В России появилась новая кинопремия – «Золотая свеча». В лонг-лист кинопремии вошел новый фильм Вадима Цаликова «Мой друг доктор Мольс», об этапах работы над которым мы рассказывали на страницах газеты «Владикавказ».
– Вадим, Ваш новый фильм вошел в лонг-лист новой кинопремии «Золотая свеча». Что это за премия?
– В конце октября прошлого года в Москве состоялась пресс-конференция, посвященная созданию российской премии в области неигрового кино «Золотая свеча».
Как подчеркнул президент Международного кинофестиваля «Русское зарубежье», режиссер, продюсер, руководитель киностудии «Русский путь» и главный инициатор премии Сергей Зайцев, «…за последние 17 лет постоянное участие в показах ведущих российских режиссеров неигрового кино утвердило нас в мысли, что приз зрительских симпатий «Бронзовая свеча», который получали известные кинодокументалисты, давно изменил свой статус и стал профессиональной наградой».
Учреждение премии поддержало более 120 коллег: режиссеров, сценаристов, операторов, критиков, продюсеров… Сергей Зайцев подчеркнул, что с этого года на площадке «Русского зарубежья» будут проходить открытые показы десяти полнометражных и десяти короткометражных неигровых фильмов, отобранных на соискание премии.
– Насколько я помню, Вы – лауреат «Бронзовой свечи» за 2014 год.
– Да, за фильм «Беслан. Память». И каждый год 3 сентября на экране «Русского зарубежья» демонстрируется наш фильм. Это уже стало своеобразной традицией, и это очень важно для сохранения памяти о том, что случилось на нашей родине в 2004 году…
– Итак, Ваша новая картина – «Мой брат доктор Мольс». Знаю, что она была удостоена специального диплома кинофестиваля «Русское зарубежье». Получается, это будет вторая премьера фильма в рамках показов номинантов премии «Золотая свеча»?
– Первое представление картины состоялось в рамках конкурсного показа фестиваля. Кстати, демонстрировался и предыдущий фильм этой дилогии «Бельгийские москвичи», которому в этом году исполнилось десять лет. В марте мы будем делать уже полноценную премьеру новой картины. Основное событие, которое планируется, – это приезд на показ ленты главного героя фильма, бельгийца с русскими корнями, доктора Сержа Мольса. У нас был сложный период, связанный с окончанием съемок картины, поскольку вмешалась пандемия и наш герой так и не смог добраться до Москвы. Пришлось даже менять из-за этого сюжетную линию картины.
– В чем, на Ваш взгляд, сложность работы с молодым поколением будущих режиссеров?
– Режиссура – это не просто сумма накопленных знаний, эрудиция. Это еще и определенный жизненный опыт, которого у молодых людей, приходящих к нам сразу после школы, просто нет. Я сам поступил во ВГИК, когда мне было уже 25. За плечами были армия, Владикавказское художественное училище и несколько лет обучения в Академии художеств. Главное для тех, кто приходил во ВГИК с определенным жизненным багажом и что их выгодно потом отличало от других, было умение общаться с разными категориями людей в разных ситуациях и умение по-взрослому оценивать их. Давайте хотя бы вспомним нашего известного кинорежиссера Вадима Абдрашитова, который успел до поступления на режиссуру проучиться в техникуме железнодорожного транспорта, окончить химико-технологический институт и несколько лет проработать на заводе в должности руководителя производства. Вот где была школа жизни.
– Сегодня, к сожалению, уходит от нас целое поколении выдающихся актеров. Но вот кто приходит на их место?
– Время идет, в чем-то, безусловно, меняются законы восприятия, ритм, стиль игры. Но дело даже не в этом. Представители предыдущего актерского поколения прежде всего сильные личности. И вот эта харизма выгодно отличает их от многих современных актеров. Я в последние годы часто общаюсь с Юрием Владимировичем Назаровым, который снялся в двух моих последних документальных фильмах. Наверное, не стоит напоминать про диапазон его ролей, не говоря уже об их количестве, начиная от князя в «Андрее Рублеве» или, например, отца в «Маленькой Вере».
Но вот что действительно поражает в нем – так это сильный стержень внутренних убеждений, постоянное самоусовершенствование и радость восприятия жизни со всеми ее плюсами и минусами. Вероятно, поэтому в свои 86 он по-прежнему в форме, по-прежнему востребован в кино, снимаясь сегодня в Москве, а завтра, например, в Белоруссии, и вызывает истинное уважение как человек и профессионал.
– Ваши творческие планы в 2023 году?
– Этот год предвыпускной для моей режиссерской мастерской, когда ребята начинают готовить свои дипломные проекты, сценарии. И это очень серьезная работа, которой у меня с ними будет посвящено много времени. Ну и конечно, это фестивальный год для моего нового фильма «Мой друг доктор Мольс».
– Спасибо за интервью.
Мадина Тезиева