ГЛАВНЫЕ НОВОСТИ

С музыкой в сердце

Штрихи к творческому портрету Анатолия Галаова

 

ПРИВЫЧКА К ТРУДУ БЛАГОРОДНАЯ

 

Часто летом мальчик приезжал в Цъамад к родственникам по линии матери – Черчесовым. В доме знаменитого Сослана Черчесова в честь него резали барашка. По древним осетинским обычаям так положено встречать племянника. Анатолий помогал косить траву, пасти скот, заготавливать корм скоту на зиму. Даже будучи студентом ГИТИСа, он на лето приезжал сюда. «Скошенную траву с высокогорных полян спускали вниз на лошадях, – вспоминает он. – До сих пор помню этот запах».

 

«ПЕСНЯ ПЕРВОЙ ЛЮБВИ»

 

В Салугардане (Алагире) был клуб. «Играли спектакль «Сыновья Бата», – вспоминает Анатолий. – Нравилось, что постановка на историческую тему: играли в настоящих черкесках, с шашками, с кинжалами наперевес». Тогда он впервые почувствовал волшебство сценического искусства. А вот мечта о кино родилась так: тетя по отцу, Тамара, забрала его в Мизур, в интернат (она работала там бухгалтером). С пятого по восьмой класс он учился в Мизуре. Жили вчетвером в одной комнате. Там он приучился стирать, убирать, гладить – обслуживать самого себя (этот навык ему очень пригодился в дальнейшем, в годы учебы в Москве и жизни в студенческом общежитии). В мизурский клуб привозили кино. Однажды он посмотрел музыкальную мелодраму «Песня первой любви» с гремевшим тогда по всему СССР Рашидом Бейбутовым в главной роли. Его голос – тенор альтино (высокий тенор) – завораживал сочетанием несочетаемого: восточной гортанной манерой пения и в то же время классической европейской постановкой голоса и певческого дыхания. Мальчик был потрясен, несколько дней не мог прийти в себя. «Я буду актером!» – решил он.

 

«ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ – К ЗВЕЗДАМ!»

Но дорога к мечте не была легкой. Пришлось поработать сначала столяром на Алагирском дерево­обрабатывающем комбинате, потом год – автослесарем в Алагирском таксомоторном парке. «Я очень любил технику, – вспоминает Анатолий. – Руководитель автохозяйства Чермен Короев обратил на это внимание и предложил мне льготное место в профильном вузе в Ростове-на-Дону. Предложение было весьма заманчивым. Но мечта о театре взяла верх!»

 

ГИТИС

С 1965 по 1970 год Анатолий Галаов – студент актерского факультета ГИТИСа. Но до Российского института театрального искусства еще была «Щука» и во время учебы в ГИТИСе – попытки поступить во ВГИК. «Эта мечта – стать киноактером – глубоко засела во мне. Когда учился в ГИТИСе, то после первого курса тайком вместе с Иветтой Моргоевой мы пошли во ВГИК пробоваться. Мы понравились, но нам сказали, что у нас специфичная внешность и ролей в кино будет мало. Так мы и остались в ГИТИСе», – вспоминает он.

 

Слева направо: Ахсарбек Бекмурзов, Анатолий Галаов, Казбек Суанов

 

В ОСЕТИНСКОМ ТЕАТРЕ

 

С 1970 года, после окончания в Москве актерского факультета ГИТИСа, Анатолий Галаов стал работать актером Северо-Осетинского государственного академического театра. Ролей было очень много (играл и революционера Георгия Цаголова, и писателя Гино Баракова), но Анатолия все сильнее тянуло в режиссуру. Ему хотелось самому ставить спектакли. С этой целью он решил получить второе образование – режиссерское. Но прежде, чем дать ему добро на режиссерское отделение, Анатолию позволили поставить в Осетинском театре спектакль. «Это была музыкальная комедия «Ох уж эта молодежь!» – вспоминает Анатолий. – Автор пьесы – известный актер Исаак Гогичев. Проба в режиссуре, по мнению руководства театра и зрителей, оказалась удачной: спектакль держался в репертуаре Осетинского театра долгих 15 лет».

 

В 1976–1977 годах Анатолий Галаов – слушатель Высших режиссерских театральных курсов при ГИТИСе. Руководитель мастерской – Андрей Гончаров, народный артист СССР, известный театральный режиссер.

 

На Высших режиссерских Анатолий, кроме режиссуры, всерьез увлекся сценографией. Он с головой ушел в изучение искусства организации сцены и театрального пространства: сам рисовал мизансцены, придумывал декорации… Все полученные в Москве знания молодой режиссер старался применить в Осетинском театре. Его постановку «Суд» по пьесе Дарико Макиевой особо отметили во время тбилисских гастролей. Когда пришло время выбирать художественного руководителя Осетинского театра, было три претендента: Георгий Хугаев, Анатолий Дзиваев и Анатолий Галаов.

 

В роли Коста

 

«После первого тура голосования остались Геор Хугаев и я, – вспоминает он. – После второго – я». Три очень трудных года на стыке развала СССР и перестройки (с 1988 по 1991 год) Анатолий Галаов был художественным руководителем и директором Осетинского театра. Было тяжело. Часть труппы ушла с Георгием Хугаевым в сельхозинститут. К тому времени, кроме Высших театральных курсов, он успел усовершенствовать свои знания в профессии еще и как участник режиссерской лаборатории под руководством Георгия Товстоногова, режиссера БДТ, народного артиста СССР (с 1982 по 1986 год).

 

Театралы помнят постановки Анатолия Галаова того времени: его дипломную работу на Высших режиссерских курсах по пьесе Мара Байджиева «Дуэль» – нашумевший спектакль назывался «Загляни в свое сердце». В этом спектакле на сцене шел настоящий дождь, было настоящее озеро, плывущая лодка, сам Маирбек Икаев приплывал на этой лодке… Магия театра!

 

МЕЖДУ ЗВУКОМ И СМЫСЛОМ

 

Первый Всесоюзный конкурс чтецов состоялся в СССР в 1936 году. До 1970 г. было проведено четыре конкурса. С 1970 г. конкурс чтецов стал проводиться в стране регулярно. «В 1972 году я поехал в Новосибирск как победитель регионального конкурса чтецов, – вспоминает Анатолий. – Председателем жюри конкурса в Новосибирске был известный мастер художественного слова Сурен Кочарян. В первом туре конкурса я читал Коста на осетинском языке. Во втором было задание придумать новую композицию за сутки. Помню, что в этой композиции я даже пел. В третьем туре я тоже собирался читать на осетинском, но председатель жюри Сурен Кочарян обратился ко мне с такими словами: «Нам очень нравится, как Вы читаете. Но, пожалуйста, хотя бы в третьем туре прочтите на понятном для всех нас языке!» Тогда я прочитал «Дары Терека» Лермонтова. Во время конкурса у меня появился «болельщик» – артист театра «Факел». Он подошел ко мне после третьего тура и сказал: «Вы лучше всех здесь!» Но на победу я не надеялся, ведь было очень много сильных чтецов – когорта профессионалов. Какова же была моя радость, когда объявили, что я занял первое место!»

 

Художественное чтение играло важную роль в творческой жизни Анатолия Галаова. Его, как чтеца, приглашали в Москву на правительственные концерты, в Союз писателей. В домашнем архиве Анатолия Галаова хранится редкая грампластинка, записанная группой из Грузии: на одной стороне пластинки он читает Коста, на другой – произведения современных осетинских поэтов.

 

С МУЗЫКОЙ В СЕРДЦЕ

 

«К опере я всегда относился с любопытством, с большим интересом, – вспоминает Анатолий Галаов. – Ходил в Большой театр на спектакли, в Музыкальный театр имени Станиславского. Балет тоже очень много смотрел. Оперу и балет я всегда считал искусством элитарным. Но мысли о том, чтобы стать оперным режиссером, у меня никогда не было».

 

И вдруг… Лариса Гергиева предложила помочь ей. «Мы давно знакомы, – рассказывает Анатолий Галаов. – Я всегда приглашал ее с мужем, известным певцом и композитором Грайром Ханеданьяном, на правительственные концерты, которые ставил. Концертмейстером всегда была Лариса». В Москве ей как раз предложили возглавить наш Музыкальный театр в новом статусе – Театра оперы и балета. Формулировка была ультимативной: «Иначе – закроем». «Первый спектакль, который я по ее приглашению поставил в 2006 году, – «Али-Баба и сорок разбойников», – вспоминает Анатолий Галаов. – Это была музыкальная сказка. Спектакль получился, маленькому зрителю понравился. Второй шаг: она пригласила меня в театр в качестве директора. Опыт руководства в Осетинском театре у меня уже был. Я долго думал, прежде чем дать согласие».

 

Их объединили творчество и вера друг в друга. Театр надо было реформировать. Он поменял свой статус – стал Театром оперы и балета. Это обязывало, ставило новые задачи, открывало большие перспективы. В 2007 году Анатолий Галаов поставил оперу «Иоланта» П. Чайковского. Это был большой шаг вперед. В 2008 году – мировую классику: «Кармен» Бизе. «Евгения Онегина» в концертном исполнении в постановке Анатолия Галаова показывали в избалованной искусством Европе – во Франции и Англии. Пели русские, французские певцы, а хор был испанский. Дирижировал Туган Сохиев. Коуч – Лариса Гергиева. «Лариса Абисаловна – признанный в мире специалист по русскому стилю в вокальном искусстве, – поясняет Анатолий Галаов. – Самое сложное – это именно стиль. И ей удалось добиться от европейских певцов отменного произношения русского текста, глубинного понимания русской оперы, которая имеет свои традиции, свою богатую историю».

 

Большим событием в культурной жизни Северной Осетии и региона в целом стали ежегодные международные фестивали искусств «В гостях у Ларисы Гергиевой». «За один месяц мы показали три национальные оперы, – вспоминает Анатолий Галаов. – «Аланы» Ацамаза Макоева, «Яблоко нартов» Ларисы Кануковой, «Тамара и Давид» Грайра Ханеданьяна. Это был 2010 год».

 

В 2016 г. Анатолий Галаов поставил оперу «Демон» Антона Рубинштейна. В 2018-м – «Коста» Христофора Плиева. «Для меня все, что касается Коста, свято», – признается Анатолий. И это не просто слова: Коста в творчестве Галаова – тема для отдельной монографии. В Осетинском театре в драматическом спектакле «Горькие рифмы» он сыграл самого Коста. За эту роль он был удостоен Государственной премии им. К. Хетагурова. «Для роли Коста я очень сильно худел, – вспоминает Анатолий. – Переставал есть хлеб, сладкое. Я о нем много читал, и все вспоминали, как он мало ел в гостях. По осетинской традиции не принято было наедаться на куывдах (пирах).  Хорошо помню, когда мой отец или дядя по матери Сослан Черчесов ехали куда-то на свадьбу, куывд или хист (поминки), они перед этим дома плотно ели. Позорно было вести себя в гостях так, как будто еду в первый раз в жизни увидел. Объясняли они свое поведение так: на куывде главное – кувын (славословие Всевышнего), а не наполнение желудка. Этим заветам предков свято следовал Коста. Помню один случай: мы год не играли «Горькие рифмы» и вдруг объявляют, что мы везем спектакль в мой родной Алагир. Тут я с ужасом обнаружил, что за год, который я не играл Коста, столько набрал в весе, что в костюм Коста не влезаю. Выручила черная бурка!»

 

Сейчас Анатолий Галаов играет в Осетинском театре Наиба в спектакле Тамерлана Сабанова «Фатима» (по одноименной поэме Коста). Главную героиню играет его дочь Залина. А несколько лет назад Анатолий Галаов снялся в документальном фильме «Всегда живой… Коста».

 

Оперу Христофора Плиева «Коста» в его постановке возили в Санкт-Петербург, показывали на знаменитой сцене Мариинского театра. Есть запись, которую транслировали по всему миру. Это ли не продвижение осетинской оперы в мировом культурном пространстве?

Мадина ТЕЗИЕВА

(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)


Похожие записи:

ОБЩЕСТВО 23.03.2022 в 17:31

«Светлый мир народной культуры»

2022 год объявлен в РФ Годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. 22 марта в Республиканской юношеской библиотеке им. Г. Газданова состоялось первое мероприятие Года народного искусства.

ОБЩЕСТВО 19.05.2022 в 13:21

Марафон «Новые горизонты» собрал более 70 млн просмотровда

Более 70 млн просмотров набрали трансляции с площадок федерального просветительского марафона “Новые горизонты” – масштабного мероприятия Российского общества “Знание”, сообщили в пресс-службе мероприятия.

ОБЩЕСТВО 12.12.2017 в 10:48

Пассажирские перевозки остаются больной темой

В Правительстве РСО-А впервые состоялась встреча руководителей министерств и ведомств регионов СКФО, курирующих транспортную отрасль.

ОБЩЕСТВО 8.05.2022 в 17:00

Сергей Меняйло поздравил жителей республики с 77-й годовщиной Великой Победы

Дорогие земляки, жители Северной Осетии!   Поздравляю вас с праздником – 77-й годовщиной Великой Победы!

ОБЩЕСТВО 15.02.2022 в 10:33

Социальная поддержка ветеранов боевых действий

Сегодня, 15 февраля 2022 года, исполняется 33-я годовщина со дня вывода советских войск из Афганистана. Этот день в России объявлен Днем памяти воинов-интернационалистов.

ОБЩЕСТВО 14.03.2022 в 22:30

Дети Донбасса начинают учебу в школах города

Вчера ребята из Донбасса сели за парты владикавказских школ. 40 учеников встречают первый учебный день с радостным волнением. На протяжении нескольких месяцев многие были оторваны от образовательного процесса.

Все новости из категории: ГЛАВНЫЕ НОВОСТИОБЩЕСТВО