КУЛЬТУРА

Разговор с вечностью

Аслан Хетагуров – художник-монументалист, заслуженный художник РСО-А, директор Владикавказского художественного училища имени Азанбека Джанаева. Он один из немногих художников в нашей республике, кто работает сегодня в технике мозаики. Специально для наших читателей Аслан Казбекович рассказал о тонкостях одной из самых древних и интересных техник живописи.

 

– Аслан Казбекович, сколько художников сегодня работает с мозаикой в Северной Осетии?

 

– Немного, всего три человека. Я, Захар Валиев и иконописец Самсон Марзоев. Я в свое время работал с коллегами над мозаикой, которая расположена на стене Мемориала Славы. Она выложена в технике флорентийской мозаики, там использовался природный камень. Мы рисовали изображение на картоне в натуральный размер и потом большими блоками в рулонах доставляли фрагменты на самолете в город Долгопрудный. Там на специальном комбинате по нашим картонам мастера вырезали из кусков цветного мрамора мозаику, а мы контролировали этот процесс. После этой работы мы вместе с Захаром Валиевым работали над мозаичной иконой Богоматери для трапезной женского монастыря.

 

– В нашем городе до сих пор можно встретить на зданиях многоквартирных домов большие изображения из мозаики. Но все эти дома были построены давно. Почему новостройки так не украшают?

 

– Потому что мозаика – довольно сложная техника, которая требует много времени и средств. В советское время в определенный период действительно случился бум на мозаичное украшение зданий. Это мы видим и сейчас – и не только на многоквартирных домах, некоторых остановках общественного транспорта, дворцах культуры, но и на каких-то промышленных объектах. Это был один из способов разнообразить однотипную серую застройку. Изначально изображали зарисовки из жизни трудящихся, передовиков труда, лозунги. Потом появился национальный компонент – сюжеты, орнаменты. Но со временем от этой практики отказались. Сейчас мозаику чаще всего применяют в церковном искусстве.

 

– Расскажите о технологии работы, насколько это сложный процесс?

 

– Есть несколько техник. Например, я в основном работаю в технике обратного набора, хотя сейчас популярнее прямой набор, когда на готовый картон сверху кладут целлофан и пластиковую сетку, а потом наносят специальный плиточный клей, на который выкладывают смальту. Работу нужно по частям выкладывать, все элементы мозаики, а когда все подсохнет, можно переносить на стену. Крепится на стене все также на плиточный клей. Такая техника позволяет выполнить работу быстрее, и так легче выкладывать мозаику на криволинейные поверхности, например арки. Но есть особенность: такая мозаика лучше сохраняется внутри помещения. Под открытым небом она не так долговечна. Поэтому я предпочитаю технику обратного набора. Она предполагает первичное выкладывание мозаики лицевой стороной вниз, по картону, на резиновый клей. После завершения «сухого набора» все армируется и заливается бетоном. После высыхания бетона готовые блоки мозаики монтируются на стене. Так как я использую резиновый клей, это позволяет мне вносить коррективы во время набора. Обратный набор подразумевает больше черновой работы, она более энергозатратная, но зато такая мозаика больше простоит под открытым небом. Это уже, как говорится, на века.

 

– Расскажите, над каким проектом Вы работали в последнее время?

 

– Вместе с Захаром Валиевым мы три года работали над мозаикой для монастыря, который строится над селением Цъорбис в Южной Осетии. Это фамильное святое место Тедеевых. Нас пригласил Дзамболат Ильич Тедеев, который сначала восстановил там старую церковь, а потом у него возникла идея построить рядом монастырь, для которого необходимо было изготовить мозаичные иконы. И вот почти три года у нас ушло на эту работу. Вложили много сил и энергии, некоторые фрагменты лично по многу раз разбирал и собирал после доработок, чтобы добиться максимальной законченности. Но я это все делал осознанно, потраченных усилий мне не жаль. Результат того стоит.

 

– А сколько простоит такая работа?

 

– Думаю, лет 500 точно. Мозаика состоит из стекловидной массы. Если на нее не оказывать физического воздействия, то она простоит сколько угодно. Если вандалы ее не разрушат, то эту мозаику увидят наши потомки. Поэтому, когда делаешь мозаику, ты должен понимать, что она должна быть или безупречно сделана, или же лучше вообще не браться за нее.

 

– В Вашем училище студентов обучают мозаике?

 

– В основной программе такого предмета нет, но студенты обучаются этой технике в качестве факультатива. Мне кажется, это для них только в плюс, так как в дальнейшем они смогут при необходимости выполнять и такую работу. К тому же я ищу возможность, чтобы студенты могли выбирать эту технику в качестве дипломной работы. Но должен сказать, что не каждый осилит такую работу. Она сложна и физически, ведь надо часами вручную ломать кусачками смальту, выкладывать картину из тысяч мелких частей, и так день за днем. А еще это сложно морально, у некоторых нервы не выдерживают, ведь лицевую сторону работы не видно. Так что мозаика не всем легко дается.

 

– Если столько сложностей, то за что Вы любите эту технику?

 

– Просто она самая долговечная, это твой след в истории. Картину можно повесить на стену и в любой момент снять и убрать. А мозаика останется неизменной и недвижимой на годы и столетия. Это разговор с вечностью, ты уже не на короткую перспективу что-то делаешь, а смотришь за горизонт событий. Конечно, это ни с чем не сравнится.

 

Беседовала Зарина МАРГИЕВА


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 1.06.2022 в 20:40

Улыбок и как можно больше солнца!

На сцене рождается сказка. В Академическом русском театре им. Е. Вахтангова малыши отпраздновали свой самый главный праздник – Международный день защиты детей. Для них здесь была представлена постановка «Волшебная лампа Аладдина».

ОБЩЕСТВО 13.04.2022 в 17:48

Руслан Кабалоти – жизнь в песне

Гость редакции сегодня – Руслан Кабалоти, заслуженный артист Республики Северная Осетия – Алания, лауреат международных и всероссийских музыкальных конкурсов, председатель Северо-Осетинской региональной общественной организации содействия молодым талантам «Карусель искусств».

ОБРАЗОВАНИЕ 16.11.2023 в 08:26

В каком возрасте в школу: в 6 или в 7?

В каком возрасте отдавать ребенка в школу, чтобы не навредить детской психике? Какие навыки он должен освоить до первого класса и как тренировать их дома? Какая роль в подготовке отводится родителям? Об этом наш разговор с психологом Зариной Албеговой, которая имеет почти 20-летний опыт работы, 15 из которых – педагогом-психологом в Республиканском лицее искусств.

ОБЩЕСТВО 9.07.2022 в 00:10

Опыт старших для подрастающего поколения

В детском оздоровительном лагере «Звездочка» вот уже в пятый раз действует детский и подростковый тематический профориентационный лагерь Media Camp. Программа профильной смены предусматривает обучение навыкам журналистского мастерства, практические занятия по различным видам и жанрам журналистики, развитие коммуникативных качеств участников.

ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ 31.08.2021 в 10:26

Северной Осетии переданы на хранение исторические боевые знамена

На закрытии военно-технического форума «Армия-2021» по указу Президента РФ и приказу министра обороны РФ военнослужащие

ОБЩЕСТВО 7.08.2023 в 23:29

ХУССАР ИР НÆ БАСАСТ!

8-æм августы 2008 азы Гуырдзыстоны æфсад мæнгардæй Цхинвал æмæ Хуссар Иры фылдæр хъæутæ фестын кодта цæхæр, фæлæ Хуссар Ир нæ басаст. Уæрæсейы фидар къахдзæфы фæрцы сæрибар бафтыд йæ къухы.

Все новости из категории: КУЛЬТУРАОБЩЕСТВО