынц, уыдоны уд. Сæдæгай фæлтæртæ æнусты тарæй цырагъау фæхастой ирон æвзаг, йæ зæлынад ын аивæй  аивдæр кодтой. Аргъ кæмæн нæй, ахæм хæзнайау æй балæвар кодтой махæн. Абон нæ хæс у уыцы хæзна бахъахъхъæнын æмæ йæ дарддæры фæлтæртæм фæхæццæ кæнын.

Все новости из категории: КУЛЬТУРА